Учебный план по дуальному обучению. Дуальное обучение в СПО

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Задание на стажировку в Германии

1. Определите актуальную для Вас тему (или направление деятельности) по совершенствованию образовательного процесса: Задачи профессиональной образовательной организации в системе практикоориентированной (дуальной) модели обучения, «Колледж 2020».

В ходе стажировки подберите материал по данной теме (направлению)

2. Подберите материал для дальнейшего использования в образовательном процессе, систематизируя его в форме следующей таблицы:

Наблюдения (описание увиденного приема, способа и др.)

Планируемое использование

(в организации учебных занятий, в создании образовательной среды…)

Основой образования являются не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Студента уже на стадии обучения включают в разработку новых технологий, адаптируют к условиям конкретной производственной среды

Организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов, направленную на постановку и решение им самим конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, проектных и т.д.). Планирую использовать проектный подход к организации учебной деятельности, когда студенты приобретают знания, умения, навыки и опыт в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов

Практическое представление учебных курсов:

Обучение экономичному вождению трактора (экономия топлива);

Увеличение тягового усилия трактора с помощью балласта и уменьшения давления в шинах.

Практическое профессиональное образование в области:

Растениеводство;

Животноводство

Обучение студентов организовано по схеме – 20% теории и 80% практики

Организация практик в реальных производственных условиях на действующих предприятиях агропромышленного комплекса. Довести процентное соотношение теории и практики до 30/70

Образование – Повышение квалификации

Профобразование на «признанных» обучающих предприятиях

Создать реестр социальных партнеров. Организавать шефство, тьюторство, наставничество на предприятиях – партнерах. Сформировать аттестационные и квалификационные комиссии, производить оплату обучающимся за время прохождения профессиональной практики

Роль преподавателя (тренера) в ходе выполнения заданий заключается в правильном ориентировании и консультировании студентов, выработке навыков самоорганизации

Создание позитивного психологического микроклимата, стимулирование уверенности обучающихся в собственных силах, самостоятельности и настойчивости в решении поставленных задач

3. Определить основные мероприятия по внедрению результатов стажировки:

Название мероприятие, его характеристика

Срок реализации

Ожидаемый результат

Организовать проектный подход к организации учебной деятельности, когда студенты приобретают знания, умения, навыки и опыт в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов

Сентябрь-октябрь, 2016г.

Студенты самостоятельно организуют познавательную деятельность направленную на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, проектных и т.д.)

Довести процентное соотношение теории и практики до 30/70

2016-2017 учебный год

Процентное соотношение теории и практики довести до 20% - теоретической подготовки и 80% - производственной

Организовать стажировку инженерно-педагогических работников на ведущих предприятиях АПК региона

Ноябрь-декабрь, 2016г.

Прохождение стажировки по направлению подготовки «Технология мяса и мясных продуктов» на базе Агрохолдинга «Юбилейный»

Создать реестр социальных партнеров. Сформировать аттестационные и квалификационные комиссии по приему квалификационных/демонстрационных экзаменов на базе предприятий

Декабрь-январь, 2016г.

Прием квалификационных экзаменов с элементами WSR только на предприятиях включенных в реестр «признанных предприятий»

Создать позитивный психологический микроклимат, стимулировать/поощрять уверенность обучающихся в собственных силах, самостоятельности и настойчивости в решении поставленных задач

2016-2017 учебный год

Роль преподавателя в ходе выполнения заданий заключается в правильном ориентировании и консультировании студентов, выработке навыков самоорганизации

Отчет по стажировке в Германии

Дуальное образование (Duales Studium) - система профессионального обучения, широко распространенная в Германии. Учащиеся по такой программе одновременно получают теоретические знания в учебном заведении и практические - в компании-работодателе.Содержание программ составлено с учетом международного опыта обучения специалистов-фермеров в области повышения эффективности использования сельскохозяйственной техники, изучения современных технологий растениеводства и животноводства. Обучение студентов организовано по схеме – 20% теории и 80% практики.

Все профессии, которым можно обучиться по программе дуального образования, оговорены в немецком законодательстве. На 2016 год таких профессий в Германии - триста пятьдесят. Среди них - и продавец, и электрик, и повар, и специалист IT, и механик обогревательных и кондиционирующих систем.

Программа обучения Duales Studium обычно длится два или три года. 3-4 дня в неделю ученик работает в компании, с которой он подписал контракт, еще 8-12 часов в неделю - учится в профессиональном учебном заведении (Berufsschule). В конце обучения нужно сдать государственный экзамен, который в случае провала можно пересдавать еще два раза. Часть образовательной программы может проходить за границей. Всё это время ученик получает стипендию, которая позволяет ему оплачивать жилье и еду.

Ученика-практиканта не могут заставить делать кофе и бегать на почту. Работодатель может давать практиканту только задания, напрямую связанные с изучаемой им профессией. Неоспоримые плюсы такого вида образования - получение практических знаний и опыта с первых же месяцев обучения и высокий шанс после завершения обучения трудоустроиться в той компании, которая обеспечивала прохождение практических занятий.

Основой профессионального образования сегодня должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Поэтому, подготовка будущего специалиста наиболее эффективно будет происходить в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, направленной на постановку и решение им самим конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проектных и т.д.). Так, например, наиболее прогрессивным, но фактически не используемым в образовательном процессе, является проективный подход к организации учебной деятельности обучающихся. В учебном процессе метод проектов является технологией обучения, когда обучающиеся приобретают знания, умения, навыки, опыт в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. При организации проективной деятельности я исхожу из того, что проект – это небольшая творческая работа, поэтапно – от идеи до её воплощения, обладающая объективной или субъективной новизной; в процессе работы над проектом обучающийся постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах. Основными этапами проективной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный на котором происходит представление результатов и контроль деятельности обучающихся. Роль преподавателя в ходе выполнения проектов заключается в правильном ориентировании и консультировании. Обязательным условием является создание позитивного психологического микроклимата, стимулирование уверенности обучающихся в собственных силах, самостоятельности и настойчивости в решении поставленных задач.

ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белгородский строительный колледж»

Публикация

Разработал: мастер производственного обучения

Салабай Марина Анатольевна

Титова Любовь Михайловна

Белгород 2017

«Дуальная система обучения, в учреждениях среднего профессионального образования»

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы является внедрение дуальной системы обучения. Выясним значение термина дуальное обучение. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность". Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату. Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров. Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе. Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и профессиональных школ. Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика подготовки кадров в Германии. Ее истоки - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве. Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой. Внедрение дуального образования в любое образовательное учреждение представляет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию. В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе. Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени). Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий и организаций, обучающихся, государства: Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию. Для обучающихся – это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения. В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики. Анализ литературных источников по проблеме использования дуального обучения в зарубежных государствах позволяет говорить о том, что данную систему можно адаптировать к наших реалиям: 1) нужно обеспечить тесную интеграцию между образовательными учреждениями и предприятиями; 2) следует прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах, чтобы точно знать кого и сколько надо; 3) необходимо разрабатывать профессиональные стандарты и на их основе строить образовательные программы; 4) добиться того, чтобы блоки теории и практики чередовались в процессе всего обучения (например, неделя теории и сразу же 2 недели практики); 5) обязательно проводить профориентационную работу со школьниками, чтобы их выбор будущей профессии был осмысленным. Дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО. Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города, дошкольных учреждениях. Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, воспитателей ДОУ, включают в себя три основных компонента: 1) учебную, производственную (педагогическую) практику; 2) практические и лабораторные занятия; 3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы). Цель: создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности. Задачи: - уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей, - повышение инвестиционной привлекательности региона, - привлечение инвестиций в систему профобразования. На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разрабатывается нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения: – договоры о дуальном обучении студентов колледжа с дошкольными учреждениями города; – дополнительно определяются образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения; – разрабатываются Программы дуального обучения по специальности Дошкольное образование, готовится согласование Программ с дошкольными образовательными учреждениями; – разрабатывается учебный план по специальности, который будет согласован с дошкольными образовательными учреждениями; – планы-графики дуального обучения будут согласованы с базовыми образовательными учреждениями; – составляется план мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения; – готовится к утверждению Положение «Об организации и проведении дуального обучения в колледже»; – готовятся к заключению ученические договоры о дуальном обучении. (2) На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий и разных видов практики на базе работодателя. Практика в рамках элементов дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики становится составной частью экзамена (квалификационного). Социальные партнеры имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в экзаменах (квалификационных), проводимых по изученным модулям, государственной итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Обучающиеся колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в колледже в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия или организации, с условиями и экономическими возможностями предприятия. Преподаватели специальных дисциплин имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения), принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование. Таким образом, переход на систему дуального обучения: во-первых, позволит значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО; во-вторых, поможет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности; в-третьих, повысит профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда; в-четвертых, укрепит взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования. Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства. Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства .

Список литературы

1. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация.//М., 2002.

2. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm.

3. Шерстнева Н.В. Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.kz/index.php?option=com_content &view =article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95

4. Вопросы перехода на дуальное образование [Электронный ресурс]. URL: http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/

Итак, какую же цель преследует дуальное обучение, какие его основные задачи перед собой ставит и что можно получить в результате?

Данная система обучения специалистов направлена на совершенствование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов.

К основным задачам дуальной системы обучения относятся:

  • создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов и моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров;
  • создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования в пилотных регионах.

К ожидаемым результатам внедрения дуальных моделей профессионального образования можно отнести:

  1. Обучение, сориентированное на существующее производство.
  2. Повышение заинтересованности предприятий в финансировании.
  3. Улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах.
  4. Вариабельность индивидуальных образовательных программ.
  5. Улучшение квалификации. Рост престижа профессий.

Основные аспекты дуальной модели обучения

В следующем списке характеристик, можно увидеть отличия практико-ориентированного образования по отношению к другим видам:

  1. Усовершенствованные партнёрские механизмы (социальная сфера).
  2. Направленность целей на экономическую сферу.
  3. Использование в обучении технологических стандартов — определяется как преимущественный ориентир при выборе средств, методов и форм обучения.
  4. Использование в первую очередь практических форм обучения, которые ориентированы в первую очередь на развитие конкретных умений и навыков по стандартам.

Дуальное образованиеподразумевает привлечение и вовлечение в систему ПО организаций работодателя как провайдера образовательных услуг. В РФ и во многих других странах внедрение дуальная модель обучения в таком формате невозможно.

Понятие «дуального обучения» в России используется в широком и узком смысле .

В широком смысле под дуальным образованием понимается инфраструктурная региональная модель. Она обеспечивает взаимодействие нескольких систем. К этим системам относятся:

  1. Система прогнозирования потребностей в кадрах.
  2. Система профессионального образования.
  3. Система профессионального самораспределения.
  4. Система подготовки, повышения и квалификации педагогических кадров. Сюда же включены и наставники на производстве.
  5. Система оценки профессиональной квалификации.

Системы взаимосвязаны и одна без другой попросту не смогут существовать.

В узком смысле дуальное обучение можно рассматривать как форму организации и реализации образования, подразумевающую теоретическое обучение в ОО, а практическое - у работодателя в организации.

На сегодняшний день дуальное обучение считается самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики. Крупный бизнес с высокотехнологичным производством, ориентиры которого — международные стандарты качества продукции и квалификации самих кадров, затрагивается напрямую .

Факторы привлекательности дуальной системы подготовки кадров для бизнеса:

  1. Составление учебных планов реализовывается с учётом предложений работодателей. Для студентов это выливается в получение знаний, прежде всего связанных с тем, что им пригодится на производстве. Как результат — квалификация будущих специалистов соответствует действующим на производстве профстандартам.
  2. Будущий специалист прямо на рабочем месте приобретает профессиональные навыки, умения, компетенции — он подготовлен к работе на производстве и мотивирован на производственную деятельность.
  3. Студент знакомится и усваивает нормы корпоративной культуры на практике.
  4. Предприятие экономит на кадровом рекрутинге. В подавляющем большинстве случаев выпускники СПО идут работать в те предприятия, где проходили практику.
  5. Кадровые службы совершают меньше ошибок — за время продолжительной практики уже можно отметить сильные и слабые стороны обучающихся.
  6. Сотрудничество с ОО в рамках дуального обучения предоставляет работодателю возможность организовать систему обучения внутри фирмы и в рамках программы повышения квалификации выбрать на своё усмотрение наиболее квалифицированных преподавателей из образовательной организации.

Нормативно-правовое оформление дуального обучения: о положениях

Пошаговая реализация дуальной модели обучения выглядит следующим образом:


Остановимся и подробно рассмотрим второй пункт. Для нормативно-правового оформления внедрения дуальной модели обучения требуется подготовка соответствующей нормативно-правовой базы. Она разделяется на три уровня управления:

  1. Локальный.
  2. Региональный.
  3. Федеральный.

Что касается термина «Дуальное образование», то на сегодняшний день на федеральном уровне для него нет определения . Использоваться ОО и работодателями он может при наличии нормативных правовых актов субъекта РФ о проведении регионального эксперимента.

На опыте пилотных регионов можно увидеть, что общие условия организации профессионального образования определяются нормативными актами субъекта РФ. Документы могут иметь различные названия, но, как правило, это «Положение о дуальном обучении». Документ может носить и другие названия:

  1. Положение о мониторинге трудоустройства выпускников образовательных программ с использованием элементов дуального обучения.
  2. Положение о наставничестве.
  3. Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса
  4. Положение об организации обучения на рабочем месте.
  5. Положение о Службе содействия трудоустройству выпускников, обученных по дуальной системе подготовки кадров.
  6. Типовой ученический договор.

Все вышеперечисленные названия можно применять на региональном уровне. При этом они не будут противоречить федеральному законодательству.

Детально же прорабатывать образовательный процесс могут его участники локальными нормативными актами , содержание которых будет зависеть от специфики конкретной образовательной программы, принятой за основную в конкретной профессиональной образовательной организации. К примеру, это могут быть документы со следующими названиями и соответствующим содержанием:

  1. Положение о производственном экзамене.
  2. Положение о производственной практике.
  3. Положение о моральном и материальном поощрении лучших выпускников, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Вот примеры положений, написанные некоторыми ОО.

Практикум: «Структура учебного процесса при дуальной модели обучения»

План проведения практикума:

Цель практического занятия: обсуждение актуальных проблем по внедрению элементов дуального обучения и подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в сфере сельского хозяйства

I. Вступительная часть (5 мин)

    Приветствие

    Заполнение опорного листа (первая графа)

II. Основная часть (1 час 20 мин)

    Беседа-лекция по теме «Структура учебного процесса при дуальной

модели обучения» (10мин)

    Работа в группах (описание преимуществ для участников дуального образования: для предприятий, для государства и общества, для системы профессионального образования) (15 мин)

    Обсуждение преимуществ дуального образования (мини-презентация работы группы) (6 мин)

    Работа в группах выработка последовательности действий по

внедрению дуальной модели обучения (20 мин)

    Составление календарного графика учебного процесса в группах по направлениям подготовки (17 мин)

    Мини-презентация работы групп (6 мин)

III. Обсуждение итогов работы практикума (5 мин)

Заполнение опросных листов. (5 мин)

Ход практикума:

Сегодня в ходе нашего семинара-практикума мы просим Вас заполнить опросный лист. В начале нашей работы мы предлагаем Вам произвести записи в первой графе опросного листа.

Процесс подготовки квалифицированного специалиста претерпел в последнее время существенные изменения. Система среднего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Школы, техникум и работодатели - звенья одной цепи. Работодатели призваны сформулировать требования как к количеству, так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а образовательные учреждения удовлетворять эти требования.

Система профессионального образования в изменившихся условиях социально-экономического развития страны постоянно совершенствуется и требует новых подходов к установлению взаимодействия сторон.

В настоящее время приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда.

В.В.Путин в отчете о работе Правительства сказал «необходимо решить базовую задачу - модернизировать сеть учреждений профессионального образования, настроить ее на потребности экономики, дав самим работодателям возможность прямого участия в управлении профессиональным образованием».

Выполнить эту задачу возможно с помощью дуального образования - новой модели, в которой сочетаются теоретическая подготовка и практические занятия на рабочем месте.

Ситуация современного рынка требует новых методов работы образовательных организаций и работодателей. Работодатели, как потенциальные заказчики, должны активно включаться в процесс формирования государственного заказа, определения профессиональных компетенций, участие в профессиональной подготовке студента.

Термин «Дуальность» означает «Двуединство, двойственность».

Под дуальной моделью обучения понимают такую модель, при которой весь процесс овладения профессией происходит в двух учебных заведениях, то есть практическая (производственная) часть – на обучающем предприятии, а профессионально-теоретическая - в образовательном учреждении.

Дуальная система обучения является продуктом партнерства образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста, она строится на взаимодействии двух самостоятельных в правовом отношении сфер в рамках официально признанного профессионального образования, осуществляемого в соответствии с законодательством.

Необходимые системные изменения

Традиционное обучение

Бесцельный набор абитуриентов . Не спланировано ни количество, ни направления подготовки, ни, тем более, специализация под рабочее место. Все учебные заведения стремятся в силу экономической целесообразности набрать как можно больше студентов , не обращая внимания на их личные качества, способности и потребности предприятий.

Минимальное количество практических занятий . Места прохождения практики никак не связаны с будущим трудоустройством. Наставничество на предприятии или полностью отсутствует или очень низкого качества.

Какого-либо планового или закономерного карьерного роста у выпускников колледжей нет. Многое зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств.

Дуальное обучение

Студента зачисляют на 1-й курс, четко понимая, на каком месте он будет работать, практика во время обучения полностью ориентирована на обучение и адаптацию студента на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе (смене). Качество подготовки очень высокое. Студент после окончания обучения остаётся работать на месте практики.

Каждый выпускник, прошедший профессиональное обучение, имеет возможности профессионального и карьерного роста. Основные критерии оценки – высокое качество выполнения операций, наставничество , повышение профессионального уровня.

Анализ состояния реализации дуального обучения

Ответственность образовательных организаций

Разработка учебного плана, графика, рабочих программ УД и ПМ, программ практики

Создание ФОС

Разработка программы ГИА, организация процедуры ГИА

Координация взаимодействия по реализации дуального обучения

Разработка нормативных документов по организации дуального обучения

Оформление трёхсторонних договоров (ОО – обучающийся – предприятие)

Разработка программ и подготовка наставников, обучение работников предприятия на рабочих местах, в МФЦПК

Обновление материально-технической базы

Ответственность предприятий

Согласование рабочих программ УД и ПМ, программ практики

Утверждение (согласование) ФОС

Согласование программы ГИА, участие представителя работодателя в ГИА в качестве председателей и экспертов

Предоставление мест практики

Предоставление рабочих мест для организации стажировки преподавателей ОО, мастеров п/о

Работа в группах

для предприятий

    подготовка кадров «под себя»

    формирование кадрового потенциала

    оптимизация затрат на поиск, подбор и адаптацию персонала

    усиление притока квалифицированных кадров

для государства и общества

    снижение уровня безработицы среди молодежи

    повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов на рынке труда

    улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в регионе

    подготовка квалифицированных рабочих кадров, востребованных реальным сектором экономики

    повышение эффективности деятельности системы профессионального образования и расходования средств бюджета

Работа в группах

1 этап – установление договорных отношений между ОО и предприятием:

    Создание Центра непрерывного аграрного образования

    Соотнесение ФГОС и требований работодателя, зафиксированных в профессиональных стандартах и должностных инструкциях – выделение дополнительных компетенций

    Внесение (на уровне тематического планирования) изменений в содержание программ

2 этап – распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между ОО и предприятием

    Составление графика чередования теории и практики

    Согласование перечня видов работ, которые будут отрабатываться на предприятии

    Создание нормативной базы по реализации индивидуальных учебных планов для студентов, обучающихся по дуальной модели

3 этап – конструирование элементов процесса дуального обучения

    Корректировка содержания рабочих программ в сторону практико-ориентированности

    Разработка контрольно-оценочных средств (содержание заданий и критерии оценки)

    Разработка программ для обучения наставников предприятия и проведение обучения

    Разработка комплектов учебно-методического обеспечения рабочих программ с учётом технологии дуального обучения

4 этап – апробация и корректировка

    Организация процесса дуального обучения на основании разработанного комплекта документации

    Выявление проблем, оперативное реагирование

    Апробация педагогических технологий, ориентированных на эффективное обучение

Сейчас мы предлагаем Вам поработать над составлением календарного графика учебного процесса. Вы распределены на группы по специальностям среднего профессионального образования. В какое время учебного года по Вашему мнению целесообразно студентам проходить производственное обучение, с учетом специфики специальности или профессии.

Затем в ходе обсуждения мы придем к оптимальному варианту.

(работа в группах и защита)

По окончанию работы просим Вас дозаполнить опросные листы и сдать их нам. Спасибо.

Приложение 1

ОПРОСНИК

Тема: «Структура учебного процесса при дуальной модели обучения»

Я знаю (применяю в практике)

Я узнал

Хочу узнать

Буду использовать в работе

Приложение 2

Преимущества для участников дуального образования

для предприятий

для государства и общества

для системы профессионального образования

Приложение 3

Последовательность действий по внедрению дуальной модели обучения

Приложение 4

Календарный график учебного процесса

по профессии/ специальности _______________________________________________________________

Рассказать друзьям