Причины аварий и катастроф в промышленном производстве. Человеческий фактор — основная причина аварий на производстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский Государственный Университет»

Факультет строительства и экологии

Кафедра Техносферной безопасности

Тема: “ Причины аварий и катастроф в промышленном производстве

Выполнили: студенты гр. ТБ-11-1

Обухов Д.А.

Проверил: Коротыгина А.В.

Общая характеристика аварий и катастроф. Причины их возникновения и методы ликвидации

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения сопровождающееся нарушением производственного процесса и связанное с опасностью для человеческих жизней. Они могут произойти на коммунально-энергетических сетях, транспорте, промышленных предприятиях.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями. Различие между аварией и катастрофой заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.

В результате аварии на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия - это разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линии связи, энергетических и коммунальных сетей.

Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человеческим жертвам. Степень и характер разрушений во многом зависят не только от мощности взрыва, но и от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.

Чаще всего взрывы происходят там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ, или на газопроводах при плохом контроле за их состоянием и несоблюдении требований техники безопасности в ходе их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане в 1989 г., где взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, многие получили травмы и увечья. К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.1

Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы приносят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины - ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ. В 1993 г. в руины превратился один из цехов Братского алюминиевого завода. Под обломками здания оказались 14 рабочих ночной смены.

Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах и др. Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфора, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.

В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.

Каждые 4-5 мин. в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей. Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы.

14 марта 1993 г. произошел крупнейший за последние 20 лет пожар в России. Дотла сгорел на КамАЗе завод по производству двигателей. Общая площадь пожара составила 200 тыс. кв. м.

При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность. Прежде всего необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения.

После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожаров, принимаются меры к предотвращению дальнейших разрушений. Обрушаются или, наоборот, укрепляются отдельные конструкции, которые угрожают падением, а также проводятся неотложные работы на коммунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.2

В результате аварии или катастрофы на объектах нефтяной, химической и газовой промышленности может произойти загазованность атмосферы, розлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей.

Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), взрывоопасные и огнеопасные вещества и материалы. К ним относятся:

предприятия химической и других родственных отраслей промышленности;

предприятия, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водопроводные и очистные сооружения, на которых применяют хлор;

железнодорожные станции и тупики, где есть пути отстоя подвижного состава с СДЯВ;

склады и базы с запасами ядохимикатов.

При аварии с выбросом СДЯВ, вылившееся СДЯВ обильно орошают водой. В загазованных производственных помещениях немедленно включается аварийная вентиляция. Для уменьшения глубины распространения зараженного воздуха можно применять вертикальные водяные завесы. Такие завесы рассеивают облако паров СДЯВ, а также частично нейтрализуют СДЯВ.

Очень опасными последствиями крупных аварий являются пожары и взрывы. Чаще всего взрываются находящиеся под высоким давлением котлы, баллоны, трубопроводы, угольная пыль и газ в шахтах, древесная пыль и пары лакокрасочных веществ на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях. Последствия многих производственных аварий опасны не только для рабочих и служащих пострадавшего объекта, но и для близлежащих предприятий и жилых районов. Это надо учитывать при организации работ.

Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления.

Основными причинами производственных аварий и катастроф являются:

недостатки проектирования предприятий;

несоблюдение правил по технике безопасности;

отсутствие постоянного контроля за состоянием производства и особенно при использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;

нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов;

низкая трудовая и производственная дисциплина;

возникновение аварии на соседних предприятиях или на энергетических и газовых сетях;

стихийные бедствия, вызывающие аварии.

Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

Автомобильные аварии и катастрофы

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 - целая школа. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.3

По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы.

При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД, скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Авиационные аварии и катастрофы

При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.4

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

авария катастрофа автомобильный авиационный

Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений.

Высота и скорость волны прорыва зависят от того, где происходит - в верхнем или нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч.

Значительные участки местности через 15-30 мин. обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

Аварии на АЭС

Для аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами полураспада - до 30 лет. При этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.

Основные мероприятия по предупреждению аварий

Задача каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.

Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.

На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.

Действия населения в случае чрезвычайной ситуации:

Включить телевизор или радио - выяснить тип чрезвычайной ситуации.

Собрать документы.

Собрать запас простейших медикаментов.

Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.

Возможные указания для оповещения населения:

Укрыться на месте.

Рассредоточится по местности.

Собраться в пункте эвакуации.

Группы эвакуации:

Колонна - 20-30 человек, в которой назначается старший.

Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.

Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.

Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.

После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.

При перевозке людей автотранспортом используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве

В эвакуацию берутся личные документы:

Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).

Свидетельство о браке.

Пенсионное удостоверение или иные документы.

Какие продукты берутся?:

Консервы.

Копчености.

Концентраты.

Твердые сыры.

Сухое печенье.

Также необходимо взять теплые вещи (три смены вещей).

Все упаковывается в герметичный полиэтиленовый пакет или другие герметичные емкости, обладающие наименьшим весом. С собой берется термос и фляга.

Примеры аварий и катастроф. Железнодорожная катастрофа на Транссибе

Это случилось 3 июня 1989 года, в 22. 14 по московскому времени на 1710-м километре от Москвы, на перегоне Улу-Теляк - Оша Куйбышевской железной дороги. К этому месту, где железнодорожное полотно пересекает лесистую ложбину, с двух сторон приближались два пассажирских поезда: Новосибирск - Адлер и Адлер - Новосибирск. Когда составы поравнялись друг с другом, вдруг произошел мощный взрыв. Пламя мгновенно охватило вагоны. Часть их сбросило взрывной волной под откос. Рядом с горящими составами из земли к небу бил еще один упругий факел. Как оказалось, это взорвался продуктопровод сжиженного газа, проходящий параллельно железнодорожному полотну примерно в 500 метрах от него. Видимо, еще до подхода поездов в ложбине из-за утечки легких фракций в больших количествах скопились горючие газы (они тяжелее воздуха, и при прохождении составов произошел взрыв). Во время взрыва и возникшего из-за него пожара пассажирские составы № 211 и 212 шли навстречу друг другу. Взрывной волной и огнем выбросило из колеи 14 вагонов, разрушило контактную сеть, повредило линию связи и железнодорожное полотно на протяжении нескольких сот метров. Время было позднее (второй час ночи по местному времени), поэтому большинство пассажиров в этот трагический момент спали. Многих взрывной волной выбросило из вагонов. За несколько часов пожар удалось потушить. Взрыв произошел из-за разрыва трубопровода Западная Сибирь - Урал неподалеку от железнодорожной станции Оша. По нему перегоняется сырье для химических заводов Куйбышева, Челябинска, Башкирии. Длина его составляет около 1860 километров. По мнению специалистов, на данном участке происходила утечка сжиженного газа пропан-бутана. По данным министерства путей сообщения, в двух поездах находилось более тысячи человек. В результате аварии погибло несколько сот пассажиров. Почти каждый из ехавших в поездах пострадал от высокотемпературного огня, мощнейшего удара при крушении, токсикации ядовитыми газами, образовавшимися при возгорании внутренней обшивки вагонов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины техногенных аварий. Аварии на гидротехнических сооружениях, на транспорте. Краткая характеристика крупных аварий и катастроф. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при ликвидации крупных аварий и катастроф.

    реферат , добавлен 05.10.2006

    Организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и технического характера. Функционально-организационные структуры поисково-спасательной службы по делам гражданской обороны.

    отчет по практике , добавлен 03.02.2013

    Понятие аварий и катастроф. Их основные причины. Аварии на железнодорожном и водном транспорте. Основные мероприятия по их предупреждению. Аварии на гидротехнических сооружениях. Поведение в случае железнодорожной катастрофы. Аварийная посадка самолета.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Основные задачи аварийно-спасательных служб. Организация аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф. Особенности ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте. Причины аварийной разгерметизации.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2013

    Аварии на автомобильном, железнодорожном, авиационном и на водном транспортах. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Особенности ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте. Проведение спасательных и аварийных работ.

    реферат , добавлен 10.10.2014

    Признаки, позволяющие отнести событие к чрезвычайной ситуации техногенного характера. Причины производственных аварий. Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях. Внезапное обрушение зданий.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Классификация катастроф: техногенные, стихийные и социальные. Медико-тактическая характеристика наводнений, эпидемических очагов, зон радиоактивных загрязнений, аварий на взрывоопасных объектах, очагов поражения сильнодействующими ядовитыми веществами.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2012

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Краткая характеристика аварий и катастроф, характерных для Республики Беларусь. Аварии на химически опасных, пожаро- и взрывоопасных объектах. Обзор стихийных бедствий. Возможные чрезвычайные ситуации для г. Минска.

    реферат , добавлен 05.04.2015

    Базовая классификация основных видов чрезвычайных ситуаций на предприятиях. Анализ причин возникновения промышленных аварий и катастроф. Понятие и сущность пожаров и взрывов. Общая характеристика загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами.

    реферат , добавлен 12.05.2010

    Общая характеристика аварий на транспорте. Особенности самоспасения и спасения пострадавших в автомобильных, железнодорожных авариях, в авиакатастрофах, в случае кораблекрушения. Описание катастроф века. Гибель "Титаника", сенсационные подробности.

«Действия при чрезвычайных ситуациях» - Во время проведения мероприятий по эвакуации. Подготовка к действиям при возникновении ЧС. Ядерное оружие. Работники по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю организации. По курсу «Окружающий мир» в 1-4 классах. Диверсии, теракты, взрывы, пожары. Радиоактивное загрязнение местности.

«Техногенные ЧС» - 3.2 Классификация опасных производственных объектов. - по накопленному потенциалу опасности - по механизму ущерба - по виду опасности - по характеру ЧС. Разгерметизировалась задвижка в здании запарной арматуры и произошла утечка газа. В электроэнергетике: Аварии на нефтяных месторождениях. 1.Тенденции в области природно-техногенной безопасности.

«Аварии и катастрофы» - Понятие аварий и катастроф. Наиболее частые ЧС в районах, где высокая концентрация. Причины производственных аварий: Транспортные аварии (катастрофы). Угольной промышленности Химической промышленности Нефтяной и газовой промышленности; а также сеть автомобильных и железных дорог. Авария. Аварии на очистных сооружениях.

«ЧС природного характера» - Геологические (землетрясение, извержение вулканов, оползни, сели, снежные лавины). Проекты учащихся. Природные пожары (лесные, торфяные, степные). Массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии). Стихийное бедствие в следствии взрывов и возгорания. Опасные факторы: разрушения зданий, сооружений, разлив рек и т. д.

«ЧС техногенного характера» - 1. Производственные аварии и катастрофы относятся к: Классификация зависимости от природы происхождения: Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) техногенного характера. Территориальная. Локальная (объектовая). Региональная. Глобальная. Учебные вопросы. 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

«МЧС» - При ураганах. Всегда в готовности! при возникновении ЧС с взрывом, пожаром и разрушениями. При выбросе химических веществ. Единый телефон спасения -. Стихийные бедствия. Смерчи и т.Д. - выброс аварийно-химических опасных веществ (АХОВ); - ЧС с взрывом, пожаром и разрушениями. Экстремальные ситуации чрезвычайного характера:

Всего в теме 17 презентаций

Выполнение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО), а именно защищенность жизни и здоровья людей от аварий и травм на ОПО, непосредственно связанных с человеческим фактором, в значительной мере определяется уровнем подготовки работников. В связи с этим под особым контролем Приволжского управления Ростехнадзора находятся вопросы подготовки и аттестации работников подконтрольных организаций.

Результаты работы территориальной аттестационной комиссии Приволжского управления Ростехнадзора ежемесячно направляются в центральную аттестационную комиссию. Ведется реестр удостоверений об аттестации, по которым можно сверить подлинность представленных при проверке документов. Аттестация специалистов проводится в комиссиях Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта с использованием обучающе-контролирующей системы, которая соответствует требованиям приказа Ростехнадзора от 6 апреля 2012 года № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; приказам Ростехнадзора «Об утверждении экзаменационных билетов (тестов) по блокам». В каждом субъекте и по месту нахождения опасных производственных объектов оборудованы компьютерные классы.
Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, разработано с учетом социальной значимости обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от внутренних угроз, связанных с обеспечением промышленной, энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений. Между тем организациями, осуществляющими деятельность по подготовке работников в области промышленной безопасности, зачастую нарушаются требования федерального законодательства в области промышленной безопасности в части соблюдения требований по подготовке работников опасных производственных объектов. Вследствие этого причинами аварий и травм на производстве все чаще становятся ошибочные решения персонала, незнание ими базовых требований безопасности производства работ, так называемый человеческий фактор.
Это выявляется при расследовании аварий и несчастных случаев на производстве. Например, одной из причин тяжелого несчастного случая, произошедшего в мае 2014 года на строительной площадке ООО «Евростиль» (РТ, г. Набережные Челны), явилась недостаточная квалификация персонала. При складировании газобетона башенным краном поддон ударился о кирпичную кладку, вследствие чего кладка разрушилась, а один из кирпичей упал на рабочего, который получил тяжелую травму головы. При расследовании несчастного случая комиссия выяснила, каменщики ООО «Евростиль», допущенные к выполнению погрузочно-разгрузочных работ, не были обучены и не имели удостоверения на право самостоятельной работы в качестве стропальщиков. В этой связи ими была не соблюдена технологическая последовательность выполняемых краном операций. Незнание основных требований безопасной работы в данном случае стало одной из причин несчастного случая.
Хочется еще раз напомнить, что вследствие изменений законодательства в области промышленной безопасности ответственность за соблюдение требований, а также за допуск к работам на опасных производственных объектах и объектах энергетики, возложена на эксплуатирующие организации, в том числе в рамках осуществления производственного контроля.

Мой коллега Сергей Смирнов писал в майском номере ЗР. А что приводит к инцидентам и трагедиям на дорогах? Официальная статистика ГИБДД дает лишь распределение ДТП по видам. К примеру, на столкновения автомобилей приходится 40,9% случаев. Трети аварий «сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети».

Но спекуляции на статистике куда неприятнее и опаснее ее отсутствия. Они начинаются, когда нужно сформировать «правильное» общественное мнение о том или ином явлении. Свежий пример - опасное вождение . Эксперты Открытого правительства составили перечень маневров, которым будет соответствовать новый для российских Правил дорожного движения термин. Это частые перестроения в плотном потоке («шашки»), подрезание или резкое торможение перед попутной машиной («наказание»), езда в «междурядье» и в управляемом заносе (дрифт). По их мнению, эти виды нарушений часто приводят к серьезным ДТП с погибшими и пострадавшими. Но никакими статистическими данными авторы документа свои заявления не подтверждают.

Я решил изучить подборки записей с видеорегистраторов, тысячами выложенных в интернете, и составить собственный рейтинг причин ДТП. Разумеется, в объективы автомобильных камер попадают не все инциденты и тем более не все оказываются в Сети. Но почти 1850 проанализированных видеороликов из всех уголков России позволяют сделать определенные выводы и проследить четкие тенденции. Я просмотрел ежедневные подборки аварий на одном из каналов портала YouTube за три месяца и выяснил, что 51,2% аварий попадают в одну категорию: не убедился в безопасности маневра и не предоставил преимущество в движении. Причины - невнимательность, недостаток опыта и, в последнюю очередь, откровенная наглость. По моему мнению, вот главная тема для обучения в автошколах. Ни один поворот руля не должен происходить без взгляда в зеркалá, даже если водитель считает, что рядом никого нет.

Еще 27,5% аварий происходит по следующим причинам: проезд на запрещающий сигнал светофора, столкновения попутных машин в одной полосе, наезды на стоящие автомобили, лобовые столкновения и инциденты с участием велосипедистов и пешеходов. Кстати, по статистике ГИБДД, наезды на пешеходов составляют 30,9% всех ДТП, но в интернет подобных случаев попадает немного. Вероятно, их не выкладывают по морально-этическим соображениям. Однако и того, что я увидел, хватает для однозначного вывода: большинство пешеходов мнят себя бессмертными. Безусловно, водитель обязан снизить скорость перед зеброй и пропустить людей - но далеко не все переходят дорогу в разрешенных местах. Кроме того, пункт 4.5 ПДД требует от пеших участников дорожного движения оценить расстояние до приближающихся автомобилей, их скорость и убедиться, что переход будет безопасным. А большинство пешеходов считают, что даже смотреть по сторонам необязательно. В моде стало перебегать дорогу или пересекать ее на велосипеде не снижая скорости.

Вот и получается, что вина в столкновениях с пешеходами делится практически поровну. Согласно данным автоинспекции, только в 55,3% случаев виноваты водители. Если рассматривать трагедии с летальным исходом, то этот показатель еще ниже - 40,6%. Не пора ли взяться за воспитание пешеходов? Пропаганда безопасности дорожного движения почему-то до сих пор обходила их стороной.

Если вернуться к теме опасного вождения, то зашкаливающего количества случаев я не увидел. Самые выдающиеся, конечно, запоминаются и предаются огласке, но на общую картину на дорогах влияют совсем не они. Наказание за агрессивную езду, безусловно, должно появиться в российских КоАП и ПДД. Вот только считать его весомым вкладом в борьбу с аварийностью крайне наивно. Причина львиной доли аварий - невнимательность и низкая квалификация водителей. А еще - отвратительное состояние дорог . Может, следует сначала здесь что-то подправить?

Основные причины ДТП (по статистике ЗР)

№1. Больше всего аварий (28,1%) происходит из-за непредоставления преимущества при выезде со второстепенной дороги или повороте налево через встречный поток. Здесь нет никакого опасного вождения - водители банально не убеждаются в отсутствии помех. Они не замечают даже многотонные фуры, не говоря уже о мотоциклах.

В Москве светофоры перенастраивают таким образом, чтобы левый поворот происходил без помех. Рецепт действенный, но в регионах не спешат брать пример с Первопрестольной, мотивируя это тем, что плотности потоков несравнимы. Однако дело ведь не только в пробках, но и в количестве аварий . Впрочем, на каждом выезде из двора светофор не поставишь, поэтому полностью избавиться от таких ДТП административными методами не удастся.

№2. На втором месте (23,1%) - столкновения при смене полосы. К этой же группе я отнес повороты вторым рядом и развороты от обочины - маневры, перед выполнением которых водитель должен посмотреть в зеркало заднего вида и при необходимости уступить дорогу. Но почти четверть обладателей прав считают это излишним. В этой категории встречаются аварии, подпадающие под определение «опасное вождение»: автомобиль намеренно подрезали или же задели при «игре в шашки». Из 426 просмотренных роликов с ДТП таких набралось 11%. Получается, новое жесткое наказание может избавить нас от каждого десятого инцидента в этой группе. Причиной остальных 89% останется невинное «я не заметил». Причем закончиться оно может как притертым бампером, так и вытолкнутым под встречный грузовик автомобилем.

№3. «Не справился с управлением» - третья основная причина ДТП. На ее долю приходится 21,3% случаев. Таково среднее значение показателя, а на самом деле он в немалой степени зависит от сезона. Зимой количество подобных аварий возрастает вдвое и превышает треть общего числа. Причины понятны: неубранные дороги со снежно-ледовыми колеями, плохое освещение или отсутствие оного, не соответствующие погоде шины , а также переоценка водителями своих возможностей.

Снизить число таких дорожно-транспортных происшествий можно только совместными усилиями коммунальщиков, служб, отвечающих за организацию движения, ГИБДД и автошкол. Проще всего обвинить сидящего за рулем: дескать, не выбрал безопасную скорость с учетом конкретных условий. Но в таком случае по большинству дорог придется ездить со скоростью 20–30 км/ч. Требовать учета конкретных условий, конечно, гораздо проще, чем освоить эффективные методы содержания трасс или хотя бы наладить должный контроль за тем, в какие шины обуты автомобили.

Человеческий фактор, как правило, является главной причиной несчастных случаев на производстве. Именно поэтому основной задачей охраны труда является предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также минимизация их социальных последствий. Предупреждение несчастного случая является важнейшей задачей любой деятельности, в том числе и производственной. Однако, если уж он произошел, то необходимо сделать все, чтобы подобные происшествия не повторялись.

В данной статье изложены результаты анализа отчетов о состоянии производственного травматизма и несчастных случаев по Республике Башкортостан за период 2011-2014 годов, проведен анализ причин несчастных случаев на производстве, связанных в основном с организацией и проведением подготовки работников по охране труда, с нарушением безопасности производства. Рассмотрен порядок расследования несчастных случаев на производстве. Представлены меры по повышению безопасности производства и разработаны мероприятия, которые позволят обеспечить снижение количества травматизма и устранить возможность возникновения несчастного случая. В результате был сделан вывод о том, что мероприятия по повышению безопасности на производстве могут быть осуществлены только при условии, что в этом будут заинтересованы как руководители производства, так и рабочий персонал. Основой для обеспечения безопасности на производстве являются не только инструкции и указания по работе, которые выдает руководство, но и поступающая информация от работников.

Список используемых источников:

  1. Еникеева Т.М., Гайнуллина Л.А. Изучение перспективных методов оценки профессиональных рисков //Безопасность труда в промышленности. 2015. № 11. С.75-78.
  2. Гайнуллина Л., Еникеева Т.М. Изучение перспективных методов оценки профессиональных рисков для специалистов нефтегазового производства// Севергеоэкотех-2015: материалы 16 Междунар. мол. науч. конф. Ухта: УГТУ, 2015. С.51-53.
  3. Смыслова В., Еникеева Т. The study of methods for determining the duration of operator safety in the man-machine// Cовременный научный вестник. 2016. Т. 2, № 2. С.52-56.
  4. Несчастные случаи на производстве. Методика проведения расследования: учеб. пособие/ Н.И. Щенников [и др.]. Нижний Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2012. 219 с.
  5. Государственная инспекция труда по Республике Башкортостан .
  6. Гис-модели для анализа последствий аварийных разливов нефти / А.Ф. Атнабаев, Р.Н. Бахтизин, Р.З. Нагаев, О.А. Ефремова, С.В. Павлов, Г.М. Сайфутдинова // Аrcreview. 2005. № 1. с. 18-19.
  7. Еникеева Т.М., Рахматуллина А.Р. Исследование причин аварий и инцидентов на хлориспользующих объектах// Нефтегазопереработка - 2015: материалы междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ», 2015. С.266-268.
  8. Разработка технических требований к созданию системы оперативного мониторинга и управления промышленной и экологической безопасностью опасных производственных объектов на основе минимизации рисков/ Р.А. Шайбаков, Н.В. Шутов, К.Н. Абдрахманова, В.В. Ворохобко // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журн. 2015. №4.С.497-511. URL:
  9. Рахманкулов Д.Л., Абдрахманова Л.К., Аминова Г.К. Роль российских промышленников в развитии отечественной нефтепереработки. // Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2008. С. 473-477.
  10. Абдрахманова Л.К. Анализ проектов и совершенствование производства ди(2-этилгексил)фталатного пластификатора поливинилхлорида: автореф. дис. … канд.техн. наук. УГНТУ, Уфа, 2009. 23с.
  11. Заманова Д.И., Еникеева Т.М. Стимулирование работников в соблюдении требований охраны труда // Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. 2015. Т. 75. С.46.
  12. Абдрахманов Н.Х., Шавалеев Д.А. Управление промышленной и экологической безопасностью объектов нефтепереработки и нефтехимии на основе анализа рисков // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. Горная промышленность. 2013. №3. С. 5-6.
  13. Создание системы оперативного мониторинга промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов /Абдрахманов Н.Х., Абдрахманова К.Н., Ворохобко В.В., Шайбаков Р.А.// Экспертиза промышленной безопасности и диагностика опасных производственных объектов: науч.- техн. журн. 2015. №3.С. 19-23.
  14. Расследование несчастных случаев и профзаболеваний на железнодорожном транспорте: учеб. пособие; под ред. В.Д. Катина. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. 105 с.
  15. Гайсина Л.М. Содержание труда и мотивация персонала в компаниях нефтегазового комплекса // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. №4. С.13-16.
  16. Влияние опасных факторов, возникающих при пожаре пролива, и его тушения на напряженно-деформированное состояние трубопровода / Р. А. Шайбаков, Н. Х. Абдрахманов, И. Р. Кузеев, А.С. Симарчук, Р.А. Байбурин // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. Уфа: ИПТЭР, 2008. Вып. 4 (74). С. 109-114. URL: http://ntj-oil.ru/article/view/4402
  17. Солодовников А.В., Абдрахманов Н.Х. Организация работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. 84 с.
  18. Обеспечение безопасности технологических трубопроводных систем на предприятиях нефтегазового комплекса/ Н.Х. Абдрахманов, А.А. Турдыматов, К.Н. Абдрахманова, В.В. Ворохобко // Нефтегазовое дело. 2015. Т. 13. № 4.С. 254-260. URL:
Рассказать друзьям