Порядок действий случае возникновения аварии с выливом (выбросом) опасных химических веществ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жители населённых пунктов (районов), проживающие вблизи химически опасных объектов, должны знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опасность аварийных химически опасных веществ (далее – АХОВ), используемых на данном объекте, способы индивидуальной защиты от поражения АХОВ, уметь действовать при возникновении аварии, оказывать первую медицинскую помощь пораженным.

Всем гражданам необходимо внимательно изучить требования настоящей инструкции, сигналы оповещения, правила эвакуации, постоянно быть готовым к ней. Необходимо помнить, что в случае реальной опасности возникновения химического заражения только правильные и уверенные действия помогут сохранить вашу жизнь и здоровье.

При обнаружении каких-либо неисправностей в элементах системы оповещения (оконечных устройствах) немедленно сообщить об этом в органы местного самоуправления.

Услышав сигнал (получив информацию) об опасности химического заражения, НЕОБХОДИМО:

1. Внимательно прослушать информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий. Сохранять спокойствие, одеть детей, предупредить соседей.

Не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами.

2. Надеть средства индивидуальной защиты органов дыхания, при их отсутствии обязательно использовать ватно-марлевые повязки, подручные изделия из ткани, смоченные водой, и.т.п.

3. Перед выходом из дома отключить электронагревательные и бытовые приборы, газоснабжение, погасить огонь в печах, закрыть окна и форточки.

4. Взять подготовленные документы, носимые вещи и продовольствие, выйти из жилого массива в указанном направлении в назначенный пункт сбора, попутно оказывать помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.

5. В пункте сбора сообщить о прибытии представителю местной администрации и по согласованию с ним убыть в пункт временного размещения или другое, определённое для пребывания на период чрезвычайной ситуации, место.

Внимательно слушайте представителей местной администрации и спасателей, действуйте по их указаниям. Не отказывайтесь от предлагаемой помощи, не отказывайтесь от эвакуации под предлогом защиты имущества - жизнь дороже!

ДЕЙСТВИЯ НА ЗАРАЖЕННОЙ МЕСТНОСТИ

В случае потери ориентировки, невозможности выхода в назначенный пункт необходимо двигаться в направлении, перпендикулярном направлению ветра, желательно на возвышенность, хорошо проветриваемую, где находиться до получения дальнейших распоряжений.

При движении по зараженной местности необходимо строго соблюдать следующие правила:

двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;

не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов;

не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ.

не снимать средства индивидуальной защиты до особого распоряжения;

при обнаружении капель АХОВ на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты удалить их тампоном из бумаги, ветоши или носовым платком, по возможности зараженное место промыть водой;

оказать помощь пострадавшим детям, престарелым и не способным двигаться самостоятельно.

Выйдя из зоны заражения, верхнюю одежду необходимо снять и оставить ее на улице, принять душ с мылом, тщательно промыть глаза и прополоскать рот.

При подозрении на поражение АХОВ необходимо исключить любые физические нагрузки, принять обильное теплое питье (чай, молоко) и обратиться к медицинскому работнику для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий.

При невозможности выйти из зоны заражения нужно немедленно укрыться в помещении и загерметизировать его. Следует помнить, что АХОВ тяжелее воздуха (хлор), будут проникать в подвальные помещения и нижние этажи зданий, в низины и овраги, АХОВ легче воздуха (аммиак), наоборот будут заполнять верхние этажи зданий.

Надо помнить, что при возвращении населения в места постоянного проживания вход в жилые помещения, производственные здания, подвалы и другие помещения разрешается только после контрольной проверки на содержание АХОВ в воздухе этих помещений.

При поражении человека АХОВ необходимо осуществить следующие мероприятия по медицинской защите пострадавших:

АММИАК

Признаки поражения. Общетоксические эффекты в основном обусловлены действием аммиака на нервную систему. В случае малых концентраций наблюдается незначительное раздражение глаз и верхних дыхательных путей. При средних концентрациях наблюдается сильное раздражение в глазах и носу, сильное чихание, слюнотечение, небольшая тошнота и головная боль, покраснение лица и потоотделение. Наблюдается мочеиспускание и боль в области грудины. При попадании в облако с высокими концентрациями наступает резкое раздражение слизистой оболочки рта, верхних дыхательных путей и роговой оболочки глаз, приступы кашля, чувство удушья, беспокойство, головокружение, боль в желудке, рвота. При действии очень высоких концентраций уже через несколько минут наступает мышечная слабость с повышенной рефлекторной возбудимостью, судороги, резко снижается слух. Пострадавшие иногда сильно возбуждены, находятся в состоянии буйного бреда, не способны стоять. Наблюдаются резкие расстройства дыхания и кровообращения. Смерть может наступить от сердечной слабости или остановки дыхания.

Первая помощь. Пострадавших вынести на свежий воздух, обеспечить покой и тепло, дать увлажненный кислород. Кожу и слизистые промывать в течение 15 мин водой или 2% раствором борной кислоты.

Защита. Промышленные противогазы марки КД, респираторы газовые РПГ-67-КД, РУ-60М-КД. При 750 ПДК использовать только изолирующие противогазы, защитный прорезиненный костюм, резиновые сапоги и перчатки.

ХЛОР

Признаки поражения: сильное жжение, резь в глазах слезотечение, учащение дыхания, мучительный кашель, появляются чувство общего возбуждения, страха, в тяжелых случаях - рефлекторная остановка дыхания.

Оказание помощи в зоне заражения: обильное промывание глаз водой; надевание противогаза; эвакуация на носилках или транспортом.

В случае отсутствия противогаза необходимо совершить стремительный выход из зоны заражения, задержав дыхание на несколько секунд. Для защиты органов дыхания можно использовать подручные изделия из тканей, смоченных в воде, меховые и ватные части одежды. При закрывании ими органов дыхания снижается количество вдыхаемого газа, а следовательно, и тяжесть поражения.

  • < Назад
  • Вперёд >

ПОРЯДОК
действия дежурного диспетчера химически опасного объекта
опасных химических веществ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    • Оповещение на ХОО организуется в соответствии с Постановлением КМУ от 15 февраля 1999 г. № 192

«Про затвердження Положення про організацію оповіщення і зв’ язку у надзвичайних ситуаціях» .

    • Порядок действия оперативных дежурных определяется инструкциями и планами реагирования на чрезвычайные ситуации.
  • Инструкция дежурному диспетчеру ХОО по действиям в случае возникновения аварий с ОХВ;
  • Табло дежурного диспетчера ХОО;
  • Текст обращения к персоналу объекта и лиц, которых оповещает дежурный диспетчер;
  • Средства индивидуальной защиты;
  • Сирена (для привлечения внимания);
  • Средства связи и оповещения;
  • Средства индикации радиоактивных веществ и ОХВ;
  • Указатель направления ветра (флюгер).

ИНСТРУКЦИЯ

по действиям дежурного диспетчера
при чрезвычайных ситуациях (наименование ОХД)
(в том числе с выбросом (выливом) аммиака, хлора)

2.1. Получить информацию о возникновении чрезвычайной ситуации на объекте
(в том числе с выбросом (выливом) ОХВ:

2.2.Получив информацию об аварии, диспетчер

О Б Я З А Н:

2.2.1. Дать команду на действия по локализации и ликвидации ЧС дежурному подразделению (приготовиться и быть готовым к действиям).

2.2.2. Оповестить персонал объекта об аварии и угрозе заражения территории объекта.

2.2.3. Сообщить начальнику смены (цеха) о полученной информации о чрезвычайной ситуации. Совместно (или самому) принять решение о локализации аварийной ситуации, дать задание дежурному подразделению или рабочему персоналу по ее выполнению.

2.2.4. Оповестить директора, начальника (главного инженера), работника ГО объекта о чрезвычайной ситуации.

2.2.5.Сообщить:

  • Оперативному дежурному МЧС;
  • Отдел внутренних дел города (района);
  • Специально аварийно-спасательным службам

2.2.6. Оповестить руководителей (дежурных диспетчеров) предприятий, учреждений и организаций, которые попадают в зону возможного химического загрязнения.

2.2.7. Дать команду дежурному телефонисту связи объекта на оповещение руководящего и командно - начальствующего состава объекта по списку № 1.

2.2.8.Дать команду другим подразделениям на объекте (цехе, участке) на участие в локализации аварии согласно плана ликвидации аварийных ситуаций.
2.2.9. Постоянно уточнять обстановку об аварии, принятых мерах и прогноз ее развития.

2.2.10.По уточненным данным по табл. № ___ на табло спрогнозировать возможность выхода последствий аварии за пределы предприятия.

2.2.11. При определении масштабов аварии, выходящих за границы предприятия. Выключить систему оповещения города (инстр. №___) и зачитать текст №_____.

2.2.12. Определить направление зоны заражения (загрязнения) и по команде руководителя дать команду на эвакуацию персонала объекта (района) загрязнения текст № ____.

2.2.13. Произвести уточненное прогнозирование зоны возможного заражения при аварии и по команде руководителя оповестить население о необходимости проведения эвакуации.

ПОРЯДОК
действия рабочих химически опасного объекта
в случае возникновения аварии с выливом (выбросом)
опасных химических веществ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая инструкция определяет:

    • Порядок действий рабочих, которые непосредственно осуществляют техническую эксплуатацию аппаратов и оборудования, где используются ОХВ.
    • Для оповещения дежурного диспетчера рабочие используют прямой телефон, установленный непосредственно на рабочем месте.
    • На рабочем месте работника должна быть схема вызова дежурных аварийных смен.
    • После оповещения рабочий выполняет свои обязанности в соответствии в порядок с изложенном в рабочей инструкции и план локализации и ликвидации аварий.

размер шрифта

ПРИКАЗ Ростехнадзора от 23-04-2008 261 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ... Актуально в 2018 году

III. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ, УЧЕТА И АНАЛИЗА МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ, ОБЪЕКТЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ГИДРОСООРУЖЕНИИ

3.1. Материалы технического расследования причин аварии на поднадзорном Службе объекте (далее - материалы технического расследования) включают в себя:

Приказ соответствующего органа о назначении комиссии по техническому расследованию причин аварии;

Акт расследования причин аварии;

Протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами в цветном изображении;

Письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (если в этом есть необходимость) и другие решения председателя комиссии;

Заключения экспертных групп об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;

Докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;

Протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений;

Заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации персонала, обслуживающего поднадзорный Службе объект, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

Справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба (в том числе экологического) от аварии;

Акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве по установленному образцу (при наличии пострадавших);

Копию договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;

Сведения о нарушениях требований нормативных технических документов по промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений (с указанием конкретных пунктов документов);

Справка о причинах несвоевременного сообщения об аварии в территориальный орган Службы (при сроке задержки более суток);

Другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения и дальнейшего развития.

Конкретный перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии. К материалам технического расследования причин аварии в обязательном порядке прилагается опись всех включаемых документов.

3.2. Комиссией по техническому расследованию причин аварии принимаются к рассмотрению подлинники (оригиналы) документов, с которых, при необходимости, снимаются копии и/или делаются выписки. Копии документов и/или выписки заверяются должностным лицом организации, в которой произошла авария. Представляемые документы не должны содержать подчисток и ненадлежаще оформленных, не заверенных в установленном порядке поправок и дополнений.

3.3. Не позднее трех дней после окончания расследования по одному комплекту материалов технического расследования направляется организацией, на объекте или с техническим устройством которой произошла авария, в территориальный орган Службы, проводивший расследование, в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию причин аварии, и в другие органы (организации), определенные председателем комиссии. Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии.

3.4. Не позднее тридцати дней после окончания технического расследования причин аварии материалы технического расследования причин аварии и предлагаемые меры по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии, рассматриваются на совещаниях (коллегиях) Службы или ее территориальных органов либо на совещаниях управлений центрального аппарата Службы по соответствующим видам надзора, у заместителя руководителя и руководителя Службы.

По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии могут быть приняты следующие решения:

О согласовании выводов комиссии по техническому расследованию причин аварии;

Об изменении выводов комиссии по техническому расследованию причин аварии;

О проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию причин аварии;

О проведении повторного расследования другим составом комиссии.

3.5. Решение совещания (коллегии) территориальных органов Службы по рассмотрению результатов технического расследования причин аварии прилагается к материалам технического расследования причин аварии либо направляется в центральный аппарат Службы после отправки материалов технического расследования причин аварии, но не позднее чем через 30 календарных дней после окончания технического расследования причин аварии.

3.6. Учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в специальном журнале по образцу приложения N 5 к настоящему Порядку и один раз в полугодие, при наличии аварий, информация об авариях и их причинах представляется в территориальный орган Службы, на подконтрольной территории которого располагается эксплуатируемый объект.

Организация, эксплуатирующая поднадзорный Службе объект, по мотивированным запросам федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляет информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению (предупреждению) в течение трех дней после получения запроса.

3.7. В территориальном органе Службы в установленном Службой порядке организуется учет, обобщение и анализ информации о происшедших авариях, их причинах и принятых мерах по предотвращению подобных аварий.

Обобщенная информация о результатах анализа, принятых мерах по повышению качества расследования аварий и результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению аварий приводится в пояснительной записке к отчету территориальных органов Службы о результатах деятельности за отчетный год.

3.8. На основании анализа причин аварий, произошедших на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях, Служба, при необходимости, вносит в пределах установленной компетенции соответствующие дополнения и изменения в действующие нормативные правовые акты, содержащие требования по безопасному ведению работ на поднадзорных Службе объектах.

Рассказать друзьям