Энциклопедия символов. Универсальные символы-образы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

символ власти

Альтернативные описания

Со времен Древней Руси - трость особой формы, служившая символом власти, почетного положения.

Короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам

Короткая палка, которую использует регулировщик движения

Предмет экипировки сотрудника ГАИ

Стержень, вручаемый машинисту на железных дорогах как разрешение продолжить путь

Трость, короткая палка, обычно украшенная, служащая символом власти, почетного положения

Трость, служащая символом власти

Монархическая регалия

Палка регулировщика

. «указка» гаишника

Главная часть экипировки маршала

. «стоп-кран» гаишника

Полосатая указка

Скипетр

Кадуцей по сути

Приспособление для остановки водителей с целью их доения

Маршальский предмет в солдатском ранце

Кадуцей

Тирс или трезубец

Трость маршала

Палка сотрудника ГИБДД

Палка гаишника

Регалия монарха

Часть экипировки маршала

. «стопкран» гаишника

Указка регулировщика движения

Чем «грозит» водителям постовой?

У учителя -указка, а у постового?

Волшебная палочка гаишника

Рабочий инструмент гаишника

Рабочий инструм. гаишника

Символ власти гаишника

У учителя - указка, а что у гаишника?

Рабочий инструмент постового

У учителя в руках указка, а что у постового?

Тирс по сути

Чем «грозит» водителям гаишник?

Тирс Диониса

Палочкаштрафовалочка

Палка регулировщика движения

Трость, короткая пажа, обычно украшенная, служащая символом власти, почётного положения

Короткая палка, к-рой регулировщик движения даёт указания транспорту, пешехо-дам (спец.)

Стержень, вручаемый машинисту на железных дорогах как раз-решение продолжать путь (спец.)

Трость, служащая символом власти

Посох, трость, короткая палка, служащая символом власти

. "Стопкран" гаишника

. "Указка" гаишника

. "Указка" регулировщика движения

Со времен Древней Руси - трость особой формы, служившая символом власти, почетного положения

Дубинка гаишника

М. жезло ср. стар. палка, трость, посох, бадиг; посох архиерейский; или знак власти маршальской; скипетр. Любимого сына жезлом, т. е. не балуй его, учи, наказывай. Жезлие ср. собират. церк. палочье. Жезловой, жезленый, к жезлу относящийся. Жезленик или жезлоносец м. паличник, ликтор; служка при архиерее, для ношенья жезла. Жезлогадание ср. рабдомантия, ворожба, гаданье жезлом

Полосатая "указка" гаишника

У учителя - указка, а что у гаишника

У учителя -указка, а у постового

У учителя в руках указка, а что у постового

Чем "грозит" водителям гаишник

Чем "грозит" водителям постовой

Чем "грозит" водителям постовой?

Самое любимое орудие гаишника

Дирижёрская палочка гаишника

Дирижерская палочка гаишника

Указка - у учителя, а что у гаишника?

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Эти символы пережили десятки поколений, и люди веками наделяли их силой и смыслом. Иногда со временем значение символов меняется - обрастает ассоциациями и искажается до неузнаваемости. И, возможно, этот
красивый кулончик на вашей подвеске несет неожиданный сакральный смысл.

сайт заглянул в историю наиболее известных символов.

Первые изображения символа датируются 8000 годом до нашей эры.

Свастика - символ счастья, созидания и изобилия. В Индии она символизирует солнце и начало. У американских индейцев она была эмблемой бога солнца. В Китае свастика - иероглиф, означающий солнце. В буддизме считается символом совершенства.

С 1900 года в англоязычных странах свастика была популярна на открытках как «крест счастья», состоящий из «4 L»: Light, Love, Life и Luck.

В 1920-х годах нацисты сделали ее своим символом. В 1940-е годы из-за аналогии с нацизмом во многих странах изображение свастики оказалось под запретом.

Символ родился в 4000–3000 годах до нашей эры. Впервые двуглавый орел Гандаберунда упоминается в древних легендах индуизма. Бог-воин Вишну становился двуглавым орлом, проявляя фантастическую силу. Гандаберунда был символом принципов дхармы - совокупности норм для поддержания космического порядка.

В буддизме двуглавый орел олицетворял могущество Будды, в мусульманском мире был символом высшей власти султана. В Шумере был образом солнца.

Гандаберунда присутствовал на гербах многих княжеств и стран. Его изображали на
монетах Золотой Орды, он находился на гербе Священной Римской империи.
На Руси орел появился с женитьбой Ивана III на племяннице византийского императора Софье Палеолог в 1472 году. Он был символом династии Палеологов. Двуглавый орел, изображенный на оружии, считался оберегом и талисманом, приносящим успех в бою.

Символ существует с 3500 года до нашей эры. Встречается в Египте, Греции, Индии, Византии и Шумере. Полумесяц олицетворяет возрождение и бессмертие.

Христианами почитался как знак Девы Марии, в Азии - как знак космических сил. В индуизме олицетворяет контроль над разумом.

Полумесяц был символом империи Сасанидов в Персии и помещался на короны. В 651 году, после завоевания арабами, полумесяц стал символом власти в Западной Азии. После падения Константинополя в 1453 году полумесяц окончательно стал ассоциироваться с исламом.

Ранние пятиконечные звезды датируются 3500 годом до нашей эры.

Пентаграмма считалась оберегом от зла и темных сил. Торговцы Древнего
Вавилона изображали звезду на дверях для защиты товара от кражи и порчи. Пифагор считал ее математическим совершенством, так как пентаграмма таит в себе золотое сечение. Звезды были символом интеллектуального всемогущества.

В раннем христианстве символом Иисуса Христа была перевернутая пентаграмма. Но с подачи Элифаса Леви перевернутая пятиконечная звезда стала символом Сатаны.

Одной из неразгаданных тайн современной археологии является секрет так называемых просверленных жезлов, которые древние люди создавали в период позднего палеолита. Эти артефакты также называют копьеметалками, выпрямителями стрел или жезлами начальника. Они представляли собой палки разной длины (около 10-30 см. в длину) как правило из кости. У наиболее изыскано сделанных жезлов на одном конце располагался крюк и фигурка птицы или животного, на другом — отверстие.

Эти жезлы широко использовались по всей Европе, но, проблема заключается в том, что мы до сих пор точно не знаем, для чего именно они использовались. Письменность появилась у людей много тысяч лет спустя. К тому времени, судя по всему, эти приспособления уже вышли из обихода. Поэтому узнать о функционале этих артефактов от лица самих пользователей мы, к сожалению, лишены возможности.

Копьеметалка или жезл начальника

Наиболее распространенной версией использования этих жезлов является версия копьеметалок. Якобы крючок на одной из сторон палки служил для того, чтобы цеплять заднюю часть древка копья. Само приспособление использовалось как рычаг для сообщения копью большего ускорения и большей силы броска. Подобные приспособления используются и сегодня некоторыми реликтовыми народами, которые обитают на окраинах нашего «цивилизованного» мира.

Опытным путём доказано, что подобные приспособления действительно способны значительно увеличивать силу броска. Однако остаётся непонятным, зачем вместе с крючком человек вырезал на кости изысканные фигурки животных, а также непонятно, почему на другой стороне палки непременно располагалось отверстие (иногда не одно, а несколько). Предлагается, что оно использовалось для того, чтобы привязывать копьё к копьеметалке, чтобы не потерять копьё после броска. Это объяснение выглядит неубедительным. Привязанное копьё сильно проигрывает в силе броска, которую призвана увеличить копьеметалка. Не всегда удобно/необходимо иметь привязанное копье, а отверстие является отличительной особенностью этого артефакта.

Ниже представлены изображения группы жезлов, которые имеют характерный крючок и фигурку птицы или животного с одной стороны и отверстие — с другой.

Другая гипотеза заключается в том, что этот «жезл» был культовым предметом и животное, которое располагалось на одной стороне символизировало душу человека, а отверстие на другой — женское начало, которое даёт жизнь земному воплощению этой души. Предполагается, что этот жезл был атрибутом некой власти в племени, поэтому иногда называется жезлом начальника. Подтвердить эту теорию без прямого общения с пользователями или без прямых письменных свидетельств невозможно.

Все эти предположения выглядят неубедительными, поэтому необходимость в новых версиях использования просверленных жезлов до сих пор остаётся.

Древнейшие весы

Неотъемлемым атрибутом большого числа найденных просверленных жезлов является крючок и фигурка животного с одной стороны и отверстие с другой стороны. Значит эти три части у группы этих артефактов могли иметь какое-то важное функциональное значение. Одним из вариантов использования этих частей артефакта могут быть весы.

На двух рогатинах, воткнутых в землю, располагалась горизонтальная палка. На неё за крючок подвешивался жезл, к нижнему отверстию которого была привязана сетка, в которую клали то, что взвешивали. Перед висящим жезлом вкапывали ещё одну палку, на которой делили зарубки там, куда указывала выступающая часть вырезанного на жезле животного, при взвешивании.

Подобное приспособление было бы удобно для взвешивания, например, доли добычи от совместной охоты.

Владелец этих весов или ответственный за них, скорее всего, имел высокий статус в племени. Возможно, эта часть весов (которую современные археологи назвали копьеметалкой), стала со временем символом власти правителя племени или группы племён.

Изображение подобного жезла мы находим в пещере Ласко во Франции, которая находится на расстоянии около 12 км. от пещеры Ла-Мадлен, где найдены прекрасные образцы описанных выше жезлов.

Древний художник изобразил поверженного охотника, рядом с которым изображен жезл. Возможно, так художник обозначил, что этот охотник был правителем.

Египетский Уас

Примечательно то, что в египетской письменности, которая появилась примерно 7-10 тысяч лет спустя того времени, которым датированы жезлы Ла-Мадлен и рисунки Ласко, есть три базовых символа: джед, анх и уас, последний из которых поразительным образом напоминает просверленные жезлы древних людей.

Этот символ, который исключительно широко употребляется в древней египетской письменности, означает власть, доминирование и изображается в руках богов и фараонов.

Есть вероятность, что уас является стилизованным устоявшимся изображением просверленного жезла, который использовался дописьменными древними европейцами как символ власти.

Уас ещё интересен тем, что слово его обозначающее формируется из двух букв «w» (по-русски «в») и «s» (по-русски «с»). Гласная «а» в между ними используется как гипотетическая связка, так как египетское письмо имело только согласные звуки. То есть более адекватным оригиналу было бы слово, которое имело бы последовательно два согласных звука «в» и «с» в сочетании с одним или несколькими неизвестными гласными.

Одна из гипотез развития человеческого языка (Pagel, Mark; Quentin D. Atkinson; Andreea S. Calude; Andrew Meadea (May 6, 2013). «Ultraconserved words point to deep language ancestry across Eurasia») гласит, что около 15 тысяч лет назад (как раз время использования просверленных жезлов) в центре Евразии существовал праязык, от которого произошли все современные языки.

Если это так, то эквивалент египетского слова с согласными «в» и «с» и неизвестными гласными может быть и в русском языке. Такое слово есть. Это слово «в лас ть», которое обозначает общественное управление. Слово «власть» в свою очередь имеет очень близкую смысловую связь со словом «волость», которое обозначает обширную территорию, в пределах которой это правление осуществляется. Происхождение этих славянских (индоевропейских) слов не изучено. Возможно, они имеют связь с египетским словом уас (?в?с?), которое изображалось стилизованным просверленным жезлом начальника.

Не исключена также связь с немецким словом Gew alt (власть, сила), которое, в свою очередь родственно английскому w ield (владеть).

Ещё более головокружительное «совпадение» нас ждёт в том, что слово вес также чрезвычайно похоже на слово was, уас (в?с). Славянское слово вес происходит от слова вис еть. Оба эти слова «вес» и «висеть» идеально вписываются в гипотезу верхнепалеолитических жезлов-весов, которые вис ели на перекладине.

Переносным значением слова вес является авторитет, значимость. Это вполне соотносится со связью весов с общественной властью древнего правителя. В английском языке эквивалентное слово weight также имеют эти два значения. В немецком такое же слово Gewicht. При этом современное английское слово произошло от англосаксонского wiht, которое имеет аналог в древнегерманском wextiz.

Также стоит упомянуть о том, что в греческой и римской мифологии весы были атрибутом Фемиды (Темис), которая была дочерью Зевса и матери богов Геи. Греки изображали Темис с рогом изобилия и весами. Римляне — с весами и мечом. Она олицетворяла правосудие и закон, то есть ту общественную сферу, которой занимался правитель как верховный судья.

Если гипотеза весов верна, то становится понятным, почему жезлы-весы вышли из обихода древних людей и перекочевали в область общественных символов. Ещё в дописьменные времена людьми были изобретены более удобные равновесные весы, которые мы видим на изображениях Древней Месопотамии и Древнего Египта.

Таким образом данные истории, археологии и лингвистики, сопоставленные друг с другом, могут приоткрыть завесу тайны верхнепалеолитического жезла начальника, которым пользовались наши предки в Европе более 10-ти тысячелетий назад.

Корону, скипетр и державу, трон, двузубец - относят с символам монархической власти.

Корона (от латинского слова corona - венец, венок), головной убор, являющийся знаком (символом) монархической власти. Изготовлялись из драгоценных металлов (главным образом золота) и богато украшались драгоценными камнями и жемчугом. Имели различную форму (диадемы, шапки, венцы, обручи с листьями, зубцами и пластинками и т.п.). Есть также папская корона - тиара. Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах - Большая императорская корона. Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях .

Скипетр - древнейший символ власти, щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов - серебра, золота или слоновой кости; наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. В русской истории скипетр явился преемником царского посоха - повседневного, а не парадного символа власти царей и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги. В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия». В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя. Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича .

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом. Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава - женского.

Данную эмблему Россия заимствовала из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока» .

Иконописным прообразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

Трон (греческое thronos), богато украшенное кресло на специальном возвышении - место монарха во время официальных приемов, торжественных церемоний; символ монархической власти. Испокон веков троны рассматривались как символ королей и богов. Трон служил при коронациях и интронизациях. Древние греки, согласно Гомеру, резервировали дополнительный пустой трон в королевском дворце и в храмах для богов.

Трон воздвигается на возвышении как центр мира между Небом и Землей. Он представляет также чудесным образом рожденного, облик которого изображен на троне и зафиксирован в символическом названии трона, к примеру, драконовый трон, лотосовый трон, львиный трон. Колени Великой Матери как Царицы Небес являются символом трона. Трон предполагает отношения между Богом и человеком или правителем и субъектом. У буддистов Алмазный Трон помещенный у подножия Древа Знания и является вселенским центром, недвижимой точкой, вокруг которой вращается мир, местом вдохновения и просветления. Будда изображается сидящим на Алмазном, Лотосовом или Львином троне. Пустой трон символизирует Будду, черты которого слишком изумительны, чтобы быть - изображенными. Трон Закона - это учение Будды и достижение состояния Будды .

У христиан трон означает епископское и мирское достоинство и правление, власть, подсудность. Трон Бога выполнен из золота. Дева Мария - это Трон Мудрости. У египтян Царица Неба Изида - место сидения и трон, который является коленями Великой Матери-Земли. Трон символизирует также божественность и земное правление фараона. У евреев Трон Бога, изобразивший Изекилю, - Нижний трон как место обитания или дом бога на земле в храме, центр космоса, в то время как Верхний или Небесный Урон располагается в Новом Иерусалиме, его поддерживают четыре существа с лицами льва, быка, орла и человека (тетраморфы).

У индийцев Трон, как и Храм, стоит на священном основании в форме квадрата и присущих этой форме парах противоположностей; в строении трона эти пары представлены порядком и хаосом, знанием и непросвещенностью, правлением и анархией. Положительные качества представлены в виде ножек, как вертикальные, а отрицательные и горизонтальные - в виде подлокотников. Символика Алмазного трона одна и та же для буддизма и индуизма. У иранцев Персидский царский трон - Павлиний трон. У мусульман Трон его был над водами (Коран). Трон, который заключает в себе мир, поддерживается восемью ангелами. У шумеро-семитов это синхронически и власть, и божественное правление царей, а также колени Великой Матери как олицетворение земли.

Двузубец символизировал двусмысленную сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную сущности. Использовался в качестве эмблемы Хазарского каганата. По-видимому, был заимствован от хазар киевскими князьями. Из летописей известно, что символом князя Святослава Игоревича был двузубец, при Владимире Святославиче трансформировавшийся в трезубец. Вместе с тем двузубец символизировал хтонические силы (хтонические божества - в древнегреческой мифологии - древнейшие, как правило, чудовищные, дисгармонические, змееногие или змееподобные божества: Пифон, Тифон, гекатонхейры, киклопы, гиганты и др.). С двузубцем изображался, в частности, владыка подземного царства Аид .

Таким образом, к символам монархической власти относятся: корона - головной убор монарха; скипетр - преемником царского посоха, символ мужского начала; держава - являлась знаком отличия императоров Священной Римской, также была символом женского начала; трон - место монарха во время официальных приемов; двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах.

Рассказать друзьям