Достижения и ценности культуры цивилизации древнего рима. Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру - закон

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История Древнего Рима охватывает период с VIII века до нашей эры по V век н.э.

Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистичекий портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства.

Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но вырасло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит к III тысячелетию до н.э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.

Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот.

В свою очередь, римская культура в пору расцвета оказала влияние на последующее развитие Европы.

Рим создал свою цивилизацию, основанную на особой системе ценностей.

По преданию, после гибели Трои в Италию пришел потомок иллирийского царя Дардана троянский герой Эней с сыном Асканием, победил в войне племена италиков, женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город, названный ее именем.

Подробно сохранился миф об основании Рима: близнецы Рем и Ромул были по приказу царя Амулия положены в корзину и брошены в Тибр. Но, когда вода спала, младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Воспитанные пастухом и его женой, они выросли и узнали о своем происхождении и основали город на том месте, где их нашли. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и стал первым царем Рима. Наряду с влиянием этрусков, свои традиции в искусстве создавали италики.

Раскопки показывают дату возникновения Рима. По преданию, он был основан 21 апреля, в день праздника пастушеской богини Палее, в 753 году до нашей эры. И действительно, первые следы поселения датируются археологами VIII веком до н.э.

Искусство Древнего Рима прошло долгий и сложный путь развития, изменяя свой характер и границы распространения.

Древнейшие памятники на территории Италии относятся к периоду палеолита.

В VI веке до н.э. сооружается храм Юпитера Капитолийского.

В Республиканский период (конец VI века до н.э.- 1 век до н.э.) начинается подъем искусства Рима. Широко развивается архитектура, около Рима созданы крепостная стена, Апиев водопровод, Апиева дорога.

Центром общественной жизни стал Форум – площадь, созданная в болотистой долине, осушенной каналом.

В период Республики формируется искусство точного скульптурного портрета.

Завоевание в III веке до н.э.греческих городов на юге Италии дало толчок к широкому проникновению в искусство Рима греческой художественной культуры. Старые традиции римского искусства сочетались с искусством новых провинций.

В период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши, направление. В Римской архитектуре складываются типы парадно-триумфальных сооружений (арки, колонны).

В строительстве широко используются купола, крестовые своды. В изобразительном искусстве достигаются небывалые в Древнем мире острота портретной индивидуальности, богатство, сложность в передаче пейзажа.

Усиление Рима как средиземноморского государства обусловило расцвет

монументального зодчества. Создается Форум Мира, строятся Колизей, Арка Тита, а также огромный стадион на Марсовом поле.

Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин величественно возвышается амфитеатр Флавия под названием «Колизей».

Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. на месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием «Золотой Дом».

Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого монументального сооружения, поскольку не любили дом тирана.

В 60 году при Тите Флавии состоялась пышная церемония открытия, по случаю которого были объявлены стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов.

Завершенный в значительной мере при императоре Домициане и отреставрированный в эпоху Септимия Севера, Колизей в течение многих веков продолжал оставаться символом величия и мощи Рима.

Как уже говорилось выше, в период Ранней Империи в искусстве развивается парадное, тяготеющее к роскоши и пышности, направление. Распространившись по всей Римской империи, оно служило целям пропаганды и утверждения существующего строя. Создаются предназначенные для людских масс монументальные постройки с величественными фасадами, огромными внутренними помещениями (форумы, термы,театры,цирки).

С началом кризиса Римской рабовладельческой системы развитие архитектуры приостанавливается. Скульптура преобретает новые черты. Особое развитие преобретает портрет, в котором с психологической глубиной и точностью раскрывается духовный мир человека.

К V веку в искусстве Рима со всей отчетливостью сказался распад античной культуры. Под воздействием христианской идеологии утрачивается представление о цельности человеческого образа, в котором главную роль начинает играть духовное содержание.

Реалистические принципы античного искусства вытесняются средневековой условностью, жизненные образы – каноническими изображениями святых.

Искусство Древнего Рима сыграло огромную роль в истории художественной культуры многих стран Европы, Азии и Африки. Историческое значение искусства Рима заключается в создании реалистического портрета и в больших успехах архитектуры: римскими зодчими были созданы новые типы домов и общественных зданий, предназначенных для огромного количества народа, введены новые декоративные приемы. К искусству Древнего Рима неоднократно обращались художники последующих времен.Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды римской мифологии. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Неплохо сохранились фрески некоторых вилл города Помпеи, засыпанных пеплом в результате извержения вулкана Везувий.В отличие от Греции, искусство Рима использовалось не для выражения возвышенных чувств и идей, а для демонстрации богатства и престижа.

Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинских произведений искусства.

Общими характеристиками древнеримского искусства являются : отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.

Постепенно образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Быт древних римлян был абсолютно современным – водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы - праобраз канализации.

Римкий театр, в отличии от греческого – это уже отдельное здание, впервые в нем появляется сцена. Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. Очень важной декоративной частью римского дома были мозаичные полы, от простых, использующих белую гальку, до тончайших мозаик.

Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых жила городская беднота на узких, густонаселенных улочках, в домах, имевших до 5 этажей.

Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме.

Римляне, как правило, лишь совершенствовали конструкции, изобретенные греками. Многие из технических достижений Древнего Рима связаны с сельским хозяйством. Так, например, именно здесь впервые получил широкое распространение винтовой пресс для отжимки масла из оливок и сока из винограда. В основе его действия лежал принцип винтового движения, открытый Архимедом.
Однако жатку римляне, видимо, изобрели сами. По изображениям на римских барельефах, найденных археологами, можно судить, что она представляла собой большую прямоугольную раму, к переднему краю которой прикреплялись мелкие металлические зубья. Жатка , направляемая сзади рабом, шла по полю, и колосья, попадавшие между зубьями, оставляли зерна в ковше жатки. Собирать урожай с помощью этого простейшего устройства было легче, чем косить, а затем молотить колосья.
Более значительны заслуги римлян в строительстве — особенно мостов и дорог. Именно римляне из числа всех древних народов считаются самыми искусными и прилежными мостостроителями. Помимо грандиозных акведуков, они построили множество «настоящих» мостов и виадуков, отличающихся прочностью и долговечностью (стоит пояснить, что мостами принято называть сооружения, соединяющие берега реки, а виадуками — края оврагов и пропастей).
Римские инженеры первыми стали строить мосты целиком из камня, тогда как, например, в Древнем Вавилоне каменными были только устои мостов, а пролеты — деревянными. Римляне же первыми пришли к выводу, что для большей прочности мостовые пролеты должны быть не прямыми, а сводчатыми. Такая форма позволяет более равномерно распределять нагрузки, которым подвергается мост.
Приглядевшись к современным мостам, обнаружишь» что в большинстве конструкций и сегодня присутствуют сводчатые элементы. Таким образом, техническое решение, найденное еще в Древнем Риме, служит человеку и поныне.
Кстати говоря, служат по сей день и некоторые из самих римских мостов. Так, например, в Испании до сих пор пользуются каменным мостом через реку Тахо, возведенным строителями Древнего Рима в 98-106 годах нашей эры. Длина его проезжей части около 200 метров, а высота над рекой — 105…
Другим важнейшим достижением техники Древнего Рима стали знаменитые дороги. Они были образцовыми. Некоторые из них, как римский мост в Испании, тоже еще служат верой и правдой. Пример — знаменитая Аппиева дорога , сооруженная в 312 году до нашей эры по приказу римского полководца Аппия Клавдия Красса и соединяющая Рим и Капую.
Тайна столь удивительного долголетия в том, что древнеримские инженеры первыми
догадались, что мостовая должна иметь «фундамент », да не простой, а многослойный.
На хорошо утрамбованную землю дорожники-рабы прежде всего укладывали толстые каменные плиты, скрепляли их бетоном и выравнивали песком. Кстати говоря, бетон , представляющий собой смесь глины, гипса и извести с водой, тоже древнеримское изобретение. Застывая, бетонный раствор становился прочнее камня.
Следующим слоем древнеримской дороги был битый камень , уложенный в раствор того же цемента. Затем шли более мелкие камни. Оба эти слоя очень тщательно утрамбовывались, и уже на них укладывалось верхнее дорожное покрытие — толстые каменные блоки . Толщина такой многослойной дороги достигала… 2,5 метров.

Основные характеристики и достижения Древнего Рима.

На протяжении долгого времени после основания Рима, костяк экономики составляли сельские общины, использовавшие труд рабов как вспомогательный. В IV-III вв. до н.э. переход от патриархального к классическому рабству на территории Италии произошел в греческих городах-колониях Южной Италии и Сицилии. Господствующим развитое рабство стало в большинстве областей Апеннинского полуострова только во II в. до н.э. Внутренняя эволюция общественно-политических отношений в Риме в IV-III вв. до н. э. вела к возникновению новых форм классического рабства. Концентрация земли в одних руках, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Рабочей силой внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением экономической зависимости клиентов; значительная часть клиентов и плебеев получила небольшие земельные наделы. Заставить же работать свободного мелкого собственника, добившегося равноправия и наделенного участком земли, на другого было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усиление агрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения.

В отличие от греков, считавших рабов существами второго сорта, наделенными ограниченными умственными и интеллектуальными способностями (ярче всего это выразил Аристотель), римляне воспринимали своих рабов как вполне равноценных (и часто даже более одаренных, чем они сами) себе людей. Вот почему в римском мире и общественном мнении рабство воспринималось не как физическое и умственное отличие от свободы, а как особое юридическое состояние, в котором могут оставаться люди весьма одаренные, в том числе и сами римляне (например, в случае пленения).

Сельское хозяйство Италии переживало подъем. Получили большое развитие виноградарство, оливководство и плодоводство.

Одним из важных показателей прогресса в сельском хозяйстве Италии является выделение новых отраслей: животноводства и приусадебного птицеводства. Скот и птицу разводили в Италии с незапамятных времен, но лишь во II-I вв. до н. э. животноводство и птицеводство превратились в хорошо организованные по тогдашнему времени доходные сельскохозяйственные отрасли.

Бурный подъем сельского хозяйства Италии во II-I вв. до н. э. можно объяснить тремя причинами: широким внедрением рабства, организацией товарного производства, переходом от мелкого хозяйства к производству на крупных площадях (крупное землепользование).

Подъему сельского хозяйства II-I вв. до н. э. способствовало установление рыночных связей между городом и деревней. Город в значительной степени обособился от деревни. Будучи центром ремесла, торговли, политической и культурной жизни, город нуждался в сельскохозяйственных продуктах, а деревня - в ремесленных изделиях. Это создавало экономическую основу для торгового обмена между ними. Землевладелец был заинтересован в получении большого урожая всех культур, возможность продать его на городском рынке и купить на вырученные деньги необходимые ремесленные изделия, орудия, предметы роскоши и т. д. Поэтому он с большим вниманием относится к своей земле, более энергично заставляет работать своих рабов. Иначе говоря, развитие рыночных связей интенсифицировало сельское хозяйство. Рабское имение, связанное с рынком, ведущее интенсивное и рациональное хозяйство, становится господствующим типом.

Успехи италийского ремесла были невозможны без расширения основы основ любого производства - сырьевой базы. Увеличивается потребность в металлах, камне, дереве, высококачественной глине, шерсти, льне, коже, стекле, в новых строительных материалах. Рудные месторождения Италии стали уже недостаточными, начинается интенсивный импорт металлов из провинции. Особенно усиленно разрабатываются богатейшие месторождения Сардинии и Испании.

Великое разделение труда – отделение умственного труда от физического – стало возможным благодаря скачку в производительности труда, увеличению прибавочного продукта вследствие применения более дешевых и эффективных железных орудий; это сохдало экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могли заниматься философией, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

Развитие духовной сферы привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлена усилением централизации в экономической и политической областях. Мировые религии стали важным интеграционным фактором, облегчая взаимопонимание разных народов и государств, принадлежащих одной вере.

Римское право: все граждане стали объектом права, действовали в рамках своего правового поля, оговаривались обязанности и права каждого.

Внешняя политика.

Юг – захват ресурсов и территорий, установление монополии в торговле. Пунические войны с Карфагеном за господство в Средиземном море, гегемонию в торговле.

Север: борьба за лес, боялись нападения Германии. Там легко заработать политический авторитет. В конце концов, переход от экспансии к обороне.

Восток: расширение до империи Саннидов. Завоевание ресурсов Египта.

Имперская идея: равенство перед законом, универсальность закона, сильная власть, действующая в рамках правового поля, защита субъектов. Главное достижение Рима – воплощение имперской идеи, благодаря сильной экономике, внешнеполитическим успехам. Граждане готовы добровольно подчиняться правовой системе.

Рим – последний подъем античной цивилизации.

Духовный мир. Римляне стремились к практике, духовный мир пытается приблизиться к реальности. Сохранение цикличности и мифологичности сознания, сословность. Человек чувствует себя защищенным, но обязанным государству. Осознание гражданственности. Человек – часть империи.

Сельское хозяйство в античном мире было основной отраслью материального производства. Греческие земледельцы пахали с помощью пары волов или мулов. Лошадей не использовали. Пахотное орудие (аротрон, или рало) делалось из цельного куска дерева или состояло из нескольких частей деревьев разных пород. Рало имело полозья, параллельные поверхности почвы, и снабжалось железным наконечником - на- ральником лопатообразной формы с загнутыми боковинами. Рало имело рукоятки, отдельные от дышла. Наряду с ралом у греков в V в. до н.э. появился примитивный плуг. Пахарь с помощью упряжки волов, тянувших этот плуг, переворачивал землю, чтобы солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков. Для обработки почвы пользовались и железными мотыгами. Известны широкие мотыги с заостренными концами, мотыги-однозубцы типа кирки и двузубые для прокапывания и рыхления почвы. Применяли также сапку, трезубые вилы и борону. Созревший урожай жали железными серпами, по форме напоминавшими современные. Молотьба осуществлялась с помощью скота. Вывеянное зерно хранили в зернохранилищах, стены которых обмазывали глиной и обжигали, чтобы обезопасить зерно от грызунов.

Зерно перетирали в муку зернотерками и мельницами. Примитивные мельницы состояли из двух жерновов прямоугольной формы. Поверхность нижнего жернова имела желобки. На верхнем жернове делали конусовидное углубление для засыпки зерна, переходившее в сквозное отверстие, через которое зерно попадало на поверхность нижнего жернова. Тяжелый верхний жернов приводился в движение с помощью рычага. Прямоугольные жернова двигались только взад и вперед. Были и мельницы с круглыми жерновами, которые вращались вокруг укрепленного в центре стержня. Наряду с вышеупомянутыми зернотерками и мельницами примерно с IV в. до н.э. в Греции стали применяться мукомольные поставы, где верхний жернов вращался животными - ослами, мулами, лошадьми и нередко рабами.

Примерно к III в. до н.э. начинают применяться простейшие водяные мукомольные мельницы. По-видимому, это были мельницы мутовчатого типа с горизонтально расположенным водяным колесом, снабженным изогнутыми лопатками. Такие мельницы распространились в Греции и Малой Азии раньше, чем в других областях.

Греки были хорошо знакомы с садовой агротехникой (например, они знали секреты пересадки молодых деревьев - размер ямы, расстояние между растениями и т.д., делали прививки). Садоводство и виноградарство требовали больших усилий, но, несмотря на это, под садовые культуры в III-I вв. до н.э. в хозяйствах отводилась большая часть земли, значительно превосходящая по своим размерам пахотное поле.

У римлян господствовала двухпольная система земледелия, но уже применялась и трехпольная с соответствующим севооборотом. Особенно много внимания уделялось удобрению полей. Римляне классифицировали удобрения по их значению, составляли нормы их вывоза на поля. Была разработана система хранения навоза в зацементированных ямах, где сохранялась влага. В качестве зеленых удобрений использовали бобовые, которые запахивали не скашивая; использовали золу, компост для подкормки растений. Римляне прекрасно понимали, что только систематический уход за землей позволит получать устойчивые урожаи. Они обычно практиковали двукратную вспашку, а для жирных почв - трехкратную. Ее глубина зависела от качества почвы (в Италии она доходила до 22 см). Для жатвы кроме обычных железных серпов применялись крупные серповидные орудия с отогнутыми концами.

Судя по сообщениям Плиния Старшего, в I в. н.э. в крупных поместьях Галлии появились механические приспособления для жатвы. Труд жнецов заменила примитивная жнейка. Она представляла собой расширяющийся кверху ящик на двухколесной оси. Передняя стенка ящика делалась ниже остальных. Вдоль ее края были укреплены железные зубцы, загнутые кверху. Вол, впряженный в короткие оглобли сзади жнейки, толкал ее вперед по ниве. Спелые колосья захватывались зубцами жнейки, отрывались и ссыпались в ящик. На току зерно обмолачивали цепами. Для молотьбы использовались трибулы - приспособления из нескольких обитых досок, на одной стороне которых укреплялись острореберные камни. Сверху на трибулы клали груз и волочили их по току, выбивая из колосьев зерно. Для получения муки применяли усовершенствованные ручные мельницы. Нижний неподвижный жернов был конусовидной формы, а надевавшийся на него верхний имел форму воронки (в нее сыпали зерно). Для приведения в движение таких мельниц обычно использовали ослов. Римлянам была известна и водяная мельница. Так, Витрувий описывает большое лопатчатое колесо, которое приводилось в движение водой с помощью двух поставленных под углом зубчатых колес. Это колесо вращало жернова. Как и греки, римляне придавали большое значение садоводству и виноградарству. Римские виноградари знали более 400 сортов винограда, прекрасно умели его культивировать и получать новые сорта. Известны были и различные способы размножения виноградной лозы (отводки, черенки, прививки).

Животноводство в Греции и Риме существовало с незапамятных времен. В Греции, например, весь домашний скот разделялся на три группы. Это нашло свое выражение в специализации пастухов: буколой пас быков и коров, пойменес - овец, а эполой - коз. В античном мире особо следили за чистотой на скотном дворе, предупреждая этим заболевания животных. Заболевших животных отделяли и помещали в специально отгороженные стойла.

Развитие античных государств сопровождалось совершенствованием горного дела и металлургии. Кроме железа и меди обрабатывались свинец, олово, серебро, золото и различные сплавы. Руды доставлялись из рудников, разработка которых наряду с добычей драгоценных металлов превратилась в одну из самых важных отраслей производства.

Добыча железной руды велась обычно открытым способом. Серебряную руду добывали глубоко под землей. Вентиляции в шахтах не было. Рабочее место освещалось глиняными светильниками. Вся работа велась вручную с помощью железного кайла и заступа, клина и молота. В римских владениях на серебряных рудниках Испании и Северной Африки наряду с традиционными орудиями откачки воды использовались архимедовы винты. Водоотливной винт вращали один или два раба, которые, держась руками за горизонтальный брус, переступали по лопастям винта. Такой механизм «перегонял» подземные потоки, осушая проходы для выборки породы. Помимо архимедова винта использовались и другие водоподъемные устройства. Так, в римских рудниках Рио Тинто в подземных камерах обнаружены остатки восьми пар водочерпальных колес, которые приводились в движение мускульной силой и поднимали воду на высоту 30 м. Диаметр таких водочерпальных колес составлял 4,5-5 м.

Металлурги Римской империи выплавляли железо в высоких горах способом сильного дутья и попутно получали чугун. Чугун выбрасывался как ненужный отход производства. Значительное развитие получила выделка стали. Ряд районов Греции и Малой Азии был известен в VI-V вв. до н.э. благодаря производству различных сортов стали. Во времена Александра Македонского синопскую сталь предпочитали употреблять для выделки плотницких инструментов, лаконий- скую - для напильников и сверл, лидийскую - для мечей и т.д. В Риме производство стали было усовершенствовано. Лучшая римская сталь содержала больше углерода, чем греческая, однако ее производство еще не обособилось в отдельную отрасль металлургии.

Широкое распространение в Греции получила рельефная обработка металлических изделий - торевтика. Мастера-то- ревты изготавливали бронзовые зеркала, парадную посуду, украшения на оружие, различную художественную утварь. Для производства рельефных украшений прибегали к чеканке, тиснению, гравировке, резьбе, а также к художественному литью в формах. В качестве инструментов торевты применяли всевозможные чеканы, металлические и каменные матрицы, резцы, гравиры, рашпили и другие инструменты.

В античную эпоху совершенствовалось производство бытовых и художественных изделий из глины, стекла, дерева и других материалов. Художественная керамика изготавливалась во многих средиземноморских странах. Применялся как ручной, так и ножной гончарный круг. После изготовления глиняного сосуда его украшали разнообразным орнаментом и изображениями (рисованными и вылепленными, рельефными). В Древней Греции широко применялась черепица, что было связано с ростом городов и расширением жилищного строительства. Римляне помимо черепицы стали производить кирпич, керамические трубы для обогревания стен и полов и др. В Греции с VI в. до н.э. наблюдалось производство небольших сосудов из разноцветного полупрозрачного стекла. Усовершенствование стеклоделия связано с римской эпохой и прежде всего с открытием стеклодувной техники. Одни исследователи относят это нововведение к I в. до н.э., другие - к I в. н.э. и считают его родиной Сирию, где была изобретена выдувная трубка. Ее применение открыло новые возможности для массового изготовления относительно дешевой продукции. Сирийцы перенесли производство дутого стекла в Рим, и оттуда это искусство распространилось по всем провинциям империи. Для изготовления оконных стекол употребляли деревянные формы. Их предварительно смачивали водой и затем выливали стеклянную массу, растягивая ее щипцами до краев. При такой технологии размер оконного стекла обычно не превышал 30-40 см. Однако, как показали раскопки в Помпеях, иногда выделывались и стеклянные листы размером 1,0 х 0,70 м толщиной около 1 см.

Изменения произошли и в технике производства тканей. В Греции был известен вертикальный ткацкий станок. Он состоял из двух стояков и горизонтального валика, помещенного в верхней его части. На валике укреплялись нити основы, концы которых оттягивались вниз подвешенными к ним грузилами. В средней части станка имелись два горизонтальных бруска для поперечного отвода нитей основы и прохождения утка с поперечной нитью. В эллинистическое время произошел сдвиг в развитии ткачества: увеличилось производство дорогих многоцветных, златотканых ковровых изделий. О технике и технологии изготовления сукна дают подробные сведения росписи стен помпейских домов. Для удаления жира из шерсти сукно замачивали в специальном растворе в чанах- ступах и засыпали особой глиной, впитывающей жир. Затем ткань топтали в чанах ногами и били на особых столах вальками, после чего ее тщательно промывали водой и сушили. Следующая операция была связана с ворсованием ткани, для чего использовалась шкурка ежа или растения типа чертополоха. Белые ткани окуривали серой, натягивая их на каркас полусферической формы. После окуривания ткань натирали специальной глиной, придававшей крепость и блеск изделию, а для окончательной отделки сложенные куски сукна клали под пресс. Пресс состоял из вертикально поставленной деревянной рамы, в центре которой укреплялись один-два деревянных винта. Винты вращались с помощью сквозного стержня, надавливая на горизонтальные доски, между которыми зажималась ткань.

Одной из наиболее развитых отраслей материального производства было строительное дело, достигшее в Древней Греции и Древнем Риме особенного размаха. В период возникновения и расцвета античной цивилизации ремесло каменотесов стало одним из главных в этой отрасли. Выемка строительного камня обычно производилась в открытых карьерах недалеко от места стройки. Мрамор добывали как открытым способом, так и в штольнях. Для этого использовали железное кайло, зубило, лом, деревянные клинья и кувалду. Для выемки известняка и песчаника применялись пила и топор. Для добычи более твердых пород пользовались пилами без зубьев, подсыпая под пилу во время ее движения песок. Первичная обработка камня велась рядом с каменоломней, окончательная - на месте стройки при подгонке строительных изделий.

Отличительной чертой мастерства греческих каменотесов являлось сооружение высоких колонн способом «насухо», т.е. без применения строительного раствора. Колонна собиралась из частей, обработанных не полностью и имевших выступы для подъема на канатах. Перед укладкой «один на другой» поверхности барабанов выравнивали. В центре каждого барабана делали углубление, куда вставляли деревянный шип, соединявший оба барабана. Плотной подгонки каменотесы добивались путем вращения барабанов вокруг оси. «Насухо» из каменных блоков строили также и стены. Для лучшей подгонки поверхностей их средняя часть углублялась, затем выравнивалась остальная плоскость. Горизонтальные ряды блоков скреплялись железными скобами, залитыми свинцом. Вершиной каменотесного дела было сооружение арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных «насухо». Такие конструкции требовали тщательной обработки камня, соблюдения необходимых размеров и форм. При выкладке арки или арочного свода пользовались временным деревянным каркасом, на который укладывали клинчатые блоки, начиная с двух нижних (опорных) и заканчивая одним верхним (замковым), который удерживал всю сложную конструкцию свода.

В конце IV в. до н.э. по примеру греческих поселений на юге Италии стал применяться известковый раствор. В III в. до н.э. в строительной технике римлян было сделано очень важное открытие - изготовление связующего пуццоланового раствора из измельченной породы вулканического происхождения. Вскоре на основе этого раствора стали получать римский бетон. Мелкий каменный щебень, битый кирпич чередовались ровными слоями с цементным раствором, образуя несокрушимую бетонную кладку - «opus coementicius», не уступавшую по прочности каменным блокам. Для того чтобы щебень и цементный раствор не растекались и сохраняли необходимую форму, сооружалась временная деревянная обшивка - опалубка. После того как бетон застывал, опалубка снималась или передвигалась дальше. Из бетона, а также из традиционных строительных материалов возводились разнообразные здания, акведуки, а также транспортные сооружения (мосты, дороги и т.д.). Для облицовки употребляли известняк, туф, керамические плитки и т.д. Широко применялась штукатурка из извести и гипса. Дома накрывались мраморными плитами или черепицей.

При строительстве пользовались в основном ручными орудиями: коленчатыми и простыми рычагами для установки каменных плит, молотками для забивки скоб, лопатками для накладывания раствора и дощечками с рукояткой для его выравнивания. Проверочный инструмент состоял из циркуля, уровня, отвеса, наугольника, рейки и шнура. Был также известен уровень в виде открытого желобка, наполненного доверху водой. Для плотничьих и столярных работ по оборудованию зданий употребляли топоры, молотки, пилы, рубанки, долота, тесла. Доски распиливали лучковой пилой. Применялась также и двуручная пила. Употреблялись ручные сверла и дрели, которые приводили в движение тетивой лука. Отдельные деревянные части скреплялись железными гвоздями. При строительстве использовались и сложные механизмы для подъема тяжестей. Механизмы приводились в движение мускульной силой рабов, а также посредством простых канатных тяг. Использовались и наклонные плоскости. Так, например, при сооружении Колосса Родосского применялись наклонные земляные насыпи с деревянным настилом.

В античном мире большое внимание придавали регулярной планировке городов. Основой ее была правильная прямоугольная сеть прямых улиц равной ширины, которые образовывали одинаковые по форме и размерам кварталы. Каждый жилой квартал включал несколько домов, располагавшихся в два ряда. Стены наружных фасадов домов были глухими. Окна большей частью имелись на втором этаже, но не во всех домах. Для греческих городов был характерен высокий уровень благоустройства и комфорта. Улицы городов были широкими и вымощенными каменными плитами. Большое внимание уделялось борьбе с сыростью, обеспечивался свободный доступ воздуха и солнца, улицы озеленялись, имелось хорошее водоснабжение. Водопроводы (иногда с искусственным напором) питали общественные водоемы; вода поступала туда по керамическим и свинцовым трубам. Водопроводный туннель длиной в 1 км был сооружен в середине VI в. до н.э. на острове Самос. Санитарное состояние городских площадей, улиц, дворов обеспечивалось хорошо организованной системой водостоков, обложенных камнем и перекрытых плитами; существовала и канализация. В римских городах также имелось прекрасно налаженное водоснабжение. Ранние римские каменные акведуки сооружались с IV в. до н.э. Как и греческие, они были построены под землей. Со II в. до н.э. начали строить подземные акведуки на массивных аркадах. Акведук, построенный в 140 г. до н.э. на арочных опорах из тесаного камня (высотой местами до 15 м), подавал воду за 91 км. В Риме (II в. н.э.) действовало 11 водопроводов, дававших в день от 600 до 900 л воды на человека.

Рост населения Рима уже в III в. до н.э. привел к строительству жилых домов в три этажа. Из-за дороговизны земельных участков домовладельцы стремились повысить этажность сдаваемого в наем дома. Многоэтажных и многоквартирных домов - инсул к концу I в. н.э. насчитывалось свыше 46,6 тыс. Они имели 4, 5, а то и более этажей.

Важной отраслью строительного дела той эпохи было создание искусственных путей сообщения. О сооружении дорог в Греции сведения почти отсутствуют. Наивысшего развития искусство дорожного строительства достигает в Римском государстве. В расцвете своего могущества Римская империя имела 90 тыс. км шоссейных дорог (в том числе 14 тыс. км на Апеннинском полуострове), не считая грунтовых дорог и дорог, покрытых щебнем (с последними протяженность дорог достигала 300 тыс. км). Для обозначения расстояния на дорогах римляне через каждые 1000 шагов (1485 м) устанавливали каменные столбы или просто большие камни - миллиарии. Миллиарии содержали сведения о введении дороги в эксплуатацию, а также имена тех, чьими стараниями она сооружалась. В I в. до н.э. по приказу императора Августа на римском Форуме был установлен золотой миллиарий, символизирующий центр Римской империи и исходную точку всех римских дорог. В общей сложности из Рима расходилось (в Риме сходилось) не менее 23 дорог («все дороги ведут в Рим»).

Развитие морской торговли в Греции явилось условием создания торговых гаваней, защищенных молами и волнорезами. В больших приморских центрах строились обширные склады для хранения товаров, верфи, доки для строительства кораблей и их ремонта. Такие гавани были сооружены в Пирее, Сиракузах, на острове Делос и т.д. Во времена Римской империи на Апеннинском полуострове было проведено немало судоходных каналов, некоторые из них являлись и осушительными. Римляне занимались благоустройством портов. Строились бетонные и каменные молы, иные сооружения, в том числе сигнальные башни-маяки. Крупнейший маяк античной эпохи был сооружен не римлянами, а правительством эллинистического Египта в III в. до н.э. Речь идет о знаменитом маяке, построенном на острове Фарос в Александрийской гавани архитектором Состратом Книдским при царе Птолемее Соторе. Маяк представлял собой монументальную трехэтажную башню высотой около 130 м. Длина каждой стены первого этажа превышала 30 м. Третий этаж - фонарь имел круглую форму. На его куполе стояла бронзовая статуя Посейдона. Маяк одновременно служил крепостью (здесь находился большой гарнизон) и военным наблюдательным пунктом. Фаросский маяк, как и Колосс Родосский, считался одним из семи чудес света. С VII в. до н.э. греки начали строить палубные суда с командой из 50 гребцов - пентеконтеры и корабли с двумя рядами весел - диеры. Трехрядные суда - триеры (гребцы сидели на трех ярусах) появились в VI в. до н.э. Длина триеры составляла 40-50 м при ширине 5-7 м. Изобретателем триеры считается Ами- нокл из Коринфа. Греческие торговые корабли были плоскодонными с широким корпусом, с поднимающимся носом и кормой. Помимо весел грузовые суда имели от одной до трех мачт; каждая из них несла по одному четырехугольному парусу. Для плавания против ветра греческие моряки использовали дополнительный треугольный парус. Грузовые корабли были короче и шире военных, имели более глубокую осадку. Грузоподъемность их обычно не превышала 100-150 т, однако античные авторы упоминают о кораблях с большей грузоподъемностью. Материалом для постройки судов служили сосна, лиственница, пихта и иные породы хвойных деревьев, изредка дуб. Римские торговые корабли, так же, как и греческие, были парусными, и только в редких случаях в качестве механической силы применялись весла и мускульная сила. Обычно на мачте торгового судна был один прямоугольный или трапециевидный парус и треугольный парус на наклонной рее на носу корабля. Такие суда имели 25-30 м в длину и 8-10 м в ширину при грузоподъемности до 180 т. Груз укладывался в трюме или на палубе корабля.

Основным средством передачи сообщений оставалась посылка пеших и конных гонцов. Однако такого рода почта не позволяла установить регулярную связь между людьми. Использовалась также и голубиная почта. Наряду с этим в античную эпоху практиковалась и передача известий посредством сигнальных огней - ранняя предшественница оптического телеграфа.

Заметные успехи в античных рабовладельческих государствах отмечались в военной технике. Основными видам вооружения в античном мире оставались многообразные типы холодного оружия: мечи, кинжалы, секиры, копья, дротики, топоры, а также лук со стрелами. Уже в IX-VII вв. до н.э. в связи с возникновением греческих полисов и необходимостью их защиты стало создаваться ополчение. К военной службе привлекались зажиточные граждане, способные приобрести дорогое тяжелое вооружение. Доспехи греческого тяжеловооруженного воина (гоплита) состояли из шлема, щита, панциря и поножей, двух копий и меча. Шлем, панцирь и поножи изготовлялись из бронзы индивидуально для каждого воина. Щиты имели круглую или овальную форму (деревянная рама обтягивалась кожей). Снаружи кожа была окована листовой бронзой. Копья имели длину до 2 м. Вооружение гоплита завершал обоюдоострый сравнительно короткий железный меч, который был годен для нанесения колющего и рубящего удара. Формой военного строя ополчения стала фаланга - сомкнутый строй пехотинцев глубиной обычно в восемь рядов. При Филиппе II Македонском (IV в. до н.э.) в фаланге стали применять более глубокое построение - в среднем 16 рядов. В связи с этим воины стали вооружаться саррисами - копьями длиной 5-7 м. Фаланга обладала мощным лобовым ударом, но не отличалась мобильностью и была уязвима с флангов и с тыла.

Для осады крепостей греческий механик Деметрий Полио- крет изобрел большое количество осадных сооружений. Среди них были специальные укрытия от метательных снарядов, черепахи для земляных работ, черепахи с таранами, а также галереи, по которым можно было безопасно проходить и возвращаться с осадных работ. Самым значительным сооружением Деметрия Полиокрета была гелепола - движущаяся башня пирамидальной формы на восьми больших колесах, окованных железными шинами. Фасад башни, обращенный к неприятелю, был обшит железным листом, что предохраняло его от зажигательных снарядов. Башня была девятиэтажная - до 35 м и выше. На каждом этаже располагались камнеметы и стрелометы, а также отряды воинов для штурма крепости.

Плодом инженерной мысли греков явилось изобретение полиболы - автоматической метательной машины. Натягивание тетивы, подача стрелы и выстрел в полиболе производились с помощью бесконечной цепи, которая приводилась в движение вращением особого ворота. Метательные машины в зависимости от их мощности и характера снарядов (каменные ядра, стрелы, зажигательные сосуды, корзины с ядовитыми змеями, зараженная падаль и т.д.) обслуживались командой из 4-10 специально обученных механиков и их помощников. Камнеметы и тяжелые стрелометы предназначались для разрушения не очень прочных укрытий противника, его орудий, а также для уничтожения кораблей. Легкие стрелометы поражали живую силу противника. Снаряд, выпущенный из метательного устройства, мог попадать в цель на расстоянии 100-200 шагов; дальность стрельбы составляла около 300 м. В Римской империи военная техника получила дальнейшее усовершенствование. Воин был вооружен мечом, металлическим копьем (дротиком) - пилумом и длинным полуцилиндрическим щитом. На голове у легионера был железный шлем полусферической формы, закрывавший плечи и затылок. Воин носил кожаный или пластинчатый панцирь, защищавший все тело.

Основным подразделением римской армии на всем протяжении ее существования был легион. В период республики римский легион включал 3 тыс. пехотинцев и 200-300 всадников. Легион распадался на три когорты по тысяче человек, когорта делилась на 10 центурий - сотен. В эпоху империи в легионе насчитывалось уже 6 тыс. пехотинцев и 120 всадников. Легион делился соответственно на 10 когорт, когорта - на три манипулы, а манипула - на две центурии. Каждому легиону пологалось определенное количество метательных машин. В римской армии имелись военно-инженерные части, которые сооружали осадные башни, навесы и прикрытия. В их задачу входило также строительство понтонных мостов из лодок, соединенных деревянным настилом, наведение аварийных переправ. Значительное развитие получило саперное дело. С помощью саперных частей осуществлялись грандиозные работы по сооружению рвов, валов и иных насыпей.

Некоторые вещи, изобретенные древними римлянами, были очень хороши, и продолжают работать по сей день. Однако, с точки зрения абстрактной литературы, они всегда были в тени своих греческих соседей. Их поэзия никогда не достигала тех же высот, их философия стоицизма и эпикуреизма была заимствована, и любой, кто когда-либо использовал римские цифры, знает, как они трудны даже в применении в простой арифметике.
Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов. Несмотря на то, что их знания математики были рудиментарными, они сооружали модели, экспериментировали, и строили настолько крепко, насколько это было возможно на тот момент.

В результате, их труды мы можем лицезреть и по сей день: они простираются от моста Лимура (Limyra) в Турции до стены Адриана (Hadrian"s Wall) в Шотландии. Ниже представлены самые значительные достижения древних римлян.

10. Купол
Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

9. Оружие
Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

8. Бетон
Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

7. Дороги
Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

6. Канализация
Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

5. Полы с подогревом
Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.

Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

4. Акведук
Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.

Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

3. Гидроэнергия
Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

2. Сегментная арка
Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

1. Понтонные мосты
Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

Рассказать друзьям