Имитация древесины под ценные породы. Обработка дерева под ценные породы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Структура древесины сосны, березы, клена, осины и липы очень схожа со структурой красного дерева, ореха, дуба, бука. Это наблюдение вот уже много лет позволяет столярам-краснодеревщикам из недорогой древесины, которая всегда под рукой, создавать истинные шедевры, модифицируя доступный материал в благородный и респектабельный с помощью кисточки. Главное для имитации - правильно подобрать краситель.

Твердый орешек

Древесина ореха привлекает богатством оттенков и волнистыми разводами. Для имитации рисунка ореховых волокон нужно иметь несколько основных оттенков морилок: насыщенный серо-коричневый, светло-коричневый («кофе с молоком») и желто-коричневый.

В ореховой древесине сердцевина темно-коричневого цвета с серыми оттенками. Этот цвет через светло-коричневый и темный переходит в желто-коричневую заболонь.

Часто бывает, что волокна переплетаются и в светлых слоях образуются темные разводы. Все три оттенка наносят без просушки, одной кистью, чередуя и переплетая между собой. Не следует проходить по несколько раз одни и те же места.

Красное дерево

Красное дерево обладает широким спектром оттенков: от бледно-розового до багряно- или орехово-красного. Имитировать эту породу несложно. Текстура у красного дерева простая и, как правило, достаточно равномерно окрашенная, с плавными переходами тонов. Но есть исключения: некоторые породы красного дерева имеют особенную текстуру, со строго чередующимися яркими дорожками, которую трудно перепутать с другими.

Для имитации нужно разделить колер морилки на два раствора, чтобы один был ярче другого. Сначала на древесину наносят светлый тон, затем кистью по сырой поверхности наносят второй, более насыщенный оттенок. Его следует наносить параллельными полосами через небольшие промежутки. Если заготовка была хорошо отшлифована, слои текстуры будут переливаться и выглядеть под лаком как настоящие.

На дубе том

Древесину дуба можно имитировать на тангентальном распиле сосны (плоскость такого распила проходит по касательной к годичному слою), где текстура более закручена и нет прямых слоев, выдающих породу.

Вначале надо обработать заготовку вдоль волокон ручной металлической щеткой с редким ворсом. На мягких слоях образуется трубчатая микроструктура, как у древесины дуба. Нужный оттенок придает раствор железного купороса или промышленные морилки нужных оттенков.

Имитация от латинского imitation - подражание, подделка. Под имитацией понимается воспроизведение текстуры и цвета ценной породы древесины или других материалов на поверхности менее ценной древесины или других материалов, например древесностружечных и древесноволокнистых плитах.

Существует несколько способов имитации:

1- Разделка под ценные породы древесины

2- Крашение

3- Аэрография

4- Акваграфия

6- Шелкография

7- Полиграфическая печать

8- Облицовка бумагой и пленкой с нанесенной на них текстурой

Разделка под ценные породы древесины

Каждая порода древесины имеет свой рисунок - текстуру. Текстура различается от места распила, а также от множества других условий, наличия сучков, изгибов ствола и т.п. При распиловке ствола дерева пополам вдоль его оси получают радиальный разрез, волокна в данном случае выглядят параллельными линиями. При распиловке ствола дерева на расстоянии от его оси получают тангентальный разрез волокон в данном случае рисунок представляет разнообразные овалы и U-образные линии. Тангентальный разрез более интересен с декоративной точки зрения.

Причудливые узоры текстуры древесины разнообразной формы можно разделить на несколько видов:

Концентрический, в виде концентрических овалов.

Ромбический, рисунок годичных слоев вокруг сучка образует относительно правильную форму ромба.

Треугольный, рисунок годичных колец смещен в одну сторону, направления выпуклостей рисунка обычно чередуется.

Зигзагообразный, с одним или несколькими сучками, расположенными под углом один к другому.

Различные рисунки годичных слоев в текстуре древесины: а- концентрический; б - ромбический;

в - треугольный; г - зигзагообразный

Подготовка поверхности под разделку производят также как под масляную окраску. Цвет грунта подбирают в зависимости от породы под которую будет производится разделка.

Инструменты для разделки разнообразны и их выбор зависит от навыков мастера.

Инструменты для разделки поверхности под ценные породы древесины:

1- кисть-расхлестка; 2- шеперка плоская; 3 - шеперка пальчиковая; 4- беличья и хорьковая кисти;

5- резиновая пластинка; 6- гребни; 7- губка

Пример разделки под светлый дуб

Состав грунта:

Белила цинковые густотертые1000 г

Охра золотистая 150 г

Разбавитель (смесь олифы со скипидаром) до рабочей вязкости

Густотертые краски разбавляют смесью олифы со скипидаром в соотношении 1:1 с добавлением 3-5 % сиккатива.

После высыхания грунтовочного слоя наносят верхний - разделочный слой, на котором создают текстурный рисунок.

Для разделочного слоя, как правило, применяют более темные тона, чем для грунта.

Состав разделочного слоя под светлый дуб:

Охра золотистая 1000 г

Умбра натуральная300 г

Разбавитель до рабочей вязкости

Для разделки применяют в основном гребешки, сделанные из резиновых пластинок толщиной 3-5 мм, по краям которых вырезаны зубья различной величины. Гребешками рассекают слои свеженанесенной краски.

Разделка поверхности под дуб: а- нанесение слоев крупным гребешком; б - нанесение слоев средним гребешком; в - прорисовка с растушевкой сердцевинных слое; г - рассечка слоев стальным гребнем; д - растушевка флецем поверхности лессировочного слоя

Рассечку начинают с наиболее широких, ярко выраженных слоев сердцевины, проводя краем резины по средней части поверхности (а). этим приемом создают рисунок древесины около ее сердцевины или сучка. Затем менее крупным гребнем рассекают слои по обе стороны древесины (б), направляя гребнем к слоям средней части. После этого гребнем с мелкими зубьями обрабатывают поверхность по обе стороны нанесенного рисунка, заполняя поверхность мелкими слоями. Заполнив рисунком текстуры всю поверхность, приступают к растушевке сердцевинных слоев кистью (в). для этого слои древесины расширяют к периферии, придавая им зубчатый вид выходящего наружу годичного слоя.

Затем, проводя стальным гребнем вдоль слоев, рассекают их (г), придавая разделанной поверхности пористый вид натуральной древесины.

После высушивания разделанного слоя поверхность покрывают очень тонким лессировочным слоем, цвет которого должен быть чуть темнее основы (д). Сырой лессировочный слой осторожно протирают в отдельных местах мягкой ветошью, чтобы он стал несколько светлее, затем кистью слега растушевываю поверхность. Просохший лессировочный слой покрывают светлым лаком.

Крашение

Крашение проводят для придания древесине необходимого цвета. Обычно светлые породы древесины окрашивают в более темные тона для имитации цвета более ценных пород.

Существуют несколько групп красителей:

1- Синтетические красители . Выпускаются в виде порошков органических веществ, которые растворяются в воде, техническом спирте, ацетоне.

2- Протравные красители . Наиболее интенсивно окрашивают древесину богатую дубильными веществами. Протравные красители представляют собой водные растворы солей некоторых металлов: 5% и 1% р-р. железного купороса, 5% р-р. бихромата калия, 1% р-р. хлорного железа, 1% р-р. хлорной меди, 1% р-р. медного купороса и др.

Протравы готовят путем растворения кристаллов химических веществ в горячей воде (до 70°С), раствор остужают и фильтруют. Наносят протравы тампоном или кистью на немного увлажненную поверхность, или методом окунания.

3- Гуминовые красители . Это спиртовые и водные морилки, красящие вещества, получаемые из бурых углей и торфа.

4- Природные красители . Готовят из отваров коры деревьев, веток, опилок, трав, плодов растений.

Зеленный цвет дают: отвары листьев крапивы и картофельной ботвы, сок плодов волчьих ягод смешанным с поташем, отвар плодов крушины (100 г.) смешанным со спиртовым уксусом, отвар молодых побегов тополя с квасцами с добавлением отвара дубовой коры.

Красный цвет дают: семена щавеля конского, корни марены.

Оранжевый: цветы череды, луковая шелуха.

Желтый: цветы пижмы и ромашки, листья пырея и тысячелистника, сухие листья и корни крапивы.

Бежевый: листья череды, соцветия и корни конского щавеля.

Коричневый: отвар чая, коры яблони.

Черный и серый: стебли душицы, кора вербы и ольхи.

Готовить растворы растительных красителей следует только в эмалированной посуде. Отвары получают вывариванием сырья в мягкой воде, так как в жесткой краситель может впасть в осадок. На1 литрводы берут100 г. сырья. Воду доводят до кипения, краситель из цветов кипятят 30 мин., листьев 1 час, корней 2 часа. Для ускорения процесса на один литр воды добавляют 1 чайную ложку питьевой соды. Полученный раствор процеживают через несколько слоев марли, разбавляют до нужной концентрации мягкой водой. Растворы хранят в прохладном месте не более двух суток.

Окрашивают изделия в эмалированной посуде, с деревянной решеткой из липы или осины на дне. Опущенное в раствор изделие доводят до кипения и варят на медленном огне до получения нужного оттенка.

Крашение древесины может быть поверхностным и глубоким, прямым и протравным, позитивным и негативным.

Поверхностное крашение простое и часто применяется. Осуществляется нанесением на поверхность древесины растворов красителей распылением, окунанием, обливанием, тампоном, кистью. Древесина при этом окрашивается на глубину не более 0,5 мм.

Глубокое крашение . При глубоком крашении древесина окрашивается за счет продвижения красильного раствора по полостям клеток и диффузии через стенки клеток. Применяя смесевые растворы различной дисперсности, можно отфильтровать в полостях клеток один краситель от другого. Тогда полости сосудов окрасятся в один цвет, а полости стенок в другой.

Глубокое крашение кряжей, заготовок выполняют методом горяче-холодных ванн или в автоклавах.

Сущность метода горяче-холодных ванн состоит в следующем:

В результате нагрева древесины (в горячей воде при температуре 80-100°С в течении 2-4 ч.) находящийся в ней воздух и водяные пары расширяется. При погружении заготовок в красящий раствор комнатной температуры, воздух, находящийся в древесине сокращается и за счет образовавшегося вакуума идет более интенсивное впитывание раствора внутрь древесины.

При использовании автоклавов можно осуществить полное или ограниченное поглощение. Для полного поглощения древесину помещают в автоклав, заливают красящим раствором и подвергают гидравлическому давлению. Для ограниченного поглощения древесину, перед заливкой красящего раствора, подвергают давлению сжатого воздуха, в результате в ней образуется избыточное давление. После снятия гидравлического давления сжатый воздух выталкивает часть впитавшегося раствора.

Прямое крашение придает поверхности цвет красящего раствора.

При протравном крашении окрашивание происходит за счет химического взаимодействия солей металлов с дубильными веществами, находящимися в древесине или предварительным нанесением их на поверхность смачиванием слабым 0,3-0,5% водным раствором дубителя в виде пирогалловой кислоты.

При позитивном крашении , поздняя, более темная, древесина годичных слоев сильнее темнеет (протравное крашение всегда позитивно). Позитивное крашение более декоративно. При прямом крашении необходимо применять слабые растворы красителей или предварительно смачивают поверхность водой.

Негативное крашение получается если ранняя, более светлая древесина годичных слоев впитывает в себя наибольшее количество красителя и становится темнее, чем поздняя. Это придает древесине неестественный вид.

Аэрография

Аэрография это способ нанесения рисунка распылением краски сжатым воздухом с помощью специального распылителя- аэрографа, вручную или через трафарет (диаметр сопла 0.4-1.2 мм). С помощью шаблонов аэрографией можно имитировать инкрустации и текстуры древесины. Операция очень трудоемкая и имеет низкую производительность (1-2 м 2 /ч).

Аэрограф

Акваграфия

Акваграфия нанесение рисунка окунанием детали в воду, на поверхности которой находится пленка не смешивающей с водой краски, обычно масленой. Жидкие масла расплываются на поверхности воды, образую пленку с причудливыми цветными узорами, цвет которых меняется в зависимости от содержания разноцветных пигментов. Схема отделки и поверхность воды с краской представлены на рисунке.

Схема отделки акваграфией: а- поверхность воды с набрызганной краской;

б - кассета с деталями в момент погружения

Если погружение и подъем производят в горизонтальном положении к отделываемой поверхности, то рисунок будет соответствовать расплаву краски на поверхности воды. В случаи погружения и подъема в вертикальном положении рисунок получается ленточным.

После высыхания полученный слой закрепляют прозрачным лаком.

Имитация акваграфией напоминает рисунок мрамора. Применяется для отделки карандашей.


Декалькомания

Декалькомания - способ полиграфического изготовления и применения переводных изображений для маркировки промышленных изделий, а также детских «переводных картинок».

Это перевод на изделие напечатанного на бумаге рисунка.

Переводная бумага - калькома представляет собой не проклеенную бумагу, на которой последовательно нанесены пленки крахмала, желатина, краски в виде желаемого рисунка, краски фона, тонкой защитной пленкой водорастворимого клея.

Для перевода рисунка изделие покрывают слоем масленого лака, после частичного высыхания на изделие накладывают калькому бумагой вверх, разглаживают тампоном и резиновым валиком. Смачивают бумагу водой, растворяют крахмал, бумагу удаляют. Покрытие сушат и закрепляют лаком.

Структура переводной картинки (калькомы):

1- пленка растворимого клея; 2- фоновая краска; 3- рисунок (краска); 4- желатин;

5- слой крахмала; 6- основа (бумага)

Имитация декалькоманией малохудожественная, использовалась для фирменных клейм на изделиях, отделки детской мебели.

Варианты отделки изделий декалькоманией

Шелкография

Шелкография (трафаретная печать) - нанесение рисунков на поверхность плоских деталей печатанием с помощью специальных печатных форм- фотошаблонов.

Копия рисунка выполненная на кальке черной тушью, переносится на шаблон из капронового сита, натянутого на деревянную раму.

На деревянную раму натягивают сито (капроновая сетка №52, медная сетка из тонкой проволоки или шелк натуральный №45-56), после обезжиривания его покрывают слоем светочувствительной эмульсии.

Эмульсия состоит из 25 г. разогретого желатина разведенного в 220 мл холодной воды,7 гдвухромового кислого аммония разведенного в 25 мл теплой воды, 11 мл аммиака в 15 мл спирта. Все растворы смешивают и дают настоятся 24 ч.

Кальку с нанесенным тушью рисунком кладут на стекло копировального стола, сверху укладывают сито со светочувствительным слоем, на него плотную темную материю, а на нее толстое стекло с дополнительным грузом.

Подготовка фотошаблона 1- копировальный стол; 2- лампа дневного света; 3- экран; 4,5 - стекло;

6 -сито со светочувствительным слоем; 7- калька с рисунком; 8- темная ткань; 9- груз

Собранный пакет освещают с низу лампами в течении 10-15 мин. Лампы располагают на расстоянии 500 мм от стекла, мощность ламп 1,5 кВт.

Под действием света на всех участках эмульсионного слоя не защищенных затушеванными линиями рисунка на кальке происходит окислительно-востановительный процесс, в результате которого происходит дубление желатина, и он переходит в нерастворимое вещество. В местах не подверженных облучению желатин легко смывается с сита в горячей воде при температуре 70 0 С. Таким образом на сите получают негатив рисунка.

Для нанесения рисунка на деталь, ее покрывают изготовленным шаблоном на который наливают слой краски. Краску смещают по сетке с помощью ракеля из жесткой резины. Краска проникает через ячейки сетки на поверхность детали, в результате чего на ней остается требуемый рисунок.

Схема устройства для фотошаблонной печати: 1- обрабатываемая деталь; 2- стол; 3- коробка;

4 -сетка; 5- краска; 6- ракель

Для получения многокрасочного изображения печатания производится 2-3 красками с 2-3 шаблонов. Через трафарет можно нанести до 8000 рисунков.

Рисунок наносят масляными красками или гуашью с загустителями.

После нанесения рисунка и сушки краски, поверхность древесины покрывают прозрачным лаком.

Фотошаблонная печать трудно подается механизации, поэтому может применяться на небольших предприятиях при небольших объемах производства.

Вариант многоцветной фотопечати

Полиграфическая печать

Нанесение текстуры с печатной формы. Этот метод используется на мебельных предприятиях, подается механизации и автоматизации, высокопроизводителен и обеспечивает высокое качество печати. Полученный таким образом рисунок приближен к естественной текстуре древесины.

Различают три основных способа печати: высокую, плоскую, глубокую. Они различаются видом печатных форм, с которых производится оттиск рисунка.

Способы печати: а - высокий; б - плоский; в - глубокий; 1- печатная форма; 2 -бумага; 3- краска

Печатная форма для высокой печати имеет выступы и впадины (а), при печатании краска наносится на выступающие элементы, которые дают оттиск.

При плоской печати поверхность формы гладкая, без впадин и выступов (б), поверхность формы делится на зажиренные и увлажненные участки. Печатная краска закрепляется только на зажиренных участках, которые дают оттиск.

При глубокой печати поверхность печатной формы имеет выступы и впадины, в отличии от высокой печати, печатающими являются впадины на поверхности печатной формы. Первоначально вся поверхность формы заливается краской, затем краску удаляют с выступов, оставляя ее в углублениях. При печатании краска из углубления переносится на бумагу или другой материал (в). Особенностью глубокой печати от плоской и высокой, является возможность передачи полутонов, благодаря наличию впадин различной глубины. Многоцветный оттиск получают последовательным нанесением краски с различных форм, приготовленных для каждого цвета. Многоцветная печать наиболее точно и художественно имитирует текстуру древесины.

Станки для печати имеют цилиндрические печатные формы - текстурный вал с выгравированным на нем рисунком древесины. Принципиальная схема станка показана на рисунке.

Схема работы одной печатной секции машины МПТ:

1-ванночка с краской; 2- красконаносящий валец; 3- ракель; 4- текстурный вал; 5- печатный вал;

6- счищающий ракель; 7- деталь; 8- станина; 9- роликовый конвейер; 10- опорный валец

Краска подается из специальной емкости 1 на текстурный вал 4 питательным вальцом 2. плотно прилегающий к поверхности текстурного вала ракель 3 счищает с его поверхности все излишки краски, оставляя ее только в выгравированных углублениях. В контакте с текстурным валом вращается обрезиненный печатный валец 5, переносящий краску из углублений текстурного вала на поверхность детали 7.

Для получения качественных деталей необходимо, чтобы рисунок не повторялся в приделах развернутой длины текстурного вала, поэтому его диаметр достигает 530 мм.

На рисунке представлена многоцветная печатная машина фирмы «Штейнеманн».

Печатная многоцветная машина фирмы «Штейнеманн»

Печатные машины предназначены для нанесения рисунков на различные детали, такие как: мебельные щиты, фанеру, древесноволокнистые и древестностружечные плиты. Перед нанесением текстуры плиты окрашивают в цвет фона имитируемой текстуры, после несения рисунка закрепляют его защитно-декоративным покрытием.

Облицовка бумагой или пленкой с нанесенной на ней текстурой .

Для имитации текстуры различных пород, материалов различных фактур и широкой цветовой гаммы, древестностружечные и древесноволокнистые плиты облагораживаются искусственными облицовочными материалами: это декоративные пленки на основе бумаги, полимерные пленки, декоративные бумажно-слоистые пластики.

Данная технология благодаря высокой автоматизации, производительности имеет широкое повсеместное применение в настоящие время.

Плитные материалы облицованные пленками или пластиками приходят сразу с заводов изготовителей или подетально облицовываются на фабриках по производству мебели.

Древестностружечная плита ламинированная пленками с нанесенной текстурой древесины

Плиты облицованные декоративным бумажно-слоистым пластиком

Фасады из МДФ облицованные ПВХ пленкой с текстурой древесины

Литература:

1. Ветошкин Ю.И., Газеев М.В., Цой Ю.И. Специальные виды отделки: учеб. пособие.- Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008.-129 с.

2. Орлова Ю.Д. Отделка изделий из древесины: учеб. Пособие для института прикладн. искусства и пром. училщ. - М.: Высш. шк., 1968. - 275 с.

Для окрашивания древесины "под темный дуб" нужны 50 частей кассельской бурой краски, 5 частей поташа и 100 частей дистиллированной воды. Этот состав кипятят в течение часа, отвар процеживают и снова варят до получения густого сиропа, затем выливают в плоский металлический ящик, дают затвердеть и перетирают в порошок. Одну часть порошка разводят в 20 частях воды и кипятят несколько минут. Этим раствором покрывают древесину.

Для имитации "под орех" нужен следующий состав (в частях по массе): 3 части глауберовой соли, 3 части марганцовокислого калия и 100 частей горячей (60-80°) воды. Этот состав наносят кистью на древесину 1-2 раза. Чтобы получить жилки, наносят раствор и, дав ему просохнуть, наносят вторично в виде жилок. Можно покрыть некоторые участки, черной протравой: 2,5-3 части нигрозина, растворенные в 100 частях горячей (60-80°) воды.

Для имитации березы и клена "под орех" применяют следующий состав: 30 г английской соли + 30 г марганцовокислого калия +1 л воды - покрывать, как и предыдущим составом.

Для имитации "под красное дерево" применяют растворы следующего состава (в частях по массе): а) 3 части анилиновой вишневой краски, растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает вишнево-красную окраску; б) 2,5-3 части анилиновой краски "Понсо", растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает темно-красную окраску.

Имитация березы и бука "под красное дерево” производится с помощью обработки поверхности древесины двумя растворами с интервалом в 10 минут: а) 50 г медного купороса + 1л воды; б) 100 г желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) + 1 л воды.

Имитация древесины сосны, ели, березы и бука под ценные породы древесины (окрашивание в коричневый цвет) производится следующим составом в частях по массе: 3 части кислотного хромкоричневого красителя + 3 части уксусной эссенции +10 частей алюминиевых квасцов + 1 л воды.

Имитация древесины "под старый дуб" производится раствором следующих составляющих: 16 г поташа + 20 г сухой анилиновой коричневой краски + 20 г сухой синей краски + 0,5 л горячей (60-80°) воды + 1 чайная ложка бытового пищевого 9% уксуса и покрывается в горячем состоянии с помощью кисти.

При поверхностном крашении глубина пропитки составляет до 2 мм, горизонтальные поверхности окрашивают вдоль волокон, на вертикальные поверхности краситель наносят сверху вниз. Температура раствора должна быть 40-50°. Наносить раствор нужно несколько раз до получения требуемого цвета. Разрыв по времени между каждым нанесением краски не должен превышать 5 минут. Излишки краски снимают сухой ветошью.

После полного высыхания красителя (2 ч при температуре 18-20°) поверхность древесины протирают вдоль волокна пучком конского волоса или шлифуют шкур­кой. Расход красителя составляет 2-4 г/м кв. поверхности древесины.

Окраска дуба и дубового шпона "под седой дуб" производится в несколько приемов: а) поверхность покрывается черным спиртовым лаком; б) после высыхания на нее насыпается сухой алюминиевый порошок и тампоном втирается в поры дуба; в) просушенная окрашенная поверхность протирается комком конского волоса или древесной стружкой вдоль волокон; г) покрывается бес­цветным спиртовым или масляным лаком.

Протравное (глубокое) крашение осуществляется в два приема: сначала древесину обрабатывают раствором протравы, а затем красят. Протравами служат следующие соли металлов: медный купорос, железный купорос, двухромовокислый калий (хромпик) и др. Протраву и краситель выбирают в зависимости от породы древесины и цвета, в который ее нужно окрасить. Растворы готовят путем растворения солей в горячей воде, отфильтровывания и охлаждения.

Окрашивание древесины в домашних условиях можно осуществить по следующим рецептам:

Вишневого, а затем коричневого цвета древесины можно достичь, подвергнув древесину воздействию раствора марганцовки (перманганата калия).

Желтый цвет шпон из светлой древесины приобретает в растворе хлористого калия, приготовленного из расчета 10 г на 1 л воды при кипении.

Серо-голубого и черного цветов достигают вымачиванием строганного шпона в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок) в течение 4-5 дней.

Иссиня черный цвет мореного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки и уксуса.

Цвет "воронова крыла“ у дуба и серый для других пород можно получить с помощью следующего состава: в водный раствор азотной кислоты (соотношения 1:1) добавляют 1/6 часть (по массе) железных опилок или стружек. После растворения опилок добавляют в раствор воды в соотношении 1: и ставят раствор на двое суток в теплое место. После отстаивания сливают в стеклянную посуду с притертой пробкой только светлую часть раствора, которая и является красящим составом.

Черный тон древесины можно получить в растворе уксусной кислоты с добавкой в нее ржавчины (окисла железа). В таком растворе шпон вымачивается в течение суток. Перед высыханием листы шпона для нейтрализации кислой среды погружают в раствор питьевой соды.

Серебристую или серую окраску строганного шпона можно получить путем помещения шпона в раствор, полученный из железных опилок, залитых дождевой водой, причем шпон размещают в растворе так, чтобы листы не касались ни стенок, ни дна посуды.

Голубовато-зеленый отлив достигается путем вымачивания шпона из обыкновенной березы в растворе сернокислого железа (из расчета 50 г на 1л воды) в течение 1-2 суток. После выдержки в растворе листы шпона промывают проточной водой. Насыщенность тона в этом случае контролируют визуально. Мореный орех в таком растворе приобретает дымчато-серый цвет, а бук - коричневый.

Красивый коричневый цвет древесине придают пары аммиака, для чего окрашиваемую деталь помещают в эмалированную или стеклянную посуду. Ставят туда открытую баночку с нашатырным спиртом, после чего посуду плотно закрывают. Через несколько часов процесс "морения" заканчивается. При этом способе окраски детали не коробятся и ворс не поднимается.

Красновато-желтый цвет шпону ели и ясеня придает выдержка в растворе азотной кислоты в воде в соотношении 1:1. После высыхания поверхность шпона шлифуется мелкозернистой шкуркой и обрабатывается пучком конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой стружкой.

Неожиданные оттенки цвета получаются при вымачивании строганного шпона в кофейном отваре с добавлением питьевой соды после предварительного протравливания в горячем растворе квасцов.

Приведенные ниже природные (растительные) красители с добавкой некоторых химических ингредиентов, с помощью которых древесина может быть окрашена в нужные, нам цвета, не хуже промышленных красителей, а главное они светоустойчивы и не разлагаются, а также при их применении исключается образование пятнистости.

Ожидаемый цвет:

Вид красителя: .

Красно-коричневый

Отвар шелухи лука

Коричневый

Кора яблони, оболочка грецкого ореха

Кора ольхи или вербы

Оранжевый

Отвар молодых побегов тополя (150 г веток на 1л воды)

Зеленоватый

Побеги тополя + отвар дубовой коры

Волчьи ягоды + кислота

Коричневый

Волчьи ягоды + купорос

Волчьи ягоды + питьевая сода

Волчьи ягоды + глауберова соль

Волчьи ягоды + поташ

Интенсивность цвета окраски древесины растворами природных красителей усиливается при добавлении в раствор 2% алюминиевых квасцов.

Не все имеют возможность заказывать деревянные интерьеры у настоящих профессионалов, поэтому существует множество "домашних" технологий по обработке древесины, особенно по покраске деревянной поверхности под цвет дерева более дорогих сортов. (подробнее о породах дерева читайте здесь)

Имитация ореховой древесины. Как покрасить дерево "под орех".

Чтобы придать деревянной поверхности цвет ореховой древесины можно использовать следующую технологию -
В 1 литре теплой прокипяченой воды следует размешать 50 грамм перманганата калия и после этого сразу обработать плученным раствором поверхность дерева. Если оттенок обрабатываемого изделия получается недостаточно темным, то обработку можно повторить несколько раз, пока не будет достигнут надлежащий результат. Если же наоборт нужно высветлить черезчур темный тон изделия, то поверхность древесины можно обработать кистью или тампоном с 2%-м раствором соляной кислоты. После обработки древесину нужно промыть чистой водой или же тщательно протереть влажной губкой.

Само химическое действие раствора морилки заключается в образовании в результате реакции перманганата калия с целлюлозой массива древесины темного осадка диоксида марганца. Соляная кислота же преобразует этот диоксид марганца в не имеющий цвета хлорид марганца (химическая формула - MnCl2).

Другой способ покраски с имитацией древесины "под орех" -

Делается раствор из 1 литра воды, 80 грамм сульфата магния и 30 грамм перманганата калия, а затем этим химичкским раствором обрабатывается деревянная поверхность изделия. Для еще более правильной имитации орехового дерева можно сделать так называемую "ванну", то есть специальную емкость, заполненную разбавленным раствором морилки (10 грамм сульфата магния и 10 грамм перманганата калия на 1 литр воды), и в нее полностью окунуть деревянное изделие на 3-5 минут.

Технология имитации красного дерева в домашних условиях.

Для покраски деревянной поверхности с имитацией красного дерева в течении 3 часов в 100 мл воды нужно прокипятить 5 грамм карминовой кислоты и затем полученный химический раствор охладить. Затем тщательно отполированную поверхность обычной древесины несколько раз обрабатывают кистью с этим раствором, а уже высохшую поверхность обработать раствором, содержащим 6 грамм хлорида олова (SnCl2) и 3 грамма винной кислоты в 100 мл воды.

В роли морилки можно использовать любой раствор вишнево-красного красителя (например для ткани), и спомощью него достичь необходимого оттенка, нанося раствор на поверхность дерева в несколько этапов.

Как сделать дерево черным. Имитация черного дерева.

Настоящий массив черного дерева очень тяжелый, поверхность древесины имеет абсолютно черный цвет, и при нужной полировке она становится почти зеркальной.

Для имитации черного дерева годятся исключительно твердые сорта древесины, такие как дуб, бук, ясень или груша.

Технология обработки древесины выглядит так -

Поверхность покрывают водным раствором 30 грамм нигрозина (специфический органический краситель) в 1 литре воды. Процедура это несложная, легко выполнима даже неподготовленным человеком.

Серый клен.

Для того, чтобы из любой древесины сделать поверхность, не отличимую от серого клена , нужно на 3-4 часа опустить деревянное изделие в раствор из 50 грамм мыла, растворенного в 1 литре чистой воды. Потом древесину промывают водой, сушат и кладут на 1 час в 2%-й водный раствор нитрата железа Fe(NO3)3, снова промывают и опускают в 2%-й раствор соды. Последняя операция - выдерживание в растворе индигокармина, содержащем в 1 л воды 12,5 г этого красителя. В результате деревянное изделие приобретает серый цвет с голубоватым оттенком.

Как можно придать древесине коричневый оттенок? Так если дуб или же какую-либо другую породу (подробнее о разновидностях древесины смотрите в этом разделе) со значительным содержанием дубильных веществ (к примеру - таннин) вымочить известковым молоком (так называют суспензию гашеной извести в воде), то после сушки и удаления налета извести мягкой щеткой поверхность древесины станет светло-коричневой. А обработка поверхности дубовой древесины в 20% растворе железного купороса после сушки даст темно-коричневый цвет, обработка нашатырным спиртом - серо-коричневый.

Кто из нас не мечтает окружить себя предметами из ценных пород дерева? Например, поставить в кабинете ореховый стол. Или каждый день любоваться спальным гарнитуром из красного дерева. Увы, позволить себе подобные радости могут далеко не все - слишком уж дорогое удовольствие. Как быть остальным? Выход есть: под ценные породы дерева можно замаскировать самую обычную ель или березу. Рассказываем, как это сделать.

Инструменты и материалы:

  • дерево
  • необходимые растворы (в зависимости от типа древесины, описаны ниже)
  • марля для тампона, пульверизатор
  • шкурка

Процесс:

1. Прежде всего определяем, под что именно возможно отделать ваше изделие.

  • под красное дерево хорошо поддаются имитации ольха, вяз, ясень, бук, кедр, береза, вишня и груша
  • в черное дерево можно превратить березу, дуб, клен, граб, яблоню, сливу и вишню
  • под орех легко маскируются ольха, береза, липа и бук

2. Выбираем специальные растворы, с помощью которого будем пропитывать древесину. Для каждого вида дерева - свои составы.

  • «под орех»: двухромовокислый калий (концентрация 1:25) и марганцовокислый калий (концентрация 2:25)
  • «под черное дерево»: хлористый анилин (концентрация 1:50), хлористая медь (концентрация 2:50) и двухромовокислый калий (концентрация 3:25)
  • «под красное дерево»: медный купорос (концентрация 1:10-50) и желтая кровяная соль (концентрация 2:100)

Краска закрепится лучше, если добавить в раствор немного (до 3%) столярного клея.

3. Подготавливаем поверхность к покраске. Тщательно отшлифовываем поверхность древесины. На ней не должно быть следов старой краски, грязных и жирных пятен, клея или лака. Хвойную породу обязательно очистите от потеков смолы, а затем промойте 10-процентным раствором едкого натрия, бензином, скипидаром, спиртом или 10-процентным раствором поваренной соли.

4. Начинаем обработку. Наносить составы нужно в строгой последовательности:

  • «под орех»: сначала наносим первый раствор, а после 10 минут - второй
  • «под черное дерево»: сначала наносим смесь первых двух растворов, а через 10 минут - третий
  • «под красное дерево»: наносим первый раствор, а после его высыхания - второй

Прежде чем обрабатывать весь предмет, попробуйте сначала на небольшом кусочке древесины. Пропитывать древесину составами можно тампоном из сложенной в несколько слоев марли. Если есть такая возможность, можете погрузить дерево в раствор. Или опрыскать его из пульверизатора.

Если через 15-20 минут у вас не получился желаемый цвет, обработку можно повторить. Однако помните, что чересчур увлажненная древесина может легко потрескаться.

5. Дайте изделию высохнуть и наслаждайтесь красотой!

Имитация (окрашивание прозрачными красками) древесины простых пород под более ценные играет большую роль в цветовом оформлении мебели. Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы, однако цвет древесины при необходимости можно изменить специальными красителями. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергающейся обработке.


Под орех хорошо имитируются береза, липа, бук, ольха, удовлетворительно- ель; под красное дерево хорошо - груша, ольха, вишня, ясень, вяз, бук, удовлетворительно - ель, береза, кедр; под розовое дерево - хорошо клен, удовлетворительно - ольха, груша; под черное дерево - хорошо береза, дуб, клен, груша, яблоня, слива, граб, удовлетворительно - осина, тополь, бук.


Для имитации древесины применяют различные красители (приготовляя из них растворы), которые легко проникают в древесину.


Для окрашивания древесины широко используют ореховые бейцы (гуминовые красители), а также всевозможные протравы (медный или железный купорос), хромовокислый или двухромовокислый калий, марганцевокислый калий, хлорное железо (хлорная медь), которыми предварительно травят древесину, а затем окрашивают непротравными красителями.


Породы древесины, содержащие дубильные вещества (дуб, каштан, орех и др.), можно окрашивать без предварительной обработки.


Для приготовления красящих растворов применяют воду, смягченную кальцинированной содой (около 0,1%) или нашатырным спиртом (5%).

Нагревают воду до 60-80°С, всыпают в нее необходимое (по рецепту) количество красителя, размешивают до полного растворения и дают отстояться в течение 48 ч. Отстоявшийся раствор сливают в другую посуду. Если попадает часть осадка, раствор вторично отстаивают и фильтруют. Нерастворенный осадок оставляет на поверхности древесины пятна и полосы.


Для более равномерного окрашивания поверхность древесины предварительно необходимо увлажнить водой при помощи тампона или тряпки.

Приготовленный красящий раствор наносят на поверхность древесины только вдоль волокон кистью, пульверизатором, жирно смоченной губкой, чистой хлопчатобумажной тряпкой. После крашения поверхность древесины протирают чистой тряпкой, удаляя жирные подтеки, оставляющие пятна и полосы.


Чтобы окрашивающий раствор более глубоко проникал в поры древесины, его подогревают до 50-60°С. Окрашенные изделия надо просушить не менее 1,5-3 ч при температуре не ниже +18°C, но можно и более длительное время до полного высыхания краски.


Для прямого крашения древесины применяют различные красители. Например, для крашения в красновато-коричневый цвет березы, бука, дуба на 1 л воды берут 10 г ореховой морилки. Для крашения в красновато-коричневый цвет березы берут на 1 л воды 20 т ореховой морилки или 2 г красителя «Рубин» и т. д.


Помимо прямого крашения, используют протравное, при котором поверхность сначала обрабатывают раствором солей некоторых металлов, а затем, через 10-15 мин, красят раствором, который вступает с протравой в реакцию, образуя нерастворимое в воде соединение. В зависимости от применяемой протравы и ее концентрации цвет окраски древесины может быть различным.


Выдержка между нанесением раствора для травления и раствора для крашения - 10 мин.

Например, древесину сосны и лиственницы окрашивают в коричневый цвет следующим образом: сначала травят раствором резорцина (20 г на 1 л воды), затем покрывают раствором хромпика (10- 30 г на 1 л воды). Выдержка между травлением и крашением- 1 - 2 ч. Березу под орех окрашивают так: травят красителем коричневым для меха (2-5 г на 1 воды), красят кислотным оранжевым и хромовокислым калием (2-5 г на 1 л воды).


В практике крашения древесины многие используют обычные красители, предназначенные для крашения хлопчатобумажных тканей и меха. Крепость раствора зависит от интенсивности окрашивания, лучше использовать морилку.

После крашения приступают к прозрачной отделке.

Работы по дереву и стеклу Коршевер Наталья Гавриловна

Имитация древесины ценных пород

Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы. Однако цвет при необходимости можно изменить с помощью специальных красителей. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергшейся обработке.

Для имитации ценной древесины применяют различные растворы красителей, легко проникающие в древесину. Наиболее известные из них ореховая морилка, бейцы № 10. Для окраски различных древесных пород в разные цвета, а также для имитации под ценные породы дерева можно использовать следующие составы.

Чтобы окрасить древесину сосны, ели, березы и бука в коричневый оттенок, нужно взять 3 г кислотного хромкоричневого красителя, 3 г уксусной эссенции и 10 г алюминиевых квасцов на 1 л воды.

Для окрашивания древесины березы и бука под красное дерево готовят два раствора: 50 г медного купороса на 1 л воды и 100 г желтой кровяной соли на 1 л воды; первоначально поверхность обрабатывают раствором медного купороса, затем выдерживают 10 мин и наносят раствор желтой кровяной соли.

Окрасить древесину березы под орех можно, используя 20 г ореховой морилки и 2 г бейц № 10 на 1 л воды.

Для окрашивания под старый дуб нужно 16 г поташа, 20 г сухой краски анилина коричневого. 20 г сухой синей краски растворяют в 0,5 л воды, смесь кипятят 20–30 мин, после чего добавляют 1 чайную ложку уксуса; поверхность покрывают горячим раствором с помощью кисти.

Если окрашивают под седой дуб, то обработанную поверхность древесины дуба покрывают сначала черным спиртовым лаком, а когда лак высохнет, на поверхность насыпают серебряный порошок (алюминиевый порошок). Затем чистым тампоном втирают порошок в поры дуба. Остатки серебряного порошка удаляют с поверхности чистым тампоном примерно через 1 ч.

Порошок, оставшийся в порах дерева, слегка приклеивается лаком, и на дубе появляется седина. Просушенную окрашенную поверхность протирают вдоль волокон комком конского волоса или древесной стружкой, затем покрывают бесцветным спиртовым или масляным лаком.

Для имитации ценных пород древесины можно использовать следующие промышленные водорастворимые красители для дерева.

Краситель № 1: красновато-коричневый, применяют для окраски бука под красное дерево.

Красители № 5, 6 и 7: светло-коричневые, применяют для окраски бука и ясеня под светлый орех, для окраски ореха, березы и ясеня.

Краситель № 10: желтовато-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Красители № 11, 12, 13, 14: орехово-коричневые, применяют для окраски березы, ясеня и бука под орех среднего и темного тонов.

Краситель № 17: светло-коричневый, применяют для окраски березы и бука под орех среднего тона.

Краситель № 122: оранжево-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Краситель № 124: красный, применяют для окраски березы, дуба и бука под красное дерево.

Водорастворимые красители готовят следующим образом: отвешивают необходимое количество красителя, растворяют его в небольшом объеме горячей воды (не менее 95 °C) и тщательно размешивают. Полученную массу выливают в горячую воду и перемешивают.

Раствор красителя отстаивают в течение 48 ч, затем фильтруют через два слоя марли и наносят на изделие тампоном, кистью или распылением. Раствор красителя может иметь различную концентрацию в зависимости от требуемого тона окраски.

Из книги Работы по дереву и стеклу автора Коршевер Наталья Гавриловна

Строение древесины Сделав только поперечный срез, можно четко рассмотреть строение древесины. Каждый брусок необтесанного дерева имеет кору – это кожа дерева, которая не используется в работе, ее обязательно снимают. Под корой располагается зона роста дерева, которая

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Пороки древесины Внешнего осмотра достаточно для того, чтобы выявить пороки древесины: сучки, косослой, гниль, червоточину. Пороки древесины могут быть различными. Одни из них могут полностью исключить древесину из употребления, другие лишь ограничивают возможности по

Из книги Материаловедение: конспект лекций автора Алексеев Виктор Сергеевич

Cушка древесины Различных пороков древесины во время работы можно избежать, так или иначе расположив чертеж на заготовке. Но в любом случае для работы надо брать только хорошо высушенную древесину, иначе есть вероятность, что после долгой и упорной работы весь труд

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

Тесание древесины Используется только при обработке кряжей, пластин и четвертей. Основной инструмент работы – топор. Прежде чем приступать к тесанию бревна, его освобождают от коры, укладывают на подмостки и шнуром намечают линии тески. С той стороны бревна, которая

Из книги автора

Пиление древесины Разновидность распиловки, требующей использования специального оборудования деревообрабатывающих предприятий, мы затрагивать не будем.В зависимости от того, насколько толстый выбран массив древесины, используют ту или иную пилу. А от закрепления на

Из книги автора

Строгание древесины Этот прием обработки древесины заключается в выравнивании поверхности после пиления. В зависимости от этапов выполнения строгания используют разные типы рубанков.Приготовленную к отделке деталь укладывают на верстак и закрепляют ее. Начинают с

Из книги автора

Сверление древесины Этот прием используют для проделывания различных отверстий. Отверстия могут быть сквозными и глухими, глубокими и неглубокими, широкими и узкими. Сверлением производят выборку круглых отверстий и гнезд под шипы, шурупы, болты; кроме того,

Из книги автора

Долбление древесины Долбление применяют в том случае, когда необходимо получить сквозные и глухие гнезда для шиповых соединений. Эту работу выполняют долотом и стамесками. Если инструмент хорошо заточен, то сложностей при выполнении, как правило, не возникает.Перед

Из книги автора

Отбеливание древесины Не всегда краска может закрыть неравномерный цвет древесины. Разноцветные пятна может иметь даже здоровая древесина – это признак неравномерного распределения природного пигмента. А что говорить о древесине, которая хранилась годами и потемнела

Из книги автора

Имитация древесины ценных пород Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы. Однако цвет при необходимости можно изменить с помощью специальных красителей. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергшейся обработке.Для

Из книги автора

Имитация жизни Совершенные шагающие роботы имитируют движения насекомых, ракообразных, и иногда – человека. Конструкции двуногих роботов редки, поскольку требуют для осуществления сложных инженерных решений. Я планирую рассмотреть проект двуногого робота в моей

Из книги автора

1. Виды древесных пород и части дерева Растущие деревья имеют следующие составные части: корни, ствол, ветви, листья. Корневая система деревьев выполняет функции поставщика влаги и питательных веществ из почвы по стволу и ветвям к листьям. Кроме того, корни удерживают

Из книги автора

3. Микроскопическое строение древесины хвойных и лиственных пород Древесина хвойных пород имеет определенную микроструктуру, которую можно установить, применяя микроскопы, а также химические и физические методы исследования Древесина хвойных пород отличается от

Из книги автора

1. Определитель древесных пород На основании «Справочника по древесине» А. М. Боровикова и Б. Н. Уголева составлен определитель пород.1. Группы древесных пород:1) годичные слои хорошо заметны на всех разрезах древесины. Сердцевинные лучи не видны. Сосудов нет. Древесина

Из книги автора

3. Плотность древесины. Тепловые свойства древесины Плотность древесины – это масса единицы объема материала, выражающаяся в г/см 3 или кг/м 3. Существует несколько показателей плотности древесины, которые зависят от влажности. Плотность древесного вещества – это масса

Из книги автора

Вопрос 3. Защита программ и ценных баз данных от несанкционированного копирования и распространения По оценкам экспертов в первом десятилетии XXI века только в США общая стоимость нелегально тиражируемых программных средств ежегодно составляла около 3 миллиардов

Для окрашивания древесины "под темный дуб" нужны 50 частей кассельской бурой краски, 5 частей поташа и 100 частей дистиллированной воды. Этот состав кипятят в течение часа, отвар процеживают и снова варят до получения густого сиропа, затем выливают в плоский металлический ящик, дают затвердеть и перетирают в порошок. Одну часть порошка разводят в 20 частях воды и кипятят несколько минут. Этим раствором покрывают древесину.

Для имитации "под орех" нужен следующий состав (в частях по массе): 3 части глауберовой соли, 3 части марганцовокислого калия и 100 частей горячей (60-80°) воды. Этот состав наносят кистью на древесину 1-2 раза. Чтобы получить жилки, наносят раствор и, дав ему просохнуть, наносят вторично в виде жилок. Можно покрыть некоторые участки, черной протравой: 2,5-3 части нигрозина, растворенные в 100 частях горячей (60-80°) воды.

Для имитации березы и клена "под орех" применяют следующий состав: 30 г английской соли + 30 г марганцовокислого калия +1 л воды - покрывать, как и предыдущим составом.

Для имитации "под красное дерево" применяют растворы следующего состава (в частях по массе): а) 3 части анилиновой вишневой краски, растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает вишнево-красную окраску; б) 2,5-3 части анилиновой краски "Понсо", растворенной в 150 частях горячей (60-80°) воды - этим раствором покрывают древесину, и она приобретает темно-красную окраску.

Имитация березы и бука "под красное дерево” производится с помощью обработки поверхности древесины двумя растворами с интервалом в 10 минут: а) 50 г медного купороса + 1л воды; б) 100 г желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) + 1 л воды.

Имитация древесины сосны, ели, березы и бука под ценные породы древесины (окрашивание в коричневый цвет) производится следующим составом в частях по массе: 3 части кислотного хромкоричневого красителя + 3 части уксусной эссенции +10 частей алюминиевых квасцов + 1 л воды.

Имитация древесины "под старый дуб" производится раствором следующих составляющих: 16 г поташа + 20 г сухой анилиновой коричневой краски + 20 г сухой синей краски + 0,5 л горячей (60-80°) воды + 1 чайная ложка бытового пищевого 9% уксуса и покрывается в горячем состоянии с помощью кисти.

При поверхностном крашении глубина пропитки составляет до 2 мм, горизонтальные поверхности окрашивают вдоль волокон, на вертикальные поверхности краситель наносят сверху вниз. Температура раствора должна быть 40-50°. Наносить раствор нужно несколько раз до получения требуемого цвета. Разрыв по времени между каждым нанесением краски не должен превышать 5 минут. Излишки краски снимают сухой ветошью.

После полного высыхания красителя (2 ч при температуре 18-20°) поверхность древесины протирают вдоль волокна пучком конского волоса или шлифуют шкур­кой. Расход красителя составляет 2-4 г/м кв. поверхности древесины.

Окраска дуба и дубового шпона "под седой дуб" производится в несколько приемов: а) поверхность покрывается черным спиртовым лаком; б) после высыхания на нее насыпается сухой алюминиевый порошок и тампоном втирается в поры дуба; в) просушенная окрашенная поверхность протирается комком конского волоса или древесной стружкой вдоль волокон; г) покрывается бес­цветным спиртовым или масляным лаком.

Протравное (глубокое) крашение осуществляется в два приема: сначала древесину обрабатывают раствором протравы, а затем красят. Протравами служат следующие соли металлов: медный купорос, железный купорос, двухромовокислый калий (хромпик) и др. Протраву и краситель выбирают в зависимости от породы древесины и цвета, в который ее нужно окрасить. Растворы готовят путем растворения солей в горячей воде, отфильтровывания и охлаждения.

Окрашивание древесины в домашних условиях можно осуществить по следующим рецептам:

Вишневого, а затем коричневого цвета древесины можно достичь, подвергнув древесину воздействию раствора марганцовки (перманганата калия).

Желтый цвет шпон из светлой древесины приобретает в растворе хлористого калия, приготовленного из расчета 10 г на 1 л воды при кипении.

Серо-голубого и черного цветов достигают вымачиванием строганного шпона в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок) в течение 4-5 дней.

Иссиня черный цвет мореного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки и уксуса.

Цвет "воронова крыла“ у дуба и серый для других пород можно получить с помощью следующего состава: в водный раствор азотной кислоты (соотношения 1:1) добавляют 1/6 часть (по массе) железных опилок или стружек. После растворения опилок добавляют в раствор воды в соотношении 1: и ставят раствор на двое суток в теплое место. После отстаивания сливают в стеклянную посуду с притертой пробкой только светлую часть раствора, которая и является красящим составом.

Черный тон древесины можно получить в растворе уксусной кислоты с добавкой в нее ржавчины (окисла железа). В таком растворе шпон вымачивается в течение суток. Перед высыханием листы шпона для нейтрализации кислой среды погружают в раствор питьевой соды.

Серебристую или серую окраску строганного шпона можно получить путем помещения шпона в раствор, полученный из железных опилок, залитых дождевой водой, причем шпон размещают в растворе так, чтобы листы не касались ни стенок, ни дна посуды.

Голубовато-зеленый отлив достигается путем вымачивания шпона из обыкновенной березы в растворе сернокислого железа (из расчета 50 г на 1л воды) в течение 1-2 суток. После выдержки в растворе листы шпона промывают проточной водой. Насыщенность тона в этом случае контролируют визуально. Мореный орех в таком растворе приобретает дымчато-серый цвет, а бук - коричневый.

Красивый коричневый цвет древесине придают пары аммиака, для чего окрашиваемую деталь помещают в эмалированную или стеклянную посуду. Ставят туда открытую баночку с нашатырным спиртом, после чего посуду плотно закрывают. Через несколько часов процесс "морения" заканчивается. При этом способе окраски детали не коробятся и ворс не поднимается.

Красновато-желтый цвет шпону ели и ясеня придает выдержка в растворе азотной кислоты в воде в соотношении 1:1. После высыхания поверхность шпона шлифуется мелкозернистой шкуркой и обрабатывается пучком конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой стружкой.

Неожиданные оттенки цвета получаются при вымачивании строганного шпона в кофейном отваре с добавлением питьевой соды после предварительного протравливания в горячем растворе квасцов.

Приведенные ниже природные (растительные) красители с добавкой некоторых химических ингредиентов, с помощью которых древесина может быть окрашена в нужные, нам цвета, не хуже промышленных красителей, а главное они светоустойчивы и не разлагаются, а также при их применении исключается образование пятнистости.

Ожидаемый цвет:

Вид красителя: .

Красно-коричневый

Отвар шелухи лука

Коричневый

Кора яблони, оболочка грецкого ореха

Кора ольхи или вербы

Оранжевый

Отвар молодых побегов тополя (150 г веток на 1л воды)

Зеленоватый

Побеги тополя + отвар дубовой коры

Волчьи ягоды + кислота

Коричневый

Волчьи ягоды + купорос

Волчьи ягоды + питьевая сода

Волчьи ягоды + глауберова соль

Волчьи ягоды + поташ

Интенсивность цвета окраски древесины растворами природных красителей усиливается при добавлении в раствор 2% алюминиевых квасцов.

Работы по дереву и стеклу Коршевер Наталья Гавриловна

Имитация древесины ценных пород

Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы. Однако цвет при необходимости можно изменить с помощью специальных красителей. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергшейся обработке.

Для имитации ценной древесины применяют различные растворы красителей, легко проникающие в древесину. Наиболее известные из них ореховая морилка, бейцы № 10. Для окраски различных древесных пород в разные цвета, а также для имитации под ценные породы дерева можно использовать следующие составы.

Чтобы окрасить древесину сосны, ели, березы и бука в коричневый оттенок, нужно взять 3 г кислотного хромкоричневого красителя, 3 г уксусной эссенции и 10 г алюминиевых квасцов на 1 л воды.

Для окрашивания древесины березы и бука под красное дерево готовят два раствора: 50 г медного купороса на 1 л воды и 100 г желтой кровяной соли на 1 л воды; первоначально поверхность обрабатывают раствором медного купороса, затем выдерживают 10 мин и наносят раствор желтой кровяной соли.

Окрасить древесину березы под орех можно, используя 20 г ореховой морилки и 2 г бейц № 10 на 1 л воды.

Для окрашивания под старый дуб нужно 16 г поташа, 20 г сухой краски анилина коричневого. 20 г сухой синей краски растворяют в 0,5 л воды, смесь кипятят 20–30 мин, после чего добавляют 1 чайную ложку уксуса; поверхность покрывают горячим раствором с помощью кисти.

Если окрашивают под седой дуб, то обработанную поверхность древесины дуба покрывают сначала черным спиртовым лаком, а когда лак высохнет, на поверхность насыпают серебряный порошок (алюминиевый порошок). Затем чистым тампоном втирают порошок в поры дуба. Остатки серебряного порошка удаляют с поверхности чистым тампоном примерно через 1 ч.

Порошок, оставшийся в порах дерева, слегка приклеивается лаком, и на дубе появляется седина. Просушенную окрашенную поверхность протирают вдоль волокон комком конского волоса или древесной стружкой, затем покрывают бесцветным спиртовым или масляным лаком.

Для имитации ценных пород древесины можно использовать следующие промышленные водорастворимые красители для дерева.

Краситель № 1: красновато-коричневый, применяют для окраски бука под красное дерево.

Красители № 5, 6 и 7: светло-коричневые, применяют для окраски бука и ясеня под светлый орех, для окраски ореха, березы и ясеня.

Краситель № 10: желтовато-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Красители № 11, 12, 13, 14: орехово-коричневые, применяют для окраски березы, ясеня и бука под орех среднего и темного тонов.

Краситель № 17: светло-коричневый, применяют для окраски березы и бука под орех среднего тона.

Краситель № 122: оранжево-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Краситель № 124: красный, применяют для окраски березы, дуба и бука под красное дерево.

Водорастворимые красители готовят следующим образом: отвешивают необходимое количество красителя, растворяют его в небольшом объеме горячей воды (не менее 95 °C) и тщательно размешивают. Полученную массу выливают в горячую воду и перемешивают.

Раствор красителя отстаивают в течение 48 ч, затем фильтруют через два слоя марли и наносят на изделие тампоном, кистью или распылением. Раствор красителя может иметь различную концентрацию в зависимости от требуемого тона окраски.

Из книги Работы по дереву и стеклу автора Коршевер Наталья Гавриловна

Строение древесины Сделав только поперечный срез, можно четко рассмотреть строение древесины. Каждый брусок необтесанного дерева имеет кору – это кожа дерева, которая не используется в работе, ее обязательно снимают. Под корой располагается зона роста дерева, которая

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Пороки древесины Внешнего осмотра достаточно для того, чтобы выявить пороки древесины: сучки, косослой, гниль, червоточину. Пороки древесины могут быть различными. Одни из них могут полностью исключить древесину из употребления, другие лишь ограничивают возможности по

Из книги Материаловедение: конспект лекций автора Алексеев Виктор Сергеевич

Cушка древесины Различных пороков древесины во время работы можно избежать, так или иначе расположив чертеж на заготовке. Но в любом случае для работы надо брать только хорошо высушенную древесину, иначе есть вероятность, что после долгой и упорной работы весь труд

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

Тесание древесины Используется только при обработке кряжей, пластин и четвертей. Основной инструмент работы – топор. Прежде чем приступать к тесанию бревна, его освобождают от коры, укладывают на подмостки и шнуром намечают линии тески. С той стороны бревна, которая

Из книги автора

Пиление древесины Разновидность распиловки, требующей использования специального оборудования деревообрабатывающих предприятий, мы затрагивать не будем.В зависимости от того, насколько толстый выбран массив древесины, используют ту или иную пилу. А от закрепления на

Из книги автора

Строгание древесины Этот прием обработки древесины заключается в выравнивании поверхности после пиления. В зависимости от этапов выполнения строгания используют разные типы рубанков.Приготовленную к отделке деталь укладывают на верстак и закрепляют ее. Начинают с

Из книги автора

Сверление древесины Этот прием используют для проделывания различных отверстий. Отверстия могут быть сквозными и глухими, глубокими и неглубокими, широкими и узкими. Сверлением производят выборку круглых отверстий и гнезд под шипы, шурупы, болты; кроме того,

Из книги автора

Долбление древесины Долбление применяют в том случае, когда необходимо получить сквозные и глухие гнезда для шиповых соединений. Эту работу выполняют долотом и стамесками. Если инструмент хорошо заточен, то сложностей при выполнении, как правило, не возникает.Перед

Из книги автора

Отбеливание древесины Не всегда краска может закрыть неравномерный цвет древесины. Разноцветные пятна может иметь даже здоровая древесина – это признак неравномерного распределения природного пигмента. А что говорить о древесине, которая хранилась годами и потемнела

Из книги автора

Имитация древесины ценных пород Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы. Однако цвет при необходимости можно изменить с помощью специальных красителей. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергшейся обработке.Для

Из книги автора

Имитация жизни Совершенные шагающие роботы имитируют движения насекомых, ракообразных, и иногда – человека. Конструкции двуногих роботов редки, поскольку требуют для осуществления сложных инженерных решений. Я планирую рассмотреть проект двуногого робота в моей

Из книги автора

1. Виды древесных пород и части дерева Растущие деревья имеют следующие составные части: корни, ствол, ветви, листья. Корневая система деревьев выполняет функции поставщика влаги и питательных веществ из почвы по стволу и ветвям к листьям. Кроме того, корни удерживают

Из книги автора

3. Микроскопическое строение древесины хвойных и лиственных пород Древесина хвойных пород имеет определенную микроструктуру, которую можно установить, применяя микроскопы, а также химические и физические методы исследования Древесина хвойных пород отличается от

Из книги автора

1. Определитель древесных пород На основании «Справочника по древесине» А. М. Боровикова и Б. Н. Уголева составлен определитель пород.1. Группы древесных пород:1) годичные слои хорошо заметны на всех разрезах древесины. Сердцевинные лучи не видны. Сосудов нет. Древесина

Из книги автора

3. Плотность древесины. Тепловые свойства древесины Плотность древесины – это масса единицы объема материала, выражающаяся в г/см 3 или кг/м 3. Существует несколько показателей плотности древесины, которые зависят от влажности. Плотность древесного вещества – это масса

Из книги автора

Вопрос 3. Защита программ и ценных баз данных от несанкционированного копирования и распространения По оценкам экспертов в первом десятилетии XXI века только в США общая стоимость нелегально тиражируемых программных средств ежегодно составляла около 3 миллиардов

Рассказать друзьям