Институты по подготовке журналистов. Специальность «журналистика» в вузах СПб: список лучших учебных заведений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Вузы топ-10.
Название вуза Особенности
Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
Академия Натальи Нестеровой
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Международный университет в Москве (МУМ)

Журналистика

Термин «журналистика» происходит от французского слова journal (дневник, газета) и означает вид деятельности по сбору, обработке и непрерывному распространению актуальной и социально значимой информации через каналы массовой коммуникации, к которым относятся периодическая печать, радио, телевидение, электронные СМИ и др. В современном понимании журналистика – это вся многообразная продукция деятельности журналистов, совокупность процессов в ее рамках, одноименная научная дисциплина и специальность высшего профессионального образования в вузах.

Профессия журналиста – одна из наиболее востребованных на современном рынке труда. С одной стороны, непрерывно увеличивается количество печатных изданий, интернет-порталов, теле- и радиокомпаний, что требует притока подготовленных кадров. С другой стороны, общество все более заинтересовано в последовательной реализации основной задачи журналистов по оперативному и квалифицированному комментарию всех важнейших событий и предложению возможных вариантов позитивного развития социума.

Специальности и специализации в области журналистики

Стать журналистом можно, получив высшее профессиональное образование в вузе по специальности «Журналистика». По направлению «Журналистика» возможно и двухуровневое обучение: в бакалавриате и магистратуре. Особенностью высшего образования в вузах в области журналистики по такой творческой специальности является возможность обучения по системе мастер-классов, в ходе которого студенты выбирают направление будущей профессиональной деятельности и работают в выбранном направлении на протяжении всех лет обучения под руководством мастера – известного специалиста в этой области.

Во многих вузах в рамках основной специальности «Журналистика» осуществляется подготовка по одной или нескольким специализациям, программа обучения по которым предполагает наличие дополнительных специальных дисциплин. В вузах Москвы чаще всего встречаются следующие специализации:

  • Периодическая печать
  • Телерадиожурналистика
  • Международная журналистика
  • Электронная журналистика
  • Специализации в области рекламы и PR

Стать журналистом можно и после обучения в вузе по нескольким специальностям близкого профиля. Так, журналист, пройдя обучение в вузе в области рекламы и PR, может получить образование по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью». Журналист, специализирующийся в области редакционно-издательского дела, может получить профессиональное образование в области полиграфии. Наконец, среди пишущих журналистов высок процент выпускников филологических факультетов вузов Москвы.

Что изучают

Журналист как представитель творческой профессии должен в первую очередь уметь писать, т. е. увидеть событие там, где не каждый способен, проанализировать его и преподнести созданный материал в выгодном ракурсе на высоком уровне грамотности и компетентности. Из смежных областей знания журналисту понадобятся право (современное законодательство в отечественных и зарубежных СМИ), социология, социальная и политическая статистика, психология, современная техника и технология печати. Для специалиста по медиа-менеджменту нужны твердые знания по экономике и политическому анализу, иностранные языки.

Для теле- и радиожурналистов пригодятся умение общаться с аудиторией, хорошая дикция и незаурядные актерские способности, знание приемов поведения перед камерой и микрофоном. Современные журналисты, выпускники вузов в области журналистики, должны владеть компьютерными и мультимедийными технологиями, компьютерной графикой, анимацией, знать основы интернет-журналистики.

Наконец, журналист должен отлично владеть коммуникативными навыками, понимать и любить людей, добывать информацию, не забывая о профессиональной этике журналиста.

Где работает журналист и сколько получает

В сферу профессиональной деятельности журналистов входит весь спектр современных средств массовой информации: газеты, журналы, информационные агентства, телевидение, радио, сетевые СМИ, информационно-рекламные службы, интернет-среда, структуры PR.

Выпускники вузов в области журналистики с квалификацией «журналист» могут работать в качестве редакторов в издательствах; пресс-атташе или имиджмейкеров при политических деятелях, в партиях и общественных организациях; занимать позиции в рекламных, маркетинговых и PR-службах предприятий и фирм, в учреждениях культуры, сфере образования, туристических фирмах, аналитических центрах, бизнес-структурах.

Карьера журналиста начинается, как правило, со студенческой скамьи в должности корреспондента (репортера) с минимальной построчной оплатой труда. Дальнейший профессиональный рост может осуществляться по вертикали: корреспондент (репортер) – редактор – режиссер (ведущий редактор) – продюсер (шеф-редактор) – руководитель канала (главный редактор). А может осуществляться по горизонтали: например, разброс окладов корреспондентов составляет от 500 до 2500 у. е. в зависимости от опыта работы, рейтинга конкретного СМИ или канала.

Особенностью профессиональной деятельности журналиста является возможность работать фрилансером, внештатно, даже дистанционно, что позволяет совмещать несколько должностей. Зачастую в СМИ и на ТВ нет четкой тарификации, заработная плата журналистов носит индивидуальный характер и зависит не столько от опыта работы специалиста, сколько от желания руководства удержать его.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Роль СМИ в жизни современного государства сложно преувеличить. Квалифицированный и ответственный журналист выступает в разных ролях. Это и совесть общества, которая поднимает острые проблемы, чтобы найти им решение. Это и посредник между властью и населением, от которого зависит, насколько плодотворным будет диалог.

Специальность 42.03.02 «Журналистика» открывает широкие перспективы. Она предполагает глубокое погружение в филологию, историю и социологию. Но не обойтись в работе и без знаний современных информационных технологий. Ведь СМИ - это не только газеты, радио, телевидение. Не стоит забывать об электронных изданиях, которые переживают бум популярности.

Условия поступления

В основе обучения лежат гуманитарные науки, но для реализации на профессиональном поприще не обойтись без навыков работы с компьютером и информационными технологиями. И все же характер деятельности предопределяет, какие предметы традиционно сдают абитуриенты при поступлении в вузы Москвы и России:

Будущая профессия

Эта специальность предполагает умение работать со словом. Здесь в прямом смысле слова нужно быть филологом, чтобы умело оперировать материалом. Однако работа невозможна без знания журналистской этики, наличия некоего внутреннего мерила. Поскольку слово может выступать в роли настоящего оружия массового поражения.

Куда поступать

Диплом бакалавра по этой увлекательнейшей специальности можно получить, окончив следующие учебные заведения:

  • Московский гуманитарный университет;
  • Институт УНИК;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Московский финансово-юридический университет;
  • Университет Российской академии образования.

Срок обучения

Программа бакалавриата предполагает освоение учебного материала за четыре года на очном отделении. Но можно выбирать заочную, смешанную либо вечернюю форму: тогда обучение длится на год дольше.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Будущий журналист в процессе знакомства с профессией углубленно изучает такие предметы:

  • основы журналистики;
  • жанры и стилистика;
  • основы связей с общественностью (PR) и рекламы;
  • компьютерный дизайн;
  • фотожурналистика;
  • история журналистики;
  • организация редакторской деятельности.

Приобретаемые навыки

Выпускник направления сможет впоследствии выполнять такие задачи:

  • создание материалов для СМИ;
  • редактирование текста, материала в форме видео, аудио, интернет-продукт;
  • поиск, выбор, анализ информации;
  • производственная деятельность в сфере СМИ;
  • разработка концепции любого типа СМИ;
  • участие в рекламных кампаниях;
  • редакционная работа;
  • организация дебатов, дискуссий, общественных обсуждений.

Перспективы трудоустройства по профессии

Журналистская специальность - это отличный способ реализовать свои творческие амбиции в СМИ.

Будущий профессионал сможет работать в государственных и коммерческих изданиях, на радио, телевидении. Широкие возможности открывает интернет, в котором также есть масса средств информации, готовых принять молодых специалистов.

Кем работают обладатели диплома бакалавра:

  • журналистами;
  • репортерами;
  • обозревателями;
  • политологами;
  • пресс-секретарями;
  • издателями;
  • копирайтерами;
  • корреспондентами;
  • ведущими на радио и на телевидении.

Зарплата молодого специалиста находится на уровне 20-30 тысяч рублей. Однако по мере роста профессионализма ставки существенно возрастают. Обладая талантом, правильно распоряжаясь полученными знаниями и навыками, реально получать заработную плату, которая в разы больше стартовой. Уровень дохода также зависит от места трудоустройства.

Преимущества обучения в магистратуре

Если специалист хочет реализовываться и достигать высот в профессии, ему стоит освоить магистерскую программу. Она предполагает углубление знаний, которые были получены на бакалавриате. При этом происходит активная наработка практического опыта, который бесценен для журналистской деятельности.

Студенты в процессе обучения могут работать в издательствах, на радиостанциях и телеканалах. Их знакомят с особенностями реализации своих талантов в пресс-службе. Можно выбирать преподавательскую либо исследовательскую деятельность. В дальнейшем выпускник станет высококвалифицированным и востребованным профессионалом, который найдет работу по профилю и в России, и даже в заграничных СМИ при отличном знании иностранного языка, изучаемого в обязательном порядке.

Мнения известных медиаменеджеров и журналистов об образовании и будущем профессии

В закладки

10 февраля издание «Кольта.ру» объявило об открытии школы гражданской журналистики под руководством двух известных журналистов - специального корреспондента газеты «Коммерсантъ» Олеси Герасименко и бывшего главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» и издания OpenSpace.ru Максима Ковальского. 11 февраля произошло другое событие в сфере журналистики - стало известно о крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру».

Напряжённая обстановка в российских медиа и череда закрытий или смены руководства ряда изданий, среди журналистов в обиходе именуемая «грёбаной цепью», заставляет чаще задумываться о роли профессии в России. TJ опросил известных журналистов и медиаменеджеров о роли образования в их работе и о том, стоит ли сейчас идти учиться журналистике.

Никита Белоголовцев, бывший ведущий «Дождя»

У меня самое что ни на есть профильное образование: я заканчивал журфак МГИМО. Вообще-то я должен спокойно работать на двух языках (английский и итальянский), но владение языками по меркам родного вуза у меня отвратные.

Образование очень здорово помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных - литература у Вяземского и культурология у Легойды (того самого). Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. К тому же у нас довольно строго относились к учебе, и слова «Понимаете, я работаю» были, скорее, отягчающим обстоятельством, а не наоборот.

Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Во-первых, с моего отделения по специальности работает, в лучшем случае, 30-40% человек. Во-вторых, когда я поступал на журналистику, я с трудом представлял, чем хочу заниматься и тем более зарабатывать. Да, конечно, нужно понимать риски, но они в том или ином виде всё равно всегда будут. Сейчас мерзотное время для профессии, но что ж, совсем хоронить её теперь?

Олеся Герасименко, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Я училась на филологическом факультете МГУ, моя учительница по литературе посоветовала мне выбрать его, а не журфак, «если я хочу ещё немного поучиться». Я послушалась и не пожалела.

Идти учиться на журналиста пять лет в вузе - идея противоестественная, это прикладная профессия, как шофёр или швея. Чем больше ездишь или шьёшь брюк, тем лучше получается. Чему действительно надо учиться - это перенимать опыт у практикующих корреспондентов. Так построены и американские школы журналистики: практически все программы там длятся не больше 1-2 лет и построены на передаче опыта, а все преподаватели работают в СМИ.

Вопросы вида «Где честному журналисту сейчас работать» вызывают у меня недоумение. В эту профессию идут не за деньгами и не за стабильностью. В моем идеальном мире в журналистику идут фанаты - информации, текста, определённого образа жизни. Поэтому кризис на рынке СМИ только очистит ряды журналистов от людей, которые на самом деле хотят быть политиками, литераторами, шоуменами, пиар-директорами и предпринимателями, а вынуждены ютиться в редакциях. И учиться ремеслу сейчас захотят только те, кто в профессию влюблён и ничем другим заниматься не будет - а мне только этого и надо.

Александр Плющев, ведущий радиостанции «Эхо Москвы»

У меня среднее образование - школа №751 и пять семестров Российского химико-технологического университета. По-моему, это даже незаконченным высшим не считается. Поэтому если что-то мне и могло помочь в работе в медиа, то как раз отсутствие образования.

Это и так, и не так одновременно: я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Но именно из-за отстутствия профильного образования мне ни разу при приёме на работу не отказывали. На НТВ в 1997 году удивились в отделе кадров, но не более того.

Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат. Особенно сейчас, когда нормальные СМИ почти не осталось за небольшим исключением. Кто его знает, может, где-то и нормально учат. Во всяком случае, там, куда меня приглашают выступать и встречаться со студентами (журфаки МГУ, ВШЭ, РГГУ) - вроде бы вменяемые люди, часто очень крутые. И студенты на первый взгляд вполне адекватные. Но я слыхал, что там же преподают и весьма одиозные в нашей отрасли личности.

В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося - точнее, оставленного - после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе. Какое выбрать направление - не посоветую в силу некомпетентности. Это уж вы, ребята, сами.

Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша»

Я заканчивал философский факультет МГУ. Безусловно помогло.

Сейчас - как и всегда, вне зависимости от ситуации в стране - лучше всего получить хорошее гуманитарное образование, а потом идти в хорошую редакцию, где даже выпускника журфака все равно всему научат заново. Поскольку хороших редакций осталось не так много, можно временно заменить это общением с хорошими журналистами в рамках всяческих курсов, лекций и школ - вроде той, что делают Максим Ковальский и Олеся Герасименко.

Андрей Козенко, специальный корреспондент «Медузы»

Я по образованию филолог-лингвист, но это потому что журналистику официально в моём Саратовском госуниверситете не преподавали. Была только группа специализированная. К нам приходила святая (я не шучу) женщина Ольга Борисовна Сиротинина - известнейший в стране учёный, специалист по речевым коммуникациям. Мы брали учебник 1973 года со смысловыми и иными ошибками из газеты «Советская Россия» за 1971 год и эти ошибки разбирали. Мне казалось, что за 1,5 часа пары окна паутиной покрываются.

Помогло мне это, разумеется, не очень. Мой первый же редактор, к которому я пришел на практику, сказал: забудь вообще всё, чему тебя там учили, начинаем заново. Так и вышло.

Всё, что я умею, я получил благодаря отцу-журналисту и нескольким суперредакторам, с которыми я в жизни сталкивался - Васильев, Стукалин, Нагибин из «Ъ». Ну и нынешние мои Тимченко с Колпаковым.

Конечно, учиться стоит, а почему бы и нет. Общая ситуация в стране, сколько я её помню, с разной степенью ада меняется раз в три года. Чего теперь, не работать и не учиться? Да, я не завидую тем, кто в этом году закончит журфаки - не так-то много у них вариантов. Но я не знаю, сколько вариантов у тех, кто сейчас на втором курсе. Их может быть больше - а может быть, будет атомная война, и вообще можно будет не париться.


Андрей Козенко во время волны протестов в декабре 2011 года

Светлана Миронюк, бывший главный редактор РИА Новости

Моё базовое образование - географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая - страноведение, которое я изучала в МГУ - мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.

По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.

По моему опыту, самые лучшие журналисты - те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование - техническое или гуманитарное, а второе - журналистское.

Функционал журналиста в «РИА Новостях» - так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.

Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика - это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.

Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.

Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты - это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.

Иван Засурский, завкафедры новых медиа и теории коммуникаций на журфаке МГУ

Образование помогает думать своей головой и разбираться в сути процессов. Например, с точки зрения понимания психологии отношений и богатства человеческих мотиваций художественная литература даёт представление вполне научной обоснованности. Письменные учебные работы научили меня смелости предполагать, обосновывать и проверять идеи, которые я в журналистской работе мог бы не научиться даже формулировать.

Идти на журналиста нужно, уже имея опыт работы и не жалея сил на чтение и написание оригинальных учебных работ. Мой диплом стал моей диссертацией и книгой, хотя и сильно изменился в процессе.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

У меня образование педагогическое-историческое, заканчивал Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Гуманитарное образование - даже советское - мне безусловно помогло и продолжает помогать. Оно приучило меня работать как историк - с первоисточниками, а не со вторичным материалом. Это важное умение.

Но умению брать интервью гораздо больше меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит.

Хотя приёмы изучения информации одинаковые, не важно, где это было - в Древней Руси, Средневековой Франции, в Арабском халифате или в XXI веке. Умение сравнивать эти источники и искать в них противоречия - это базовое образование историка.

Я с недоверием отношусь к термину «гражданская журналистика», не понимаю, что это такое. Он меня отталкивает профессионально: гражданский врач, гражданская балерина? Единственное, что меня устраивает - это гражданская жена, но до этого ещё не дошло. Это всё равно что-то вторичное. Либо ты журналист, либо ты не журналист.

Но учиться, конечно, надо. Если курсы научат работать с источниками, задавать вопросы и применять свои знания, то это надо только поддерживать. А если это только для того, чтобы получить звание «гражданский журналист», я лишь пожму плечами и отойду в сторону.

К сожалению, факультеты журналистики сильно и быстро отстают от развития журналистики вообще. Сейчас гораздо важнее общегуманитарное образование, плюс компьютерная грамотность, плюс умение ориентироваться в информации - вот этому надо учить. Когда ко мне приходят наниматься люди, я не спрашиваю их, какой факультет они заканчивали - я спрашиваю, сколько языков они знают, как у них с компьютерной грамотностью и как они работают с информацией. А Физтех, МГИМО, журфак московский или дальневосточный - меня совершенно не интересует.

Одной из самых интересных, но при этом сложных профессий является журналистика. Вузы СПб, где есть такая кафедра, могут не только дать основные представления об этой специальности, но и научить тому, как стать настоящим журналистом. Как правило, профессионалы рождаются во время рабочего процесса, в котором раскрывается настоящий творческий потенциал публициста. Видеть правду и говорить ее - это разные вещи, но у истинного журналиста они никогда не расходятся, а сопутствуют друг другу. Многие знаменитые представители этой профессии были выпускниками факультета «журналистика» вузов СПб.

Профессия журналист

Донесение информации до большого количества людей было основной задачей представителей этой профессии еще на заре ее зарождения. Первые «периодические издания» в виде свитков папируса были найдены при раскопках в Египте. Не отставали от египтян и древние римляне, которые через специальные сводки оповещали народ Рима о предстоящих событиях или решениях, принятых сенатом. Они даже распространялись через курьеров по всем провинциям империи.

Прообразами информационных служб стали специально открытые в средневековом Париже бюро новостей, где обеспеченным гражданам продавали рукописные листки с последними известиями из дворца.

Сегодня журналистика - это информационный институт, представители которого не только передают правдивую информацию о происходящем в мире, но и формируют мнение социума по тем или иным вопросам. Ответственности, профессионализму, грамотному изложению фактов и умению быть в центре событий - вот чему обучают со специальностью «журналистика».

Государственный университет СПб

Список вузов Северной столицы, в которых есть кафедра журналистики, не слишком большой. В него входят такие государственные и частные учебные учреждения, как:

  • Государственный университет.
  • Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Экономический университет.
  • Университет им. А. С. Пушкина.
  • Частный институт телевидения и бизнеса.

Санкт-Петербургский госуниверситет в свои 293 года по праву считается самым старым в России высшим учебным заведением. Сегодня его смело можно назвать научным центром с образовательным уклоном, так как обучение будущих специалистов проводится не только в лекционных залах, но и в 15 крупных, оборудованных по последнему слову техники лабораториях и в 27 ресурсных центрах, объединенных в единый Научный парк страны.

Чтобы поступить в него, минимальный балл по результатам сдачи ЕГЭ составляет 65 как по русскому языку, так и по литературе, но кроме этого, потребуется пройти дополнительное испытание в виде творческого конкурса. Работы кандидатов оцениваются строгим жюри, поэтому придется постараться, чтобы оценка была не ниже 65 баллов. В на факультете журналистики всего 20 бюджетных мест и 50 по договору.

В основной курс обучения входит:

  • История журналистики, искусств, зарубежной и русской литературы.
  • Менеджмент СМИ и изучение новейших информационных технологий.
  • Основы, теория и практика журналисткой деятельности.
  • Редактирование и стилистика текстов.
  • Работа и технологии электронных СМИ.

Длительность обучения - 4 года, форма - стационарная/заочная.

Отделение международной журналистики

Станет лучшим выбором для абитуриентов, желающих обучаться по специальности «международная журналистика». Вузы СПб предлагают такие факультеты, как экономическая, политическая или юридическая журналистика, но международников подготавливают в Северной столице лишь в Высшей школе журналистики при госуниверситете.

Первые публицисты в этой сфере, сегодня известные не только отечественному читателю, но и иностранному, были выпущены из стен Высшей школы журналистики при Санкт-Петербургском госуниверситете. В настоящее время, чтобы абитуриенту поступить в это учебное заведение и стать мастером высокого уровня, придется выдержать конкуренцию 40 человек на место с проходным баллом 291 по результатам ЕГЭ (русский язык и литература минимум по 65 баллов) и конкурсу творческих работ.

В программе кафедры:

  • Иностранные языки.
  • Теория и практика международной журналистики.
  • Изучение медиакультуры зарубежных стран.
  • Азы дипломатии.
  • Основы международных информационных отношений.

На кафедре международной журналистики только очная форма обучения продолжительностью 4 года. Абитуриентов ожидают 10 бюджетных и 40 мест по контракту.

Гуманитарный университет профсоюзов СПб

Основанный на базе школы профсоюзного движения, открытой в 1926 году, гуманитарный университет Санкт-Петербурга сегодня - это один из крупнейших высших учебных заведений России. Диплом этого вуза высоко ценится, и, как утверждают статистические сводки, гарантия трудоустройства его выпускников составляет 99.8%.

Данный вуз по специальности "журналистика" готовит бакалавров по следующим профилям:

  • Тележурналистика, сферой деятельности выпускников которой является работа в радио- и телекомпаниях, редакциях периодических изданий, информационных агентствах.
  • Интернет-журналистика - это будущие специалисты интернет-СМИ и пресс-служб крупных компаний и корпораций.

Выпускники факультета журналистики Гуманитарного университета профсоюзов получают 2 диплома о высшем образовании:

  1. Журналистика.
  2. Переводчик в области профессиональных коммуникаций.

Чтобы поступить на этот факультет, средний балл по результатам ЕГЭ составляет 69.5, но кроме этого, необходимо пройти творческое и профессиональное испытания. Обучение на стационаре занимает 4 года, на заочном отделении - 5 лет. На бакалавриате 17 мест бюджетных и 79 по договору, из которых 47 - это очная форма обучения, и 32 - заочная.

Государственный экономический университет

Представленная в специальность «журналистика экономическая» - это сплав из знаний по экономике и умения анализировать происходящие события в мире денег и грамотно излагать их. На сегодняшний день профессия «обозреватель в сфере финансов» нова и крайне востребована. К одному из вузов СПб с факультетом «журналистика» относится Государственный экономический университет. Профиль обучения - экономическая журналистика.

На факультете, кроме основных знаний в сфере журналистики и IT-коммуникаций, проводится глубокое изучение экономики. Основная сфера деятельности выпускников университета - это работа в редакциях периодики в области экономики, в радио- и телевизионных программах, в блогосфере и интернет-СМИ, пресс-службах и информационных агентствах, негосударственных и государственных общественных организациях.

Занятия проводятся очно, длительность - 4 года. Для поступления в Государственный экономический университет абитуриенту потребуются минимальные баллы по результатам ЕГЭ: русский язык и литература - по 45, иностранный язык - 40.

Госуниверситет им. А. С. Пушкина

Кроме специальности "журналистика", вузы СПб предлагают обучение на кафедре рекламы и общественных коммуникаций, подготавливающей специалистов в области информации. Петербургский госуниверситет им. А. С. Пушкина выпускает из своих стен настоящих профессионалов по связям с общественностью, работников информационных агентств, журналистов, умеющих собирать данные обо всех событиях, происходящих в мире в целом и в отдельно взятом населенном пункте.

Их задача - анализировать ее и доносить до публики через телевизионные ток-шоу социального характера, публикуя статьи в периодических изданиях. Специалисты по таким молодым профессиям, как спичрайтер, пресс-атташе, пресс-секретарь или блоггер, подготавливаются именно в этом вузе. Обучение на стационаре длится 4 года, на заочном отделении - 5 лет.

Отделение журналистики в СПб ГУПТД

В современном мире профессия журналиста не только престижна, она захватывающе интересна, так как действительность так стремительно меняется, что каждую секунду происходят события, о которых нужно либо писать, либо снимать репортаж. Высшая школа печати и медиатехнологий при Госуниверситете промышленных технологий и дизайна, кафедра журналистики (вуз СПб) подготавливает специалистов широкого профиля, которые могут работать не только в области печати или телекоммуникаций, но и в агентствах по связи с общественностью, рекламе, интернет-СМИ и других информационных отраслях.

На дневном отделении обучение длится 4 года, на вечернем и заочном - 5 лет. Минимальный вступительный балл по итогам ЕГЭ: 68 - русский язык и литература, плюс оценка жюри творческого конкурса.

Факультет журналистики в частных вузах

Если абитуриентов интересует поступление на бюджет в вузы СПБ (журналистика), то Институт телевидения, бизнеса и дизайна им не подойдет, так как здесь обучение платное с возможностью возмещения затрат на него.

Количество мест на факультет журналистики ограничен девятью, поэтому поступить сюда дольно сложно. Форма обучения - очная и заочная, всем студентам возмещаются затраты после успешного окончания института.

РАНХ и ГС

Уже более 25 лет филиал Академии народного хозяйства и госслужбы в СПб подготавливает журналистов, предоставляя абитуриентам всего 5 бюджетных мест. Оплата по договору составляет 160 000 руб. в год, а для поступления требуется иметь минимальный балл по итогам ЕГЭ - 68 по русской литературе и языку. Обучение очное, длительность - 4 года, но есть возможность досрочного окончания вуза.

Заключение

Как видно из вышесказанного, не так много вузов в Санкт-Петербурге, где есть кафедра журналистики. Конкурсный отбор очень жесткий, поэтому указанные минимальные баллы не гарантируют поступления, а только дают право на подачу документов в выбранный институт или университет.

Учитывая то, что профессия журналиста в ближайшие несколько десятилетий не перестанет быть актуальной, интерес к ней у творческой молодежи вполне оправдан. В настоящее время идет подготовка не только радио- и тележурналистов или печатных изданий, но и интернет-специалистов и блоггеров, за которыми будущее.

Рассказать друзьям