Православная молитва перед учением. Молитвы о помощи в учёбе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

познакомить воспитанников с существованием невидимого мира

Задачи:

  • познакомиться с понятием Священного Писания (Библии)
  • узнать о том, что всё вокруг сотворено Богом
  • осознать существование невидимого мира
  • узнать о тех, кто принадлежит невидимому миру

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1.

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006.
  2. Преображенский В. Традиционное духовное воспитание детей. Урок 1 (Дошкольное образование). [Электронный ресурс]. – URL: www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36466.php (дата обращения 01.10.2018).
  3. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002.

Ключевые понятия:

  • Видимый мир
  • Невидимый мир
  • Сотворение мира

Словарь урока:

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто такой Ангел-хранитель?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Ответы детей на проверочные вопросы.

Работа детей с раскраской по теме урока.

Просмотр мультфильма.

Обсуждение содержания мультфильма.

Ход урока. Вариант 2:

Изготовление детьми бумажной поделки.

Сначала учитель раздает заготовки и ножницы, объясняет порядок выполнения работы.

Пока дети изготавливают поделки, учитель рассказывает новую тему.

Когда работы готовы, дети отвечают на проверочные вопросы.

Видеоматериалы:

  1. Телепередача «Доброе слово». Рассказ об ангелах и бесах:

  1. Сотворение мира ».
  2. Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «Ангелы ».
  3. Мультфильм «Это мой выбор»:

1) Откуда мы знаем о Боге?

Бога никто никогда не видел. Откуда же мы знаем про Него, что Он есть и какой Он? Мы бы ничего про Него не знали, если бы Он Сам, по милости Своей, не открыл нам Себя. Как же Он это делает? Тремя способами: во-первых, Господь открывает Себя каждому человеку через мир, который Он создал, и который мы видим. Во-вторых, Он еще особенно открывает Себя через избранных Им людей: пророков, святых. Главное же откровение мы получили через Господа нашего Иисуса Христа, Который Сам – Бог Сын, и открыл нам все о Своем Отце, о Себе и о Святом Духе, что нам нужно знать.

2) Священное Предание и Священное Писание

Бог нам дал ум. Мы видим мир и понимаем, что он устроен красиво, мудро и хорошо. Мы можем догадаться, что он не мог сделаться сам и что Тот, Кто его создал, гораздо мудрее, сильнее и лучше нас. Но больше мы ничего про Бога сами узнать не можем. И вот Господь Сам, через особенно избранных Им людей, через пророков и через Спасителя открывает нам то, что нам нужно знать. То, что люди узнали от Бога и потом передавали друг другу, называется Священным Преданием.

Но, передавая друг другу то, что Господь нам открыл, люди могли что-нибудь забыть, или прибавить от себя. Чтобы этого не было, Господь внушил некоторым людям мысль написать книги, и Сам Бог Дух Святой невидимо помогал им, чтобы все, что в этих книгах говорится про Бога, было совсем правильно и истинно. Таких книг много более 50-ти. Все они вместе называются – Библией или Священным Писанием.

3) Ветхий Завет и Новый Завет

Книги Священного Писания написаны разными людьми в разное время. Некоторые из них написаны за много столетий до рождения Спасителя. Они нам говорят о том, как Бог сотворил мир, как люди согрешили, как Бог изгнал их из рая и как Господь приготовлял людей к тому, что придет на землю Сын Божий, наш Спаситель Иисус Христос. Все эти книги вместе называются Ветхим (то есть старым) Заветом.

Другие книги написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя. Люди, которые их писали, или сами Его видали, или жили среди тех, кто Его помнил. Эти книги называются Новым Заветом.

4) Сотворение мира

«В начале сотворил Бог небо и землю », – такими словами начинается Библия. Те, кто внимательно читает эту великую Книгу, замечают, что в этих словах говорится не о том голубом своде, который мы ежедневно видим над своими головами. Это видимое небо создано было позже, а вот то небо, о котором сказано, что оно сотворено раньше всего остального, в самом начале, означает нечто другое. Вчитываясь в строки Библии о сотворении мира, о том, как Бог создавал деревья и травы, солнце, луну и звёзды, рыб и птиц, животных и, наконец, человека, мы можем увидеть, что в этом повествовании ничего не говорится о сотворении Ангелов. А ведь Ангелы затем многократно появляются на страницах Библии, исполняя самые разные повеления Божии. Именно об Ангелах сказано, что они наблюдали, как Бог творил мир, ликовали при этом и славили Творца. Значит, Ангелы – это и есть то самое духовное небо, сотворенное в самом начале. Итак, в начале сотворил Бог Ангельский мир.

5) Невидимый мир

Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и всё существующее совершенно другое.

Ангелы - это невидимые бесплотные духи. Кто хочет представить, как выглядят Ангелы, пусть попробует представить, как выглядят его собственные мысли. Можно ли их взвесить, измерить линейкой их длину, определить их цвет, пощупать, понюхать, попробовать на вкус? Нет, наши мысли совсем из другой субстанции, они – принадлежность мира духовного. Ангелы невидимы, как наши мысли, точнее сказать, как наша невидимая душа. Как и люди, Ангелы имеют свои имена, но чаще всего эти имена сокрыты от людей. Каждому человеку, принявшему Святое Крещение, Бог даёт в подарок Ангела-хранителя, который неотступно следует за человеком до конца его жизни, оберегая от бед, наставляя на всякое доброе дело, остерегая от злых поступков. Имена Ангелов-хранителей не известны пока людям.

6) Что мы знаем об ангелах

Ангельский мир загадочен и таинственен. И открыто нам о нём очень мало. Хотя Ангелы невидимы, они могут по воле Божией являться людям в разном обличии. Эти облики могут быть любыми, как захочет того Бог: в виде огненного или облачного столпа, необычной звезды, или даже просто громового голоса. Но чаще всего в Библии Ангелы имеют вид светлых юношей. Такими их изображают и на иконах. У Ангелов на иконах нет бороды, потому что у них нет старости, они вечно молоды и бессмертны. Лица Ангелов прекрасны, как лица девушек. Это означает, что в Ангельском мире вообще нет ни мужского пола, ни женского. Ангелы не женятся, не выходят замуж, не рождают детей. Кроме того, Ангелы никогда не устают, никогда не спят. Они не нуждаются ни в пище, ни в питии. Ум Ангельский чрезвычайно могуч. Они ничего не забывают, и если бы вдруг им понадобилось произвести сложнейшие расчёты, то им не понадобилась бы для этого ручка с бумагой, калькулятор или компьютер. Бог дал такую силу Ангелам, что они могут очень быстро передвигаться в нашем мире. Не мгновенно, но очень быстро. В знак этого Ангелов изображают с крыльями. Невозможно убежать от своего Ангела-хранителя на машине или на поезде, улететь на самолёте. И даже если мы будем мчаться в ракете, Ангел всё равно будет рядом с нами. Ангелам не препятствуют двери и замки, стены и решётки. Для того, чтобы показать, что Ангелы – везде среди людей, в Библии говорится, что они находятся в воздухе. Но это вовсе не означает, что им нужен воздух для дыхания, и если мы спустимся в глубину морскую или поднимемся в безвоздушное космическое пространство, то Ангел-хранитель одинаково будет следовать за нами.

7) Душа человека

Кроме ангелов, к невидимому миру относится душа человека. Человек молится душой. Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом – к видимому, вещественному, земному миру, а душою – к невидимому, духовному, небесному.

Когда человек умирает, его душа отделяется от тела, и тело уже не может ни молиться, ни любить, ни радоваться, ни страдать. Душа невидима, но она существует.

Главное отличие человеческой души от душ животных заключается в том, что человеческая душа способна существовать без тела.

Проверочные вопросы:

  1. Как называется книга, в которой рассказывается о сотворении мира?
  2. Знаешь ли ты что-нибудь о том, что невозможно увидеть и потрогать?
  3. Какому миру – видимому или невидимому - принадлежит человек?
  4. Действительно ли у ангелов есть крылья?
  5. Чем ангел отличается от человека?
  6. Кто такой Ангел-хранитель?
  7. Почему мы можем сказать, что душа существует?

Библия начинается повествованием о сотворении мира. «В начале сотворил Бог Небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1-2).

Сотворение Неба – невидимого мира

В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил Небо, то есть духовный, невидимый мир или мир Ангелов. Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собой по степени совершенства и по роду своего служения, и разделяются на девять ликов или чинов, которые составляют три ступени иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней иерархии Власти, Господства и Силы. В третьей, более близкой к нам, Ангелы, Архангелы и Начала.

Все Ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал насильно принуждать любить, поэтому Он предоставил Ангелам свободу выбора: жить в Боге, любить Его и друг друга, или нет.

Один, самый высший и могущественный Ангел, по имени Денница (Люцифер), возгордился своим могуществом и силой и отверг волю Божию – любовь и жизнь в Боге. Он сам захотел стать Богом. Он начал клеветать на Господа, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом – диаволом, сатаной. Слово «диавол» значит «клеветник», а слово «сатана» – «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собой много и других Ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами или демонами.

Тогда выступил против сатаны один из высших Ангелов Божиих, Архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против сатаны, а сатана и бесы его воевали против них.

Но не могла злая сила устоять против Ангелов Божиих, и упал сатана, вместе с бесами, как молния, вниз с духовных Небес. Место их пребывания в низших областях духовного мира стало именоваться преисподней или адом. Там падшие духи мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они по своей нераскаянности так утвердились во зле, что уже не могут стать добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы отвратить от Бога.

Так возникло зло в Божием творении. Однако Святые Отцы указывают, что зло не есть какая-либо сущность, имеющая самостоятельное бытие, подобная Богу или силам мира, но оно есть уклонение живых существ от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, Его заповедей и естественного нравственного закона, начертанного в сердце каждого человека (совести). Это нарушение еще именуется грехом.

Ангелы, оставшиеся верными Богу, с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла – не могут грешить, потому и называются святыми Ангелами. «Ангел» – греч. «вестник». Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ.

Сотворение земли – видимого мира

После сотворения Неба – невидимого, Ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь видимый, вещественный (материальный) мир: видимое небо, землю и все, что на них.

Бог создал мир не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями». По всей вероятности, эти «дни» творения не были обычными днями, в двадцать четыре часа, поскольку обычный день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца. Библия написана пророком Моисеем на древнееврейском языке, а на этом языке и день, и период времени выражаются одним словом «йом». Поэтому точно знать, какие это были «дни» невозможно, тем более что известно: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8; Пс. 89, 5). «Какого рода эти дни – представить нам или крайне трудно или невозможно; а тем более говорить о том… Но мы должны верить тому без колебания» – писал святитель Августин Иппонский.

Итак, сначала созданная Богом земля (материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмой, и Дух Божий носился над ней, давая ей живоносную силу.

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. В еврейском подлиннике слово «Бог» в этом месте Писания поставлено во множественном числе – «Элогим», т. е. Боги (ед. число Элоах или Эль – Бог), а слово «сотворил» – «бара» поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Святой Троицы, говоря как бы так: «в начале сотворил Боги (Три Лица Святой Троицы) Небо и землю».

Первый день творения

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы».

Предметом творения первого «дня» является свет. «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1, 3). Приблизится к пониманию природы этого света нам может помочь современная наука. В XX веке научный взгляд на происхождение Вселенной стал отождествляться с так называемой теорией «Большого взрыва». Кратко ее можно описать следующим образом.

Вся Вселенная примерно 20 миллиардов лет назад находилась в сжатом состоянии. Все ее вещество заключалось в одной точке, в атоме, который не имел ни времени, ни пространства. Вселенной, как таковой, не существовало. Существовала лишь праматерия, о первоначальном состоянии которой наука ничего не знает, да и вряд ли будет когда-нибудь что-либо знать. Вся материя, вероятно, находилась в плазматическом, сверхсжатом состоянии, при котором отсутствовали даже атомы, а существовали в неописуемом хаосе только элементарные частицы. И вот, в силу какой-то, еще неизвестной для науки причины, первоначальное ядро взорвалось, и явилась ослепительная вспышка света – огненный шар, который стал расширяться с невероятной скоростью. Быстро расширяясь, первичное вещество Вселенной также быстро теряло свою плотность и температуру. Взаимодействуя между собой, элементарные частицы стали создавать сначала атомы, затем – молекулы, звезды и планеты. Но не все элементарные частицы перешли в твердое вещество, большое количество их осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Взорвавшись примерно 20 миллиардов лет назад, Вселенная все еще расширяется, создавая, таким образом, все большее и большее пространство. Такова в кратких чертах господствующая в науке теория «Большого взрыва».

Если эта теория окажется верной, то она, как никакая другая теория в прошлом, близко стоит к тайне того света, который по воле Божией явился в первый творческий день.

А пока можно предположить, что явившийся по слову Творца свет был тем первозданным веществом, которое, как утверждают ученые, появилось в результате «Большого взрыва» и из которого затем произошла Вселенная. «И отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1, 4). Когда из праматерии стало образовываться вещество в том виде, в каком мы его знаем, то, как мы уже упоминали выше, не все элементарные частицы перешли в это состояние материи, большинство из них осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Ученые предполагают, что на каждую ядерную частицу вещества приходится миллиард фотонов и миллиард нейтрино – элементарных частиц лучевой энергии. Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом – лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большей своей массе остается невидимой для человеческого глаза.

«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). Это и был первый день мира.

Второй день творения

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1, 6-8). Второе творческое повеление образует твердь. Под «твердью» (видимым небом) может пониматься как воздушное пространство (атмосфера), так и межпланетное космическое пространство. С точки зрения гипотетического наблюдателя, находящегося на Земле, происхождение тверди, или видимого неба, можно представить так.

Неизмеримо громадная масса первозданного водообразного вещества распалась по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, и стало «твердью»; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения так, что они не сталкиваются между собой и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердью – это новосозданные водообразные шары, которые потом окрепли и с четвертого дня творения заблистали и заискрились на небосводе (звезды); а вода под твердью – это планета Земля. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм.

К этому же творческому периоду, вероятно, относится и начало образования атмосферы нашей планеты. Она также вполне может быть наименована «твердью», т.к. защищает Землю от воздействия жестких космических излучений.

Третий день творения

Далее земля получает такое устройство, что на ней уже является жизнь, хотя еще только низшая, именно жизнь растительная. Творческое действие третьего дня можно предположительно представить себе в следующем виде.

Земля все еще была сплошным морем. Тогда сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так» (Быт. 1, 9). Сгустившееся и постепенно охлаждавшееся вещество в одних местах поднималось, в других опускалось; возвышенные места обнажались от воды, делались сушей, а углубления и впадины наполнялись сливающейся в них водой и образовывали из себя моря. «И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морем: и увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 10). Но земля не обладала еще тем, что составляло цель ее создания: на ней не было еще никакой жизни, лишь голые скалы мрачно смотрели на вместилище вод. Но вот, когда совершилось распределение воды и суши и образовались необходимые условия для жизни, то, по слову Божию, не замедлили появиться и первые начатки ее – в виде растительности: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1, 11-13).

Четвертый день творения

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1, 14-19).

За образованием земли следует устройство светил небесных. Творческое повеление «да будут светила», очевидно, равнозначно прежним повелениям Творца: «да будет свет... да соберется вода», то есть не как первоначальное творение, а как творческое образование предметов. Так и здесь надо понимать не как новое создание, а только полное образование тел небесных.

В этот период по Слову Творца окончательно установились солнечная и звездная системы, которые уже начали зарождаться во второй день. Они не переставали развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получили свое завершение.

Возможно, речь здесь также идет о том, что в этот «день» земная атмосфера приобрела прозрачность, так что сквозь нее стали видны солнце, луна, звезды и иные космическое объекты. И для гипотетического наблюдателя, находящегося на Земле, все выглядело именно так: явились «светила на тверди небесной».

Пятый день творения

В пятый день мира, по слову Божию, были созданы животные, живущие в воде и летающие в воздухе, то есть появились в воде рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, а над землей, по тверди небесной, полетели птицы. Творческое повеление Божие образует эти виды тварей из стихий земных. В их появлении видна особая образовательная сила Творца – в природу вводится новое, высшее начало жизни, являются одушевленные, произвольно движущиеся и чувствующие существа. Даруя новосозданным тварям благословение размножаться, Бог как бы обращает в их собственность ту силу, чрез которую они получили свое бытие, т. е. дает им способность производить от себя новые подобные существа, каждый по роду своему.

Шестой день творения

В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и, наконец, сотворил Бог человека – мужчину и женщину по образу и подобию Своему, то есть по духу похожими на Себя.

Как для произведения рыб и водных гадов Господь обращался к воде, так равно и для произведения четвероногих Он обращается теперь к земле, подобно тому, как к ней же обращался для произведения растений. Это надо понимать так, что Господь дал земле живительную силу.

В шестой день творения земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных. Но это дерево было не полно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину, не было еще человека – царя природы.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26-27). Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других существ.

Так закончилась история творения и образования мира. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1, 31). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2).

В следующий затем период, то есть в седьмой день мира, который, как учат Святые Отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот день, и назвал его субботой (евр. «шаббат»), то есть покоем; и заповедал, чтобы и люди покоились в свой обычный седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал день этот свободным от житейских дел – праздником.

По окончании творения Бог, предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по законам природы), но в то же время Он непрестанно заботится обо всем сотворенном, подавая каждому творению то, что ему необходимо для жизни. Такая забота Бога о мире называется Промыслом Божиим.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 1, 1-31; 2, 1-3 .

Кратко дни творения можно представить в виде таблицы:

1. Свет, отделение его от тьмы

2. Видимое небо, воздух

3. Отделение суши от воды и создание земли, морей и рек; растительный мир: трава и деревья

4. Солнце, луна и звезды на небе

5. Рыбы и птицы

6. Звери и человек

Еще до сотворения всего видимого мира и человека Бог создал мир невидимый, духовный. В начале сотворил Бог небо (Быт 1, 1). Под небом здесь святые отцы понимают мир небесный, горний, приближенный к Богу и населенный бесплотными духами — Ангелами. Мир духовный закрыт для наших телесных очей. Мы живем в ограниченном трехмерном пространстве, а мир нематериальный, можно сказать, находится в некоем другом измерении, этот мир частично открывается святым подвижникам, которые по своей жизни приблизились к Богу.

Священное Писание говорит о предназначении святых Ангелов: Не все ли суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1, 14). Назначение Ангелов — служить Богу и помогать людям в делах спасения. Священномученик Серафим (Звездинский) пишет о способностях и свойствах Ангелов: «Как духи бесплотные, Ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: Ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока — в другом; ни стен, ни дверей, ни запоров для Ангелов нет. “Они, — учит Григорий Богослов, — свободно ходят окрест великого Престола, потому что суть умы быстродвижные, пламень и Божественные духи, скоропереносящиеся по воздуху”. И дверем затворенным проходят они, и видят сквозь стены, и никакая крепость, самая твердая, высокая и неприступная, не в силах сдержать их полета. На крыльях своих быстролетных неудержимо, свободно носятся Ангелы: пред шумом духа их (см.: Дан 14, 36), как дым, исчезает всякое пространство».

В духовной литературе слова Архангел и Ангел употребляются в двух значениях — частном и общем.

Во-первых, в библейских текстах Ангелы — служебные духи, Божии посланники к людям. Слово ангел с греческого так и переводится — вестник . Слово это относится ко всем Небесным бесплотным Силам. Отсюда выражение — весь ангельский мир . В греческом языке слово архи значит начало . Таким образом, Архангелы — это верховные Ангелы, начальники над всеми Ангелами (см.: Иуда, гл 9; 1 Фес 4, 16). По учению Церкви, Архангелов восемь: Михаил Архистратиг (это имя значит кто как Бог ), Гавриил (сила Божия ), Рафаил (помощь Божия ), Уриил (Бог — свет мой ), Селафиил (молитва к Богу ), Иеремиил (высота Божия ). К Архангелам причисляются еще Иегудиил (хвала Божия ) и Варахиил (благословение Божие ).

Во-вторых, слова Ангел и Архангел употребляет в своем творении «Небесная иерархия» священномученик Дионисий Ареопагит, но в ином значении — когда говорит о девяти чинах. Согласно святому Дионисию, небесная иерархия имеет три степени, а в каждой степени три чина:

— Серафимы, Херувимы, Престолы;

— Господства, Силы и Власти;

— Начала, Архангелы и Ангелы.

Архангелы, составляющие восьмой чин, являются старшими по отношению к девятому чину — Ангелам.

Некоторые духовные опыты убеждают, что человеку при жизни сопутствуют два Ангела, один из них — Ангел Хранитель. Оба Ангела являются в момент смерти. Ученик преподобного Макария Александрийского (умер в 395 году) рассказывает: «Когда мы шли по пустыне, видел я двух Ангелов, которые сопровождали святого Макария, один — с правой стороны, другой — с левой». В житии преподобного Василия Нового, святого X века, описан опыт прохождения воздушных мытарств святой Феодорой. Она рассказала: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами». В конце XIX века в России был опыт многочасового пребывания души вне тела. К. Икскуль, автор книги «Невероятное для многих, но истинное происшествие» (Троицкий листок № 58. Сергиев Посад, 1910), тоже говорит о двух Ангелах: «Итак, что же дальше было со мною? Доктора вышли из палаты, оба фельдшера стояли и толковали о перипетиях моей болезни и смерти, а старушка-няня (сиделка), повернувшись к иконе, перекрестилась и громко высказала обычное в таких случаях пожелание мне:

— Ну, Царство ему Небесное, вечный покой...

И едва она произнесла эти слова, как подле меня явились два Ангела; в одном из них я почему-то узнал моего Ангела Хранителя, а другой был мне неизвестен».

Рассказать друзьям