Обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования. О формировании внутренней системы оценки качества образования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В соответствии с содержанием Федерального закона от 29.12.2016 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обеспечение качества учебно-воспитательного процесса, под которым следует понимать соответствие знаний учащихся требованиям ФГОС, является одной из значимых обязанностей организации. Внутренняя система оценки качества образования в школе (далее - ВСОКО) - организационная модель, предусматривающая систематическое осуществление сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения школьниками программных требований, условиях реализации основных и дополнительных образовательных программ с последующим определением проблем и коррекцией недостатков.

Для ВСОКО характерно:

  • тесная взаимосвязь со школьной системой мониторинга и ВШК (при этом отождествление ВСОКО и ВШК ошибочно);
  • соответствие внешним процедурам оценки качества школьного образования;
  • строгий учет федеральных требований, в частности порядка проведения ОО процедур самообследования.

Внутренняя система оценки качества образования в школе: главные вопросы

В соответствии с актуальными нормативными актами разработка и функционирование внутренней системы оценки качества образования в школе относится к компетенциям образовательной организации и является одним из главных направлений управленческой деятельности. Необходимость организации системы ВСОКО обусловлена важностью формирования единой системы оценки состояния общего образования в условиях активного перехода на ФГОС и сохранении значительной разницы в материально-техническом, кадровом, финансовом обеспечении ОО, актуальностью поиска причин, влияющих на качество образовательной деятельности и обуславливающих разницу в полученных результатах, необходимости предоставления информации о качестве образования всем участникам учебно-воспитательного процесса. Более того, в условиях функционирования ВСОКО упрощается принятие своевременных управленческих решений по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг, а также гарантируется возможность прогнозирования основных тенденций развития сферы. И хотя в действующих нормативно-правовых актах не представлены единые требования к организации в школе внутренней системы оценки качества образования, необходимость ее разработки в рамках собственного подхода является обязательным условием успешного функционирования учреждения.

На данный момент сложность формирования внутренней системы оценки качества образования в школе заключается в широком непонимании разницы модулей ВШК и ВСОКО, структурных целей практики комплексного оценивания деятельности, недостаточной осведомленности административного состава о методах реализации данного организационно-управленческого решения и интерпретации результатов. В связи с этим в рамках данной статьи целесообразно выделить ключевые задачи ВСОКО в образовательной организации:

  1. Определение уровня соответствия содержания реализуемых образовательных программ нормативным требованиям и запросам участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Гарантия доступности качественного образования всем школьникам, в том числе в рамках инклюзии.
  3. Оценка актуального уровня индивидуальных образовательных достижения обучающихся - предметных, личностных и метапредметных.
  4. Выявление факторов, влияющих на качество учебно-воспитательного процесса.
  5. Обеспечение содействия профессиональному росту педагогов, принимающих участие в мониторинговых проектах и улучшении показателей качества образования в организации.
  6. Определение приоритетных направлений повышения квалификационного уровня учителей, актуализация работы по вопросам аттестационного оценивания и саморазвития.
  7. Разработать рейтинговую систему оценивания педагогического труда и механизма начисления стимулирующих выплат.
  8. Расширение участия родительской общественности в управлении качеством школьного образования в каждом учреждении.

Организация эффективной структуры ВСОКО в школе предусматривает определение ключевых управленческих функций по направлению, разработку соответствующих локальных актов, назначение ответственных и определение порядок интерпретации и применения результатов проводимого оценивания.

Положение о внутренней системе оценки качества образования в ОО в 2018-2019 учебном году

В рамках проекта разработки и внедрения ВСОКО одним из ключевых заданий, которое ставится перед директором организации, является разработка положения о внутренней системе оценки качества образования в школе - локального акта, регламентирующего порядок деятельности по направлению. В данное положение рекомендуется включить следующие содержательные блоки:

  1. Общие положения (нормативное обоснование, расшифровка используемых понятий и аббревиатур).
  2. Организация ВСОКО - короткое описание объектов оценивания и основных контрольно-мониторинговых мероприятий.
  3. Оценка учебных достижений результатов школьников - формы аттестационного оценивания, порядок подачи, учета и интерпретации сводных данных.
  4. Оценка образовательной деятельности - объекты контроля (основные и дополнительные образовательные программы) и критерии их тестирования на соответствие нормативным требованиям.
  5. Оценка условий реализации программного содержания - порядок проведения стартовой оценки, систематические контроль-оценивающие мероприятия.
  6. Мониторинги (список мероприятий и сроки проведения, порядок оформления и презентации результатов).
  7. Документы ВСОКО - описание процедур подготовки и подачи.

Структура положения о внутренней системе оценки качества образования в ОО в 2018 -2019 учебном году может быть другой (при наличии региональных образцов необходимо ориентироваться на них). Главное - отразить в данном локальном акте особенности используемой модели ВСОКО, принцип распределения обязанностей между работниками, перечень мероприятий, реализация которых предусмотрена в рамках работы по направлению, порядок фиксации результатов, необходимых для принятия коррекционных административных решений.

Отвечают Елена Губанова , профессор кафедры управления образовательными системами ИСГО МПГУ, доцент, почетный работник высшего профессионального образования, к. п. н., Татьяна Щербакова , замдиректора МБОУ «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» и Юлия Медведева , главный редактор редакции «Обучение и воспитание. Школа», к. п. н.

В число обязательных локальных актов, подготовка которых необходима для реализации ВСОКО, входит и график контрольных мероприятий, который следует составлять с учетом сроков проведения ВШК с обязательным указанием сроков реализации поставленных задач, ответственных лиц и перечня отчетной документации. Чтобы обеспечить высокие показатели эффективности контрольной и оценочной работы, следует отказаться от копирования схожих мероприятий. Оптимальная управленческая модель - когда результаты мониторингового оценивания используются в ходе подготовки отчетов по внутреннему контролю и самообследования.

С локальной документацией, регламентирующей ВСОКО, следует ознакомить всех заинтересованных участников учебно-воспитательного процесса, в первую очередь - обсудить содержание документов на заседании управляющего совета. Мнение педагогов, родительской и ученической общественности также должно быть принято во внимание - в противном случае могут возникнуть дополнительные сложности при реализации проекта.

Какие блоки включить в систему внутренней оценки качества образования

В условиях необходимости внедрения комплекса мероприятий, направленных на выявление соответствия содержания учебно-воспитательного процесса федеральным нормативам и требованиям, сохраняется высокий риск формализма. Оценка качества образования - это не просто комплексная характеристика показателей образовательной деятельности в конкретной школе, а в первую очередь эффективный механизм развития отрасли, создания оптимальных условий для ведения результативного педагогического процесса. Именно поэтому руководителю ОУ так важно обеспечить последовательное внедрение ВСОКО, ориентируясь на необходимость оценки условий реализации ООП и планирование образовательных результатов учащихся, что отражено в документах, представленных ниже.

Главный вопрос, который остается актуальным для руководителей многих школ - какие содержательные блоки необходимо включить в систему ВСОКО, чтобы гарантировать ее соответствие нормативным требованиям и обеспечить высокую эффективность контролирующей функции? В соответствии со Стандартом необходимо обязательно контролировать процесс реализации основного программного содержания, а к этой области относятся практически все направления работы современной образовательной организации. Таким образом, внутренняя оценка качества образования в школе в условиях ФГОС должна включать как минимум три содержательных блока - качество реализации ООП, показатели условий для ее реализации и учебные достижения школьников. Если добавить к этому оценивание дополнительного образования, то можно полностью отказаться от параллельной реализации ВШК в связи с осуществлением контрольной функции в рамках мониторинговой деятельности.

Остановимся на основных блоках мероприятий ВСОКО подробнее.

Блок 1. Оценка результатов освоения учащимися программного содержания.

Работа по данному направлению предусматривает необходимость осуществления контрольно-оценочной функции по отношению к следующим показателям:

  • предметным результатам освоения детьми ООП, в том числе выпускниками 9, 11 классов;
  • метапредметным достижениям учащихся;
  • показателям личностного роста учеников, в частности в области социализации и профориентации;
  • динамике состояния здоровья школьников;
  • учебным успехам, продемонстрированным на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, тематических праздниках;
  • удовлетворенности родительской общественности качеством оказания учебно-воспитательных услуг.

Чтобы оптимизировать процесс оценивания результатов учебной деятельности, администрации школ рекомендуется инициировать применение критериальных инструментов, прописанных в структуре реализуемых программ. Такое управленческое решение позволит снизить уровень нагрузки на педагогов и получить достоверные данные по всем интересующим показателям.

Блок 2. Оценка образовательной деятельности.

Система внутренней оценки качества образования первоочередно строится на комплексном оценивании всего учебно-воспитательного процесса, который ведет школа, в том числе на дополнительном образовательном модуле. В рамках этого целесообразно вести оценивание:

  • содержания ООП на предмет соответствия нормативным требованиям;
  • дополнительных образовательных программ (соответствуют ли познавательным потребностям школьников и ожиданиям родителей);
  • особенностей реализации учебных планов и программ;
  • качество ведения урочной и внеурочной деятельности, индивидуальной педагогической работы с детьми (в т.ч. в рамках классного руководства);
  • показателей удовлетворенности детей и их родителями занятиями и пребыванием в школе в целом.

Ведение мониторингово-оценочной деятельности удобнее всего осуществлять в соответствии с листами анализа, структура и содержание которых составляется на учебном совете, апробируется, корректируется и дополняется. С применяемой критериальной шкалой педагогов следует ознакомить заранее, чтобы избежать недопонимания. Результаты за отчетный период передаются учителю для ознакомления под роспись с рекомендациями, какие показатели учебно-воспитательной деятельности необходимо улучшить в будущем. В рамках повторного контроля, даты которого назначаются заранее, целесообразно отслеживать динамику педагогических достижений.

Блок 3. Оценка условий реализации образовательной деятельности.

Изменения последних лет, произошедшие в образовательной среде, предусматривают обязательный контроль условий ведения учебно-воспитательного процесса и соотнесение их с федеральными требованиями. Построение успешного образца внутренней системы оценки качества образования в школе возможно при условии комплексной проверки всех значимых показателей, влияющих на уровень оказания педагогических услуг:

  1. Кадровая обеспеченность (уровень укомплектованности ОО педагогическими, управленческими и вспомогательными работниками, соответствие их квалификационных характеристик характеру реализуемой деятельности, наличие системы непрерывного профессионального образования).
  2. Финансирование (достаточно ли финансовых ресурсов, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС и ООП на должном уровне, проработана ли структура расходов).
  3. Материально-технические условия, необходимые для формирование высоких личностных, предметных и метапредметных компетенций (соответствие санитарно-гигиеническим нормам, показатель доступности образовательной среды для всех учащихся без исключения).
  4. Психолого-педагогические условия. В ходе проведения ВСОКО необходимо оценить сформированность принципов преемственности образования, учет психовозрастных особенностей развития детей при подготовке рабочих программ и планов учебной деятельности, наличие возможностей для повышения психолого-педагогического потенциала участников учебно-воспитательного процесса и уровень реализации профессиональной поддержки (работа школьнйо психологической службы).
  5. Информационно-методические, к которым относятся имеющиеся в распоряжении сотрудников школы методические и программные разработки, дидактические материалы, учебное оборудование, необходимые для результативного обучения по утвержденным программам, в том числе в рамках дистанционного образования. По данному пункту также проводится оценка укомплектованности школы учебниками, методической литературой для педагогов и определение уровня сформированности информационной поддержки учебно-воспитательного процесса через ведение собственной интернет-странички.

Отличие внутришкольной системы оценки качества образования в школе и ВШК

В условиях формирования практики систематического оценивания качества учебно-воспитательного процесса на государственном уровне, когда в регионах только закрепляются первые успехи работы по данному направлению, сохраняется риск полного или частичного отождествления и ВСОКО и ВШК. Различие между двумя показателями образовательной системы наглядно представлено в таблице.

Параметры сравнения ВШК ВСОКО
Стратегическая цель Внутришкольный контроль - важный управленческий процесс, позволяющий повысить эффективность учебно-воспитательного комплекса в конкретной организации. Внутришкольная система оценки качества образования в школе - оценочная процедура, позволяющая определить соответствие реальных и планируемых результатов профильной деятельности, соблюдение нормативов ФГОС.
Главная задача Обеспечение успешного функционирования школы. Аудиторный мониторинг текущего состояния образовательной системы.
Направления
  1. Гарантия соблюдения нормативных требований и рекомендаций, локальных актов и постановлений.
  2. Контроль реализации программного содержания.
  3. Эффективность системы допобразования.
  4. Определение статуса ресурсного обеспечения ОО.
Фиксация актуальных показателей деятельности школы, первоочередно - через аудит учебных достижений детей, качества и условий реализации программного содержания.
Текущее состояние Сегодня ВШК следует классифицировать как перспективную управленческую функцию, способствующую повышению конкурентоспособности школы. Проведение ВСОКО является эффективным инструментом управления качества учебно-воспитательного модуля и необходимым условием для обеспечения информационной открытости организации.

Отмечая разницу между ВСОКО и ВШК, следует обратить внимание на тот факт, что «заем» определенных данных для оценочного аудита из системы контроля является оптимальным организационным решением, обеспечивающим снижение нагрузки на участников учебно-воспитательного процесса, но полностью компилировать эти два процесса вряд ли удастся. Критерии и показатели внутренней системы оценки качества образования следует представлять в открытом доступе, а отдельные направления работы школы (например, показатели эффективности отдельных педагогических технологий, порядок электронного документооборота, исполнение локальных актов и прочее) нецелесообразно выносить на суд общественности без веских оснований. Кроме того, отдельные показатели ВШК в определенный период времени могут оказаться ниже критериального минимума, что в случае публикации негативно скажется на репутации школы. Вместе с тем выход за эти рамки при условии получения отличных показателй поможет укрепить имидж ОО. Таким образом, целесообразно параллельно проводить ВШК и ВСОКО, обеспечивая их максимальную компиляцию, и вместе с тем оставляя возможности для быстрого выявления и устранения несовершенств учебно-воспитательного процесса.

Результаты внутренней оценки качества образования в образовательной организации рекомендуется использовать при подготовке отчета о самообследовании, в ходе которого осуществляется аудит учебно-воспитательной деятельности, управленческой работы, организации урочной и внеурочной активности, востребованности выпускников, качества используемых образовательных и методических материалов. В отчете о самообследовании данные ВСОКО можно представить следующим образом:

  • оценку программного содержания и учебно-воспитательной работы - в разделе «Образовательная деятельность»;
  • оценку условий реализации программного содержания - в информационном блоке, посвященном качеству материально-технических, кадровых, методических и информационных ресурсов;
  • оценку образовательных достижений школьников - в разделе «Содержание и качество подготовки обучающихся».

Внутренняя система оценки качества образования в школе: повышение квалификации руководителей ОО

В большинстве российских школ уже успешно действует система внутришкольного контроля, гарантирующая функционирование учебно-воспитательного уровня на должном уровне, в то время как организация непрерывного аудита качества образования продолжает вызывать практические сложности у большинства управленцев. В связи с этим для создания успешного образца внутришкольной системы оценки качества образования в подотчетной школе директору целесообразно повысить профессиональные компетенции по ряду показателей, что можно выполнить последовательно, в ходе самообразования, или путем освоения комплексной тематической квалификационной программы.

Для успешного проектирования системы ВСОКО директор школы должен знать актуальные законодательные нормы в сфере образования, положения ФГОС ОО, нормативные акты федерального и регионального уровня, регламентирующие порядок разработки и внедрения системы оценки качества образования, современные технологии, методы и подходы проведения контрольно-оценочных процедур и аудита процесса реализации программного содержания и учебных достижений школьников. Дополнительно руководитель образовательной организации должен владеть прикладными аспектами моделирования ВСОКО, что может быть обеспечено посредством изучения разработок коллег, тематических публикаций, рекомендаций экспертов.

При условии успешной управленческой деятельности по направлению внутренняя система аудита и оценки качества школьного образования может стать не просто эффективным инструментом самообследования и информационной открытости организации, а еще и значимым фактором повышения уровня профессиональной мотивации педагогического персонала. Данные, полученные в ходе плановых контрольно-оценочных процедур, могут быть использованы для подготовки педработников к аттестационному оцениванию, в ходе разработки приоритетных направлений для самообразования.

1. Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 28, 29, 95, 97). 2. Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (постановление Правительства РФ от). 3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы (Распоряжение Правительства РФ от р). 4. Порядок проведения самообследования образовательной организацией (приказ Минобрнауки РФ от). 5. Правила осуществления мониторинга системы образования (Постановление Правительства РФ от). 6. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию (приказ Минобрнауки РФ от). 7.Показатели мониторинга системы образования., * Приказ Минобрнауки РФ от г.1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».


Из госпрограммы «Развитие образования» на г.г. Одна из задач Программы - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно- профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.


Из Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 28, п.13: К компетенции образовательной организации относятся проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Ст. 29, ч. 2, п.3: Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Ст 95, п. 1: Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.


Из Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 97, п. 1, п. 2: Органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные. п. 3: Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. п. 5: Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации.


Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач: * систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата. * максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.


Из Правил осуществления мониторинга системы образования п. 4: Организация мониторинга осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - органы государственной власти), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы местного самоуправления). Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662.


Из Порядка проведения самообследования п. 3, п. 5, п. 6: Самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Показатели деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. п. 7: Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.


Ст. 97, п.1: …органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования. Доступность информации о системе образования Обеспечивают: 1. органы местного самоуправления через мониторинг системы образования (Ст. 97, п.3). 2. образовательные организации через функционирование ВСОКО и процедуру самообследования (Ст. 28, п. 13)


Муниципальный мониторинг системы общего образования Нормативная основа: 1.Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от). 2.Показатели мониторинга системы образования (Приказ МО и Н РФ от г. 1324, рег от г.).


1. Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА-9 и ЕГЭ); метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования; здоровье обучающихся (динамика); достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов. * Содержание мониторинга качества образования


Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: а) уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование; б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников; г) материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;


Е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно- оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность); и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях. Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу


Некоторые показатели мониторинга системы общего образования 1. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием (отношение численности учащихся 1–11 (12) классов общеобразовательных организаций, к численности детей в возрасте 6,5–18 лет). 2. Удельный вес общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, в общем их числе. 3. Удельный вес общеобразовательных организаций, использующих сетевую форму при реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем их числе. 4. Численность учащихся в общеобразовательных организациях в расчете на: 1 педагогического работника, на 1 учителя. 5. Удельный вес численности руководителей общеобразовательных организаций, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей общеобразовательных организаций. 6. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных организаций: всего и имеющих доступ к Интернету.


Некоторые показатели мониторинга системы общего образования 7. Удельный вес общеобразовательных организаций, в которых имеются условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в общем их числе. 8. Удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычных классах общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам общего образования. 9. Удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций, пользующихся горячим питанием, в общей их численности. 10. Удельный вес внебюджетных средств в общем объеме средств общеобразовательных организаций. 11. Удельный вес общеобразовательных организаций, имеющих охрану, в общем их числе. 12. Удельный вес общеобразовательных организаций, имеющих систему видеонаблюдения, в общем их числе.


Представление результатов мониторинга системы общего образования 1.В сети Интернет: - годовой отчет по итогам состояния и перспектив развития образования; - рейтинг образовательных организаций по результатам мониторинга. 2. В управление образования Администрации Псковского района: - годовой отчет по итогам состояния и перспектив развития образования не позднее 15 сентября.


Самообследование образовательной организацией Нормативная основа: 1. Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный приказом МОН РФ от Показатели деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом МОН РФ от


Процедура самообследования 1. Разработка и утверждение нормативного правового акта о проведении самообследования. 2. Планирование (сроки проведения самообследования; ответственные за аналитическую часть по всем направлениям самообследования; ответственные за заполнение таблицы показателей; сроки совещаний при директоре по обобщению результатов самообследования; сроки проведения педагогического совета по рассмотрению результатов самообследования; сроки утверждения отчета директором и размещения отчета на сайте организации). 3. Организация и проведение самообследования (издание приказов, осуществление работы). 4. Обобщение результатов самообследования и формирование отчета (совещание при директоре, доработка отчета). 5. Рассмотрение отчета на педагогическом совете. 6. Подписание отчета директором, размещение на сайте организации и предоставление учредителю.


Структура отчета по результатам самообследования 1. Аналитическая часть. Отражает состояние: - образовательной деятельности (структура классов, УП, реализуемые образовательные программы, система оценки и пр.); - системы управления (структура управления, органы управления); - содержания и качества подготовки учащихся (успеваемость и качество обученности в целом по ОУ и в разрезе различных предметов, классов, результаты прохождения ГИА и пр.); - организации учебного процесса (режим работы ОУ, календарный учебный график, промежуточная аттестация и пр.); - востребованность выпускников (дальнейшее их определение); - качество кадрового состава (средний возраст педагогов в целом по ОУ и в разрезе предметов, образование и квалификация, прохождение курсов подготовки и переподготовки и пр.); - учебно-методическое обеспечение (виды используемых в работе программ учебных предметов, курсов, УМК, учебников и пр.); - библиотечно-информационное обеспечение (оснащенность библиотек учебниками, наличие ЭОР и пр.); - материально-техническая база; - функционирование ВСОКО (структура ВСОКО, механизм реализации и пр.)


Структура отчета по результатам самообследования 2. Анализ показателей. Отражается в таблице показателей с комментариями динамики за 3 года: Показатели деятельности общеобразовательной организации п/пПоказателиЗначение показателя Комментарий Всего в таблице – 2 группы показателей: 1.Образовательная деятельность (23 показателя по учащимся, 11 показателей по кадрам). 2. Инфраструктура (6 показателей).


Показатели Инфраструктуры 2. Инфраструктура Единица измерения 2.1 Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 2.2 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося единиц 2.3 Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота да/нет 2.4 Наличие читального зала библиотеки, в том числе: да/нет С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров да/нет С медиатекой да/нет Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов да/нет С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки да/нет С контролируемой распечаткой бумажных материалов да/нет 2.5 Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся человек/% 2.6 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося кв. м


Представление результатов самообследования 1.В сети Интернет: ежегодный отчет по результатам самообследования размещается не позднее 15 сентября. 2. Учредителю: ежегодный отчет по результатам самообследования по состоянию на 1 августа направляется не позднее 15 сентября.


Структура внутренней системы оценки качества образования ВСОКО Обязательная частьПроизвольная часть (примерный вариант) Показатели муниципального мониторинга системы общего образования (ММСОО) Показатели самообследования Региональные критерии показателей государственной аккредитации образовательной деятельности Дополнительные показатели на усмотрение школы (например, уровень обученности школьников по математике, качество преподавания предметов ОО «Филология» и др.) Учесть пересечения показателей


Нормативный правовой акт общеобразовательной организации о функционировании ВСОКО Структура акта: 1.Нормативная база разработки документа. 2.Цели разработки документа. 3.Измеряемые объекты ВСОКО. 4.Формы и методы измерения объектов ВСОКО. 5.Периодичность измерения объектов ВСОКО. 6.Инструментарий и индикаторы для измерения объектов ВСОКО. 7.Лица, ответственные за измерение объектов ВСОКО. 8.Сроки и формы предоставления результатов измерения объектов ВСОКО.



Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы учащихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. Оценка качества образования в этом случае рассматривается как ключ к решению назревших проблем стратегического планирования школы. Рецепт 1. Четкое понимание задачи и рамок (ориентация на потребности заказчика). 2. Внимательное изучение существующих документов и прогнозирование. 3. Поддержка руководства, в том числе идеологическая и финансовая. 4. Внутренняя инфраструктура, квалифицированные кадры и современные технологии.


* Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона 273-ФЗ образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, в т.ч. за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.


* В соответствии с ч.2 ст КоАП РФ реализация не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса … влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб, на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.


* В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Закона 273- ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утверждённой рабочей программой.


Неисполнение данной обязанности влечёт дисциплинарную ответственность по правилам, установленным Трудовым кодексом РФ от ФЗ, в виде объявления замечания или выговора. В случае неоднократного неисполнения данной обязанности руководитель ОО может применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения на основании п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белёва Тульской области

Принято Утверждено

на педагогическом совете приказом директора

МБОУ «СОШ №3» г. Белёва МБОУ «СОШ №3»

Тульской области г. Белёва Тульской области

Протокол №___от «____»_____2015г. №____ от «___»_____2015г.

Директор школы

А.Б. Семенова

Положение

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение (далее Положение) о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белёва Тульской области (далее Учреждение) разработано соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 года.

1.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования устанавливает единые требования при проведении внутренней системы оценки качества в Учреждении и регламентирует содержание и порядок проведения процедур контроля и оценки качества образования.

1.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования в Учреждении, её организационную и функциональную структуру.

1.4. Положение является локальным нормативным актом и подлежит размещению на официальном сайте Учреждения.

1.5.Внутренняя система оценки качества образования является составной частью системы оценки качества образования Учреждения, представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся и служит информационным обеспечением образовательной деятельности.

  • 3. Учебные материалы.
  • 5.1 Принципиальные отличия модульного обучения от других систем
  • 5.2 Исходные научные идеи
  • 5.3 Достоинства модульной системы обучения
  • 33.Портфолио как технология оценивания.
  • 34.Педагогический мониторинг как система.
  • 35.Педагогические измерения в оценивании качества образования.
  • 36.Тестовые технологии в оценивании качества образования.
  • Тема 7. Педагогический тест как средство и объект оценки качества
  • 37.Педагогический тест как средство оценки качества образования.
  • 38.Педагогический тест как объект оценки качества.
  • 39.Проектирование системы базовых тестовых заданий.
  • 40.Экспертиза качества тестовых материалов.
  • Последовательность этапов комплексной экспертизы качества ти.
  • 41.Системы оценивания результатов тестирования.
  • 42.Методы экспертной оценки качества тестовых материалов.
  • Тема 8. Организационно-технологическое обеспечение процедур оценивания
  • 43.Понятие о процедуре оценивания. Виды процедур оценивании.
  • 44.Определение схемы организационно-технологического обеспечения процедуры оценивания.
  • 45.Принципы организации процедур оценивания.
  • 46.Подходы к организации массовых процедур оценивания.
  • 47.Документирование и проектирование процедур оценивания. Документирование системы качества
  • 48.Пути преодоления проблем в организации процедур оценивания в оу.
  • 2) Некорректная интерпретация результатов процедуры
  • Тема 9. Нормативно-организационная база оценки качества образования в образовательном учреждении
  • 49.Документы, регламентирующие формирование систем оценки качества образования
  • 50.Программы развития систем оценивания качества образования. Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей санкт-петербурга на 2008-2010 гг.
  • 51.Положения о проведении внешней (независимой) оценки качества образования.
  • 2. Основные цели, задачи и принципы внешней (независимой) оценки качества начального общего образования в общеобразовательном учреждении
  • 52.Положения о региональной системе оценки качества образования.
  • 53.Положения о муниципальной системе оценки качества образования
  • 54.. Положения о внутренней системе оценки качества образования в образовательном учреждении.
  • 3. Организационная и функциональная структура всоко.
  • 4. Содержание всоко
  • 1. Качество образовательных результатов:
  • 2. Качество реализации образовательного процесса:
  • 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
  • Тема 10. Проектирование системы оценки качества образования в оу
  • 55.Соко как предмет проектирования. Компоненты соко.
  • 56.Основные принципы проектирования системы оценивания качества образования в оу.
  • 57.Формирование целей, задач, принципов организации и функционирования соко в оу.
  • 4. Основные положения системы оценки качества образования.
  • 5. Система анализа и оценки качества образовании:
  • 58.Модели системы оценки качества образования.
  • 59.Формирование систем оценки образовательных достижений учащихся.
  • 60.Формирование систем оценки достижений педагогов.
  • 4. Базовая идея по реализации модели системы оценки качества образования в общеобразовательном учреждении.
  • 54.. Положения о внутренней системе оценки качества образования в образовательном учреждении.

    Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационном уобеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

    Оценка качества образования осуществляется посредством:

     Лицензирования;

     Аккредитации;

     Государственной (итоговой) аттестации выпускников;

     Системы внутришкольного контроля;

     Мониторинга качества образования.

    1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

     Образовательная статистика;

     Промежуточная и итоговая аттестация;

     Мониторинговые исследования;

     Социологические опросы;

     Отчеты работников школы;

     Посещение уроков и внеклассных мероприятий

    .2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования.

    2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:

     Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.

     Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

    2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования:

     Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

     Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

     Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования;

     Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

     Прогнозирование развития образовательной системы школы.

    2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:

     Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

     Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

     Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

     Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

     Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;

     Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

     Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;

     Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

     Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

    Разделы: Администрирование школы

    Общероссийская система оценки качества образования регламентирует создание внутренней системы оценки качества образовательного процесса, которая строиться с учетом основных субъектов и составляющих образовательного процесса: обучающихся, обучающих и ресурсного обеспечения (организационного, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового).

    Согласно концепции общероссийской системы оценки качества образования внутренняя система оценки качества образования предусматривает использование следующих инструментов оценивания:

    1. Самооценку обучающихся.
    2. Внутренний мониторинг качества образования.
    3. Оценку образовательных программ.
    4. Самооценку ОУ.
    5. Оценку педагогических кадров.
    6. Оценку индивидуальных достижений обучающихся, включающую государственную (итоговую) аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.

    В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования.

    Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды, и от потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

    В современной школе правильное распределение должностных обязанностей в организации учебно-воспитательного процесса и вовлечение педагогов в управление школой позволяет расширить базу управления и самоуправления, что является также важным ресурсом повышения качества образовательного процесса.

    Эффективное управление любым сложным делом, динамическим объектом и прогнозирование его возможных изменений возможны только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для реального управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

    Следует отметить, что уже не первый год МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» принимает участие во всероссийских, региональных мониторингах таких как: «Наша новая школа», «Школа – лидер в образовании», ЕГЭ, ГИА-9. Систематически школа-интернат использует элементы мониторинга образовательного процесса: отслеживается уровень учебных достижений класса по предметам, отслеживается характер динамики по четвертям, полугодиям, за год. Проводимые мониторинги осуществляются по данным отчетов классных руководителей и учителей-предметников. Аналитическая часть мониторинга сводиться к оцениванию уровня обученности всего класса в сравнении с показателями предыдущего периода. Но подобный мониторинг не позволяет увидеть динамику обученности каждого ученика в отдельности. Это вызвано традиционной обработкой результатов мониторинга и невозможностью отследить динамику изменений отдельного ученика в школе в целом. Очень часто обучающиеся показывают низкий уровень достижений по разным причинам, не имеющим непосредственного отношения к данному учебному предмету:

    • отставание по предмету по причине пропусков из-за болезни;
    • негативное отношение к учителю данного предмета;
    • низкий уровень познавательных интересов к данному предмету на фоне общей низкой культуры в социуме.

    Таким образом, мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя, реализуемых на основе информационных технологий.

    В школе-интернате сложилась модель оценки качества обучения (рис.1)

    В условиях введения ФГОС система оценки качества образовательного процесса также охарактеризована через взаимосвязи внутренней и внешней систем оценки, которые взаимодополняют, взаимообусловливают, взаимостимулируют друг друга.

    В федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг является одной из приоритетных задач, решение которой предусматривает:

    • создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;
    • развитие системы оценки качества профессионального образования;
    • создание единой информационной системы сферы образования;
    • повышение эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

    Новая составляющая внутренней системы оценки качества образовательного процесса МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» прослеживается в модели системы оценки качества образования и предоставляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых структурных элементов, сгруппированных в блоки (рис.2.)

    Модель внутренней системы оценки качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

    1 блок «Реализация индивидуальных программ обучения» включает в себя: индивидуальные образовательные программы для управленческого персонала, которые могут быть направлены на удовлетворение профессионально-личностных потребностей в области овладения теории и практикой управления инновационными процессами в целях обеспечения ФГОС; индивидуальные образовательные программы для педагогических работников, которые включают такие виды деятельности, как повышение квалификации, участие в различных форумах, конференциях, взаимодействие с социальными партнерами, подготовка выпускников к ГИА, ЕГЭ, самообразовательная деятельность; индивидуальные образовательные программы для обучающихся, которые отражают все познавательные компетенции и изучаются с помощью различных диагностик с построением индивидуальной программы обучения.

    2 блок «Запросы внешнего окружения и продукты внутренней СОКОП» формируется из двух структурных элементов: «портфеля запросов» и «портфеля продуктов», которые базируются на определяемом законодательством регламенте образовательных услуг и их основных групп потребителей.

    3 блок «Организационная структура внутренней СОКОП» сопровождается созданием новых структурных подразделений, специальных рабочих групп и команд, пересмотром традиционных походов к проектированию должностного и ролевого репертуара сотрудников, функции которых связаны с развитием СОКОП в ОУ в связи с внедрением ФГОС второго поколения.

    4 блок «Ресурсы внутренней СОКОП» описывает ресурсное обеспечение, необходимое для эффективного развития внутренней системы оценки качества образовательного процесса.

    Каждый блок является одним из основных составляющих системы оценки качества образовательного процесса ОУ в условиях реализации ФГОС.

    Литературы

    1. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №8/август/2012 г., стр.25
    2. Журнал «Справочник заместителя директора школы» №7/июль/2012 г., стр.23
    3. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой/ И.В. Никишина. -2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012.
    4. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
    Рассказать друзьям