Особо опасные объекты капитального строительства. Опасные и особо опасные производственные объекты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 180-ФЗ)

10) утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

10.2) подвесные канатные дороги;

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

Сегодня в очередной раз убедился, что у многих инженеров нет понимания, какие объекты относятся к опасным (далее ОПО), а какие к особо опасным производственным объектам (далее ООПО). Это важно для их эксплуатации и вдвойне важно при проектировании. Например, уровень ответственности сейчас зависит от того, относится ли объект к опасным или особо опасным. Это же влияет на уровень экспертизы проектной документации и некоторые другие вещи. Критерии отнесения объектов к одной из двух категорий просты. Опасными производственные объекты признаются на основании статьи 2 п.1 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Критерии приложения 1 к №116-ФЗ смотри в таблице ниже. Данный перечень исчерпывающий и объекты в нём не перечисленные, например, объекты энергетики с высоким напряжением к опасным не относятся. Это противоречит интуитивному пониманию понятия "опасный объект", поэтому электрики стремятся отнести к "опасным производственным объектам" всё, где ток превышает 220 В, что неверно.

Критерии отнесения производственных объектов к особо опасным, технически сложным и уникальным содержатся в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ, выдержка из которой приведена ниже. Там также определены понятия "уникальный и технически сложный объект", но отнесение объекта к уникальным или/и технически сложным не означает одновременного признания его особо опасным. Перечень не является исчерпывающим, например, относить ли сооружения связи к категории особо опасных объектов зависит от законодательства в области связи.

Критерии отнесения производственных объектов к категории опасных или особо опасных производственных объектов.
Опасный объект Особо опасный объект
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10) утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
б) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;
в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
д) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

Определения данные в законе никак нельзя назвать исчерпывающими, полными и понятными. Например, фраза "горные работы" определена только в №81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и исползования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", где дано следующее определение "горные работы - комплекс работ (производственных процессов) по проведению, креплению, поддержанию горных выработок и выемке полезного ископаемого". Определение дано в законе относящемся к конкретной отрасли промышленности, поэтому остаётся обширная "серая зона". Например, считать ли горными работами разработку карьеров, в том числе общераспространённых полезных ископаемых. В ХМАО, например, карьеры одно время не считались особо опасными производственными объектами, но с недавних пор их стали относить к особо опасным производственным объектам со всеми вытекающими последствиями.

Следующая проблема - это чересчур обширное определение опасных производственных объектов, данное №116-ФЗ. Например, к опасным объектам относится всё оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 С. Фактически, это означает отнесение абсолютно любого производственного объекта к опасным, т.к. любой технологический трубопровод работает с избыточным давлением. Правила промышленной безопасности давали более разумное определение опасным производственным объектам. Та же проблема с хранением горючих веществ. Строго следуя определению, любой гараж следует отнести к опасным объектам (со всеми вытекающими последствиями, вроде постановки на учёт в Ростехнадзоре), т.к. там хранятся небольшие количества ГСМ.

Избежать абсурда помогает отчасти разумный подход Ростехнадзора к надзору за ОПО, отчасти, "Административный регламент федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов". Пункт 16 приложения 8 к регламенту гласит "Опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве равном, или менее 2% от предельно-допустимого, указанного в приложении 2 Федерального закона от 21.07.97 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", можно не учитывать (если нормативными документами на конкретное вещество не установлено другое) при отнесении такого объекта к категории опасного производственного объекта, если их размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии (рекомендации Директивы N96/82/ЕЭС от 09.01.96).

Вообщем, основания для того, чтобы не учитывать малые количества веществ при отнесении объектов к опасным более чем шаткие. Поэтому по сложившейся практике любой воздуховод с техническим воздухом для Главгосэкспертизы уже относит объект в опасным. А значит применяемое оборудование должно иметь разрешения Ростехнадзора на применение. В моей практике есть случай, когда разрешения на применение требовали на токарные и шлифовальные станки, установленные в помещении, по стенам которого проходил технический воздух под давлением 0,3 МПа в трубке условным проходом 32, такие дела.

Можно вспомнить ещё долгую историю с АЗС. Заправочная станция является опасным производственным объектом, т.к. ведёт производственную деятельность и имеет в обращении и хранении горючие и взрывоопасные вещества. С другой стороны, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна предотвращать проникновение на него посторонних лиц. Т.е. если рассматривать АЗС как ОПО, то продавать бензин и сжиженный газ законно нельзя. В итоге АЗС несколько раз то относили к ОПО, то исключали из этого перечня. Как дела с АЗС обстоят сейчас я даже не знаю, точка в этом вопросе наверняка не поставлена.

Всем, кто осилил текст выше рекомендую принять к сведению и не расслабляться. И №116-ФЗ и Градостроительный кодекс подвержены постоянным изменениям и наши законодатели наверняка подстроят ещё не одну проблему. Особо страшные/забавные/идиотские случаи, связанные с ОПО/ООПО прошу писать в комментарии, слать на почту .

Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?

С 07.04.2017 по 12.05.2017

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения координальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.

Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:

1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);

3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).

Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.

Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.

В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.

Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос: Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ: В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Рассказать друзьям