Дидактический материал для детей формы. Примерный план игр-занятий с дидактическим материалом в группе раннего возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ольга Виноградова
Конспект игры-занятия с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста «Башенка из кубиков»

Игра-занятие с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста

на тему :«Башенка из кубиков » .

Программные задачи :

1. Закреплять навыки игровых действий с дидактическим материалом (кубиками ) .

2. Закреплять способ накладывания кубика на кубик .

3. Познакомить со способом прикладывания кубика к кубику , образуя ряд.

4. Формировать интерес к материалу .

5. Вызвать радость от совместных действий с взрослым.

6. Воспитывать доброжелательные отношения детей в игре .

Методические приемы :

1. Сюрпризный момент

2. Наблюдение, показ, объяснение

3. Игровое упражнение.

4. Беседа.

5. Хоровое проговаривание.

6. Анализ деятельности детей .

Материалы : игрушка-заяц, грузовик, кубики по 2 и по количеству детей для игры .

Длительность : 6-8 минут.

Ход занятия:

(Взрослый усаживает детей на ковер , сам садится рядом и показывает игрушечного зайца, который привез грузовик и кубики . Воспитатель рассматривает с детьми грузовик с кубиками и берет себе несколько).

Воспитатель : «Посмотрите, какие у меня кубики , красивые, гладкие. Юра (Миша, что это у меня в руках? Кубики . Давайте вместе скажем : «кубики » . Молодцы!».

Воспитатель : «Посмотрите, что я буду делать с кубиками . Буду выкладывать их в ряд. Вот так. (кладет кубики в ряд ) .

Воспитатель : «А теперь я из кубиков построю башенку . Возьму один кубик , затем другой, и поставлю его вот сюда. (показывает) . Вот какая башенка у меня получилась ».

Воспитатель : «Сейчас я раздам кубики , и вы будете сами строить такие же башенки ».

(Воспитатель раздает детям кубики , и просит построить башенку по образцу , накладывая кубик на кубик . Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, то взрослый помогает ему).

Воспитатель : «Молодцы, детки. Красивые башенки построили . А теперь давайте разберем свои постройки и сложим кубики в грузовик . Вот так».

(Воспитатель объясняет и побуждает детей к уборке материала в грузовик , сопровождая все действия четкими фразами и словами).

Воспитатель : «Молодцы! А теперь, когда кубики все у нас лежат в грузовике, давайте возьмем машину за веревочку и отвезем наши кубики к зайке в домик ».

(Воспитатель просит детей прокатить машину с кубиками и зайцем за веревочку и на этом занятие заканчивается).

Логопед : Виноградова О. Ю.

Публикации по теме:

Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Программное содержание: Цель: формировать у детей умение соотносить и различать предметы по цвету. Задачи: формировать у детей умение.

Конспект НОД по конструированию в группе раннего возраста «Башня из двух (трех) красных кубиков» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Задачи: Познавательное.

Занятие с дидактическим материалом"Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы"Цель: познание свойства окружающего.

Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков» Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков» Воспитатель: Радаева Нина Петровна Интеграция образовательных.

Пояснительная записка Название игры: «Нескучные времена года» Возрастная группа: средняя группа Цель: Развитие умения в согласовании порядковых.

План-конспект занятия (НОД) Действия с Дидактическим материалом группа раннего возраста ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД) ДЕЙСТВИЯ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ группа раннего возраста Тема: Игры-забавы с использованием народных игрушек.

Рабочая программа

по предмету Игры – занятия с дидактическим материалом

образовательная область Познавательное развитие

Вторая ранняя (1 - 2 года)

(возрастная группа)

1 год обучения

(срок реализации программы)

Составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Щельябож.

Щельябож

2015

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Щельябож разработана в соответствии:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом министерства образовании Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155

Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» с.Щельябож .

Цель: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень кольца, собирать пирамидку, открывать и закрывать матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их. Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать – закрывать, нанизывать – снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на величину (большой – маленький), цвет. Учить действовать с различными дидактическими игрушками.

Формы об разовательной деятельности : занятия.

Объём образовательной нагрузки : длительность занятий не более 10 минут – 2 раза в неделю; 8 занятия в месяц; 72 занятия в год.

Тематический план

Тема занятия

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности воспитанников

1-2

«Трубочки».

Знакомить детей со свойствами предметов цилиндрической формы (положить на боковую поверхность, показать, поставить вертикально). Учить выполнять дейсвия с предметами, имеющими сквозное отверстие (вставлять что – ни будь, нанизывать). Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять сенсорный опыт ребенка при действии с разноцветными предметами.

    Знакомство с предметами.

    Обследование и действия с втулками и стержнем.

    Самостоятельная работа.

3-4

«Кубики».

Знакомить детей с особенностями куба (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани). Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т. п. На эмоциально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и пустых емкостей.

    Игровая ситуация «Кубики вынимаем из коробки».

    Постройка простых построек.

5-6

«Колпачок».

Знакомить детей с физическими свойствами предметов конической формы (устойчивость основания, неустойчивость вершины, служение предмета от основания к вершине). Развивать согласованные действия левой и правой рук при дей ствий с колпачками большого размера: снять верхний колпачок, обхватив его обеими ладонями у основания, сделать петлеобразное движение вверх-вниз, поставить основанием на стол. Колпачки малого размера учить обхватывать сбоку большим и четырьмя другими пальцами, а также выполнять действие схватывания щепотью сверху. Обогащать сенсорный опыт детей при действии с предметами разного цвета.

    Обследование и действия с предметом.

    Игра «Колпачки спрятались».

7-8

«Цилиндр».

На ориентировочной, эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить детей с предметами цилиндрической формы (устойчивы, если поставить на основание; подвижны, катаются, если положить на бок). Расширять представления о свойствах полых предметов: могут вмещать меньше по размеру. Развивать координацию обеих рук. При действии с большим цилиндром учить класть на него округленные ладони, обхватывая его сбоку; предметы, меньшие по размеру, захватывать одной рукой (левой или правой) сбоку или сверху. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их форму и величину; формировать точность, целенаправленность движений, соответственно положению предмета в пространстве. Обогащать сенсорный опыт при действиях с окрашенными в различные цвета спектра предметами.

    Обыгрывание ситуации «Что находится на столе?».

    Обследование и действия с предметами.

    Игра «Цилиндры спрятались».

9-10

Большие и маленькие матрешки.

Продолжать знакомить с народной игрушкой-матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине: маленькие матрешки, большие матрешки.

    Игровая ситуация «Матрешки».

    Игры с матрешками.

11-12

«Соберем пирамидку из колечек».

Учить выполнять действие нанизывая на стержень. Закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев. Обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сверху.

    Обследование и действия с колечком.

    Игра «Соберем пирамидку из колечек».

13-14

«Соберем пирамидку из шариков».

Продолжать учить детей выполнять действие нанизывания шаров на стержень (повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень). Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

    Обследование и действия с шариками и стержнем.

    Игра «Соберем шарики на стержень».

15-16

«Соберем пирамидку из кубиков».

Закреплять умение нанизывать предметы, имеющие сквозное отверстие по оси симметрии. Развивать пространственное воображение, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно постановленной практической задаче. Развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев, дифференцированное положение большого пальца при схватывании предметов, ориентировочно действия руки.

    Обследование и действия с кубиками и стержнем.

    Игра «Соберем кубики на стержень».

17-18

«Кубики».

В процессе выполнения практических заданий с кубиками развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность, учитывая форму предмета. Совершенствовать действие вкладывания.

    Постройка паровоза и башенки из кубиков.

    Складывание кубиков в коробки.

19-20

«Кубы».

Учить познавать физические свойства предметов кубической формы (обладают устойчивостью, можно положить на грань, все грани одинаковы). На ориентировочной эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить со свойствами полых предметов: большие вмещают меньшие по размеру.

    Обследование и действия с полыми кубами.

    Самостоятельная работа.

21-22

«Колпачки».

Познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больших, накрывание меньшего большим. Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство-величину предметов.

    Действия с колпачками.

    Игровая ситуация «Колпачки спрятались».

23-24

«Бочата».

Учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух одинаковых частей. Развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их цепкость, силу. Учить открывать игрушку (поворот, подтягивание и рассоединение частей); закрывать ее (совмещение и соединение верхней и нижней частей); выполнять подбор предметов по величине.

    Игровая ситуация «Что лежит в бочатах?».

    Рассматривание и действия с предметами.

25-26

«Волшебная коробочка».

Закреплять умение действовать с разными предметами, имеющими сквозное отверстие. Уметь ориентироваться на форму предмета (шар брать кончиками пальцев, округлив ладонь; кольцо - большим и указательным или средним пальцами; втулку – большим, и указательным и средним). Формировать пространственное воображение при сборе пирамидки различных объёмных геометрических фигур.

    Игровая ситуация «Что в коробочке?».

    Игра «Соберем пирамидку».

27-28

«Елочка».

Учить действовать с предметами в определенной последовательности (например, взять вначале большой предмет, а затем маленький). Развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении заданий с однородными предметами различной величины.

    Игровая ситуация «Елочка».

    Игра «Соберем елочку».

29-30

«Шары».

В процессе практических действий с предметами на ориентировочной эмоционально-чувственной основе закрепить представления о свойствах шара (круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается).

    Обследование и действия с шариком и лотком для скатывания.

    Игра «Покатаем шарики».

31-32

«Шарики».

Учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве на ориентировочной эмоционально-чувственной основе. Продолжать развивать умение вкладывать предметы в соответствующие емкости, совершенствовать мелкую моторику пальцев, согласованные действия рук.

    Игровая ситуация «Коробка и шарики».

    Игра «Покатаем шарики».

33-34

«Кубики».

Продолжать знакомить с особенностями полых предметов разной величины (возможность вкладывания меньшего в больший, накрывания меньшего большим, накладывания меньшего на больший),развивать моторику и координацию рук, учить кончиками пальцев выполнять относительно тонкие действия (вкладывание, накладывание, перекладывание и т. п.). закрепить практический опыт действия с предметами кубической формы, подбора предметов с ориентировкой на одно свойство-величину.

    Обследование кубиков.

    Игровая ситуация «Что мы слышим?».

    Самостоятельная деятельность.

35-36

«Чугунок».

Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух различных частей. Совершенствовать относительно тонкие движения кончиков пальцев. Формировать умение соотносить части предмета, учитывая их пространственное положение и функциональное назначение (например, сложить овощи в горшочек-чугунок, накрыть его крышкой).

    Игровая ситуация «Что лежит на столе?».

    Игра «Поиграем в чугунок».

37-38

«Кольца».

Учить действовать с плоскими круглыми предметами. Закреплять практический опыт действий с предметами, имеющими сквозное отверстие (можно нанизывать, смотреть в сквозное отверстие, просунуть меньший по размеру предмет в больший и т. п.). развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их свойств (нанизать можно только кольцо, а круг - нельзя, так как кольцо имеет сквозное отверстие, а круг – не имеет; но и круг, и кольцо можно прокатить). Развивать умение действовать в ограниченном пространстве, координацию правой и левой рук. При захватывании плоских предметов совершенствовать дифференциацию большого и четырех других пальцев. Развивать сенсорный опыт, предлагая детям кольца и круги ярких цветов.

    Сравнение кольца и круга.

    Игровая ситуация «Сложим круг и кольца».

39-40

«Пирамидки».

Закрепить умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета.

    Игровая ситуация «Пирамидки».

    Игра «Соберем пирамидку».

41-42

«Конусы - колпачки».

Закрепить умение действовать с полыми предметами конической формы, ориентируясь на их величину: накладывать предмет меньший на больший предмет. Развивать моторику рук, согласованные действия, относительно тонкие движения кончиков пальцев. Продолжать учить выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство – цвет.

    Игровая ситуация «Соберем колпачки» (можно собирать кубики и цилиндры).

43-44

«Матрешка».

Продолжать учить действовать со сборно – разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев. Учить разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении.

    Игровая ситуация «Гостьи - матрешки».

    Игра «Большие и маленьки грибочки».

45-46

«Грибочки».

Развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве. Продолжать учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство(цвет или величину).

    Игровая ситуация «Соберем грибочки».

    Игра «Большие и маленькие грибочки».

47-48

«Шарики».

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из шариков».

    Находим шарики с дырочкой и без.

    Произвольные игры.

49-50

«Втулки и цилиндры».

Продолжать учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать ша на стержень). Развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их функциональных свойств (например, на стержень можно нанизать только шар, имеющий сквозное отверстие). Учить осуществлять выбор предметов согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенные, не имеющие отношения к этому свойства предметов. Развивать умение действовать кончиками пальцев, согласованно выполнять относительно сложные движения левой и правой рук.

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из втулок и цилиндров».

    Произвольные игры.

51-52

«Кубы и шары».

Учить выбирать предметы, ориентируясь на и форму, действовать с предметами в зависимости от их свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирование результата, используя объемные геометрические фигуры.

    Игровая ситуация «Коробка с кубами и шарами».

    Игра «Что катится, что не катится?».

53-54

«Башенки из кубиков и колпачков».

Закреплять практические навыки действий с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство – форму. Развивать ориентировочно – исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, рациональность и целенаправленность действий рук, тонкие движения кончиков пальцев; совершенствовать глазомер.

    Игровая ситуация «Конусы - палочки».

    Игра «Строим башенку из конусов - колпачков».

    Игровая ситуация «Кубики».

    Игра «Строим башенку из кубиков».

55-56

«Курочка и яички».

Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении.

    Игровая ситуация «Курочка снесла яичко».

    Игровая ситуация «Цыплята».

57-58

«Кубики».

Продолжать учить отбирать предметы для нанизывания на стержень (найти кубы, имеющие сквозное отверстие, повернуть той стороной, на которой расположено сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать на него).

Развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук, предваряющие выполнения постановленной задачи. Совершенствовать мелкую моторику пальцев – захватывать куб сверху или сбоку.

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из кубиков».

    Находим кубики с дырочкой и без.

    Произвольные игры.

59-60

«Кубики и шарики».

Продолжать развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму. Стимулировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирование результата при действии с объемными геометрическими фигурами. Учить осуществлять сознательный, целенаправленный выбор предметов в зависимости от постановленной задачи (например, для создания определенных конструкций, обладающих относительной устойчивостью, выбирать кубики).

    Сравнение кубиков и шариков.

    Игровая ситуация «Построим из кубиков».

61-62

«Колпачки».

Закреплять практический опыт действия с полыми предметами. Учить находить соответствующие детали-вкладыши при сборе и раскладывании цветных колпачков. Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – цвет и величину. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координированные, совместные движения рук.

    Игровая ситуация «Играем с колпачками».

    Игровая ситуация «Построим башенку из колпачков».

    Игра «Большой ималенький».

63-64

«Бочонки».

Продолжать учить действовать со сборно–разборными игрушками, состоящими из двух одинаковых частей; открывать бочонок, выполняя поворот и подтягивание его верхней части; выбирать однородные предметы по величине: большой, маленький; закрывать бочонок, учитывая соотношение верхней и нижней частей.

    Игровая ситуация «Бочонки».

    Игра «Большие и маленькие».

65-66

«Матрешки».

Закреплять умение действовать с предметами разной величины. Учить выбирать предметы с ориентировкой на два свойства - величину и цвет.

    Рассматривание и сравнение матрешек.

    Игра «Возьми такой, как у меня».

67-68

«Пирамидка».

Продолжать развивать навык действия с предметами в определенной последовательности. Продолжать учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого; закреплять умение выбирать предмет, ориентируясь на величину и учитывая последовательность соотношения большой – маленький; развивать точность движений, глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

    Игровая ситуация «Разберем и соберем пирамидку».

69-70

«Кубы».

Закреплять практические навыки действия с полыми предметами кубической формы. Продолжать учить находить соответствующие детали-вкладыши, выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – цвет и величину. Совершенствовать моторику пальцев при действии с предметами угловатой формы.

    Игровая ситуация «Играем с кубами».

    Игровая ситуация «Построим башенку из кубов».

    Игра «Большой и маленький».

71-72

«Матрешки».

Продолжать учить со сборно–разборной игрушкой, состоящей из дух однотипных частей, выполняя рассоединение и соединение с учетом соотношения их величины и положения в пространстве.

    Игровая ситуация «Матрешки приехали к нам гости».

    Игра «Большие и маленькие».

Материально-техническое обеспечение:

    Учебно-методический комплект (методические пособия, наглядно-дидактические пособия, комплекты для творчества, электронные образовательные ресурсы).

    Технические средства обучения (компьютер, проектор, доска для проектора).

    Оборудование, пособия.

Список литературы:

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –3-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

**Елена Владимировна Точёнова**

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет .

Для малышей дидактический настольный материал является не только интересным, но и полезным материалом .

Это могут быть различные пирамидки, вкладные игрушки, типа «матрёшка» , разнообразные яички, шарики, кубики, ячейки, разного размера, складывающиеся один в другой, геометрические, а так же разрезные и парные картинки, цветное лото.

Дидактические игры развивают сообразительность, воображения, память, а так же знакомит детей с формой , величиной, цветом и развивает речь с мелкой моторикой малыша.

Малышам дают задания, например собрать по цвету, или одинаковой величине или наоборот собрать разного цвета или разные по величине. В этих играх дети знакомятся с формой, величиной и могут хорошо знать 3-4 цвета, в основном жёлтый, красный, синий, зелёный.

Каждый раз при игре педагог говорит : «Это красное кольцо, найди игрушку такого же цвета» . Детей знакомят с другим цветом после того, как они освоят один цвет.

Хорошо развивается ребёнок в игре «чудесный мешочек» . Суть игры заключается в том, что ребёнку даётся мешочек, в котором лежат предметы : палочка, шарик, кубик и т. п., - и предлагают на ощупь определить какой предмет он взял в руку.

Для слухового развития предлагают игры такие как : «Что я делаю?» , «Что это?» . До начала игры детям показывают предметы, дают подержать в руках, поиграть. Потом предметы, такие как молоток, мяч, погремушка, резиновая игрушка, металлофон прячут за ширму и предлагают детям определить что стучит или шумит или звенит.

Для развития памяти играют в игру «Найди» , «Я прячу - ты ищи» , «Что изменилось» . Предмет, знакомый детям, прячут в комнате и просят найти его. Если дети находят быстро, то добавляют 2, 3, 4, можно увеличить до 6 игрушек.

Игру «Что изменилось» начинают с 3-4 и доводят до 6 игрушек. Предметы выстраивают вряд на столе перед детьми, просят назвать, запомнить, а затем накрывают тканью. Убирают или переставляют игрушку, а после открытия просят детей назвать , что изменилось.

Игра «Что это?» развивает сообразительность и внимание. На столе стоят игрушки, педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о какой из них идёт речь. Например : «В красном платьице сидит, на детишек глядит; громко лает в дом не пускает; Круглый, разноцветный, покатится, не догонишь; Рано встаёт, спать не даёт и т. д.

Вместо игрушек можно использовать картинки и предложить найти картинку - отгадку.

Игра «Кто, где живёт?» , «Чей домик?» тоже развивает сообразительность и внимание. После того, как педагог расскажет детям о животных и их домах, можно играть в игру, задавая вопросы : в лесу живёт кто? И предлагает найти картинку - отгадку. Таким же путём можно провести игры - занятия : «Кто чем питается?» , «Кто ест траву?» , «Кто ест капусту?» , «Кто ест червячка?» , «Найди, что надо» .

Игра «Что взять?» состоит примерно из таких картинок : вилка, ручка, салазки, корзинка, носовой платок. Педагог говорит : «Олечка пошла в лес за грибами, найдите картинку, что она взяла с собой для грибов?» (корзинку) . Или : Никита пошёл кататься с горки. Что он взял с собой? (салазки) . Наташа села кушать омлет, чем? И т. п.

Для развития слуха и слуховой памяти можно поиграть в такие игры как : «Угадай, кто это?» , «Послушаем, что слышно?» .

При первой игре дети сидят на ковре, они ребёнок закрывает глаза, другой, которому показывает воспитатель, называет его имя. Ребёнок, открывает глаза и угадывает, кто назвал его имя.

При второй игре, детям предлагается посидеть тихо и послушать, что слышно, например : тиканье часов, пение птиц за окном, голос взрослого, шаги и т. п.

Внимательность и сообразительность у детей развивает игра «Хлоп-хлоп» , педагог хлопает в ладоши, приговаривая : «Хлоп-хлоп-хлоп и показывает на что-нибудь, например, на свой нос, говоря при этом : «Вот нос, вот рот» . Дети тоже показывают названное. Потом педагог начинает путать детей , показывая на нос, говоря : «Вот уши» - и т. д., а дети должны заметить ошибку и показать правильно. Вся эта игра сопровождается хлопками.

Дают детям парные и разрезные картинки. С парными картинками можно играть двумя способами : 1 способ : педагог раздаёт один набор картинок детям, другой оставляет у себя. Показывая картинку, спрашивает, что на ней нарисовано, дети отвечают, потом предлагает найти у себя такую же картинку. Педагог отдаём свою картинку ребёнку, который нашёл такую же, чтобы закрыть свою картинку.

2 способ : педагог раскладывает один набор картинок на столе, второй раздает детям. Дети должны найти свою пару.

Публикации по теме:

«Игры зверей» - авторская методика по организации занятий с детьми 3–5 лет "ИГРЫ ЗВЕРЕЙ" (авторская методика по организации занятий с детьми 3 -5 лет) Данное методическое пособие предназначено для педагогов.

Игра-занятие с дидактическим материалом. Тема: Ниточки для шариков. Игра-занятие с дидактическим материалом Тема: Ниточки для шариков Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, физическое,.

Игры для развития дыхания (с дидактическим материалом) Игры на развитие дыхания (с дидактическим материалом) Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество.

Методика игр и занятий для детей с 2 до 3 лет. У детей третьего года жизни появляется большой интерес к окружающему его миру. Они с любопытством.

Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Рассматривание предметов быта в младших группах.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения. Младший дошкольный возраст Занятия.

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы - это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») - раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков - тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:


С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия - материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал - это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

  • материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

  • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

  • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг - это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

  3. Шаг третий - продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  4. Шаг четвёртый - подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  5. Пятый шаг - это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

  6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Лэпбук - это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия - закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное - правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

На чтение 6 мин.

Внедряя учебные пособия как наглядный материал в , педагог помогает детям развивать материалистические представления, учит их развивать навыки и умения взаимодействия с миром.

При этом для каждого этапа процесса обучения используется разный наглядный материал.

Обучение дошкольника очень важно сопровождает применением разных учебных пособий. Это помогает им усваивать новые знания, опираясь на возрастные особенности.

Наглядный материал подготавливается так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств.

Образ представляется ребенку всесторонне. Ребенок более прочно усваивает новую информацию и учится понимать связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Свойства наглядных материалов

В зависимости от того, какие стоят дидактические задачи, наглядный материал может иметь следующие свойства:

Естественность. Это настоящий наглядный материал, такой как животные и растения. Дети с их помощью знакомятся с флорой и фауной.

Экспериментальность. Проведение экспериментов, например таяние льда, помогает детям понаблюдать за процессами, которые также протекают и в живой природе.

Это могут быть просто фотографии или изображения, а могут быть фильмы и диафильмы. Их задача – познакомить детей с новыми явлениями или фактами, отображая их на носителей.

Объемность. Создаются объемные макеты, которые позволяют получить представление о предмете, как об объемном объекте, что расширяет возможности обычного изображения.

Звук. Педагог воспроизводить различные звуковые файлы. Например, дети могут услышать пение птиц, журчание воды или другие звуки, характерные для природы.

Символизм. С помощью различных схем и карт можно помочь детям задействовать свое абстрактное мышление для знакомства с объектами реального мира.

Смешанность. Это может быть фильм, содержащий звуковое сопровождение. Это позволяет наиболее полно воспроизвести действительность методом наглядного пособия.

Прежде чем выбрать нужный элемент наглядности, нужно подумать о том, каковы его дидактические возможности.

Виды наглядности для занятий в ДОУ

Для развития представлений у дошкольников используют так называемую образную наглядность. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты, позволяющие в наглядной форме передать учебное содержание детям дошкольного возраста.

Картины. Их в обучении детей стали использовать еще в 19 веке. Обычно картины размещаются на стенах в большом формате. Также иногда детям раздаются специальные сюжетные картинки для определенного занятия. Часто иллюстрации встречаются в книгах для пояснения и расширения линии сюжета.

У картин ест одна важная особенность, которая позволяет использовать их в качестве учебных пособий: они изображают более концентрированно то, что в обычной жизни приобретает более размытые формы.

Таблицы. Они могут применяться для разных целей и иметь разное оформление. Это могут быть таблицы, включающие в себя художественные картины. Либо они могут состоять из фотоснимков с одной темой. Например, это может быть таблица съедобных грибов или таблица птиц нашей местности.

Иногда таблицы используют для того, чтобы объяснить новый материал. В других же случаях они применяются для уточнения знаний.

Естественные объекты. Это могут быть настоящие растения, либо какие-либо полезные ископаемые. С их помощью ребенок наглядно знакомится с величиной объекта, его формой и другими характеристиками. Особенность этого наглядного приема в том, что ребенок может не просто увидеть что-то на иллюстрации, а услышать его, потрогать и рассмотреть со всех сторон. Наблюдая за животными в реальной жизни, дети лучше понимают их жизненный уклад.

Препараты. Под препаратами подразумеваются в данном контексте любые объекты природы, которые были препарированы и консервированы. Это могут быть гербарии, семена и т.п. Их используют не только в целях демонстрации во время фронтальной работы, но и в целях организации деятельности ребят.

Коллекция. Это собрание объектов, которые имеют общий родовой признак. Например, это могут быть различные камни. Либо какие-либо насекомые.

Модель. Любое объемное изображение объекта или его части. Наглядный материал в виде модели может иметь разный масштаб. Для удобства некоторые модели увеличены по масштабу, другие же – уменьшены. Дошкольные учреждения могут иметь увеличенную модель термометра, к примеру. Либо в обычном масштабе иметь модель циферблата. Также используются муляжи некоторых растительных культур. Причем некоторые из них дети сами создают на специальных практических занятиях.

Раздаточный материал. Его используются для того, чтобы ребенок мог выполнять индивидуальные задания. Такие материалы очень часто используют во время учебного процесса. Сюда могут быть также отнесены модели или макеты, также естественные наглядные материалы природного происхождений, также это могут быть карточки с иллюстрациями. Любое наглядное пособие, которое раздается лично в руки каждому дошкольнику для достижения определенной образовательной цели.

Экранные и звуковые материалы. Сегодня благодаря развитию современных технологий большое место в обучении детей занимают визуальные и аудиосредства. Используя такие пособия, нужно понимать, что их нельзя считать универсальными инструментами. У них есть свои специфические особенности, которые объясняют широкие возможности. Однако каждый из этих инструментов должен использоваться для достижения какой-то конкретной цели.

Диафильмы. Этот наглядный материал был очень популярен еще пару десятков лет назад. Однако сегодня его все реже используют на территории детского сада. А в семьях уже давно про него забыли. Это цепочка статичных изображений, которые объединены между собой единым сюжетом. Их нужно показывать в определенной последовательности, чтобы раскрыть материал.

Дети очень увлеченно воспринимают подобные изображения. На кадре может располагаться фотография, либо рисунок.

Чтобы обучить детей приемам работы, нужно начинать с самых простых кадров. Для начала нужно помочь ребенку видеть, что изображено в кадре. Нужно внимательно рассматривать вместе с детьми рисунок, не упуская ни одной детали. Благодаря такому детальному рассмотрению, дети смогут ответить на вопросы о том, что изображено здесь, что эта личность делает, где это событие происходит, а также какую можно дать оценку этому поведению. На подобные вопросы ученики могут отвечать по-разному.

После того, как дети научились воспринимать кадры диафильма, учитель объясняем им смысл заданий по диафильмам и показывает, как нужно выполнять задание.

Диапозитив. Это изображение, которое составляет часть из коллекции до 30 штук. На этих изображениях на пленке размещаются позитивные картинки. Их помещают в пластмассовую или картонную рамку.

Отличие этих изображений от обычных диафильмов в том, как организован материал. Педагог имеет возможность самостоятельно определять последовательность демонстрации позитивов в зависимости от того, какой линии рассуждения он придерживается.

Сегодня широко распространены диапозитивы на самые разные темы. В основном, это природная тематика. Дети знакомятся с разными видами растений, изучают признаки времен года, знакомятся с тем, как устроен лес, какой бывает вода в природе. Роль диапозитивов в том, чтобы иллюстрировать содержание изучаемой темы.

Таким образом, мы можем заключить, что наглядные средства являются прекрасным инструментом для получения новых знаний во время групповой или индивидуальной работы. Дети учатся самостоятельности и творчеству, также они приобретают исследовательские навыки.

Также наглядные средства можно использовать, как зрительную опору для опроса дошкольников. Опираясь на изображение, ребенок может ответить на вопрос правильно или пересказать сюжет художественного произведения.

Рассказать друзьям