Поведение под влиянием эмоций. Как негативные эмоции влияют на состояние здоровья человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Педагогический опыт:

« Эмоции, их влияние на здоровье и поведение человека ».

Подготовила: Кириченко Любовь Ивановна, педагог-психолог МБДОУ № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской.

Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Эмоции – это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.

Эмоции по воздействию на деятельность человека подразделяются на:

    Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек при этом состоянии способен на многие свершения.

    Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.

Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно оказывая не нее свое влияние. При хорошем настроении активизируется познавательная и волевая деятельность человека.

Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Эмоции характеризуются силой и глубиной, т.е. чем больше значение для человека имеет то или иное явление, чем более оно важно для него, тем более сильные и глубокие эмоции и чувства оно вызывает. Другой ведущей характеристикой эмоций и чувств является их полярность (радость-горе, любовь-ненависть, веселье-печаль и т.д.)

Сочетание нескольких фундаментальных эмоций, проявляющихся часто и стабильно в некотором комплексе, определяет какую-либо характерную для конкретного человека эмоциональную черту. Развитие таких комплексов эмоциональных черт обусловлено как биогенетическими предпосылками, так и культурно-социальными факторами (нормы и правила, принятые в конкретном обществе, условия воспитания). Тем не менее, фундаментальные эмоции являются врожденными. Их культурный контекст, в большей степени влияет на правила появления эмоций. В зависимости от сложившихся исторических традиций эти правила и, наоборот, максимально открытой демонстрации других.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения; они воздействуют на органы и ткани организма, а, следовательно, сказываются на нашем духовном и телесном здоровье.

Интерес является побудителем внимания и необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятия, но и усиливает физиологические функции, которые бывают, необходимы для длительной и утомительной работы. Но вместе с тем устойчивое интенсивное возбуждение, вызванное активизацией интереса, как и при отрицательном аффекте, может вызывать бессонницу.

Радость – любая деятельность, выполняемая с радостью, укрепляет психическое здоровье. Физиологически ей способствует ускорение и увеличение глубины дыхания, улучшение общего газообмена в организме, ощущение собственной силы – своего некоторого превосходства. Обладая специфически расслабляющим действием, радость нормализует общий тонус организма, является неким противоядием от разрушительного воздействия отрицательных эмоций. Радость успокаивает человека, облегчает взаимодействие с другими людьми и усиливает отзывчивость.

Удивление – часто может разрушить депрессию – очень стойкий и сложный комплекс эмоций и чувств. Так, внезапное появление мчащегося автомобиля на пути человека в состоянии депрессии может изменить его эмоциональное состояние и способствовать спасению жизни, избежать травмы. Удивление выполняет функцию вывода нервной системы, в которой она в данный момент находится, и приспособления ее к внезапным изменениям в нашем окружении.

Страдание заключает в себе 3 основных психологических функции:

    Страдание само сообщает человеку и тем, кто его окружает, что ему плохо;

    Оно побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения душевной боли (устранить причину или изменить свое отношение к тому, что стало причиной этого состояния;

    Страдание оказывает определенное противодействие в достижении поставленной цели, порождая негативную мотивацию.

Гнев – принимаемые человеком в состоянии аффекта решения нередко противоречат не только общепринятым, но и узкопрофессиональным понятиям, часто не соответствующего взглядам, убеждениям, морали, а нередко и противоречат им. Поэтому в состоянии аффекта не следует принимать, какие бы то ни было, решения, особенно ответственные, а тем более немедленно реализовывать их.

Отвращение – при этом человек проявляет настойчивое желание отстраниться от объекта, вызывающего отвращение, или изменить его так, чтобы он перестал быть отвратительным.

Переживания страха и тревоги могут вызвать длительные невротические или психические заболевания. Длительно продолжающиеся беспокойства и боязнь могут переходить в депрессию, особенно у больных, долгое время находящихся в больнице.

Стыд делает человека чувствительным к оценкам окружающих, восприимчивым к замечаниям.

Вина оказывает особое влияние на развитие личной и социальной ответственности, обострение совести, она дополняет стыд, в результате укрепляется психологическая зрелость.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что эмоции оказывают влияние на всю жизнь человека, на его поведение и здоровье.

эмоции чувство воспитание

Эмоциональное воспитание человека - не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. П. К. Анохин Анохин Пётр Константинович - советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1972). писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно пpиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Положительные эмоции и чувства (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций и чувств возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

В физиологическом плане положительные эмоции и чувства, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Положительные эмоции и чувства оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.

1) Позитивное мышление. Находясь в хорошем настроении, человек рассуждает совсем не так, как тогда, когда находится в плохом. Исследования показали, что хорошее настроение проявляется в положительных свободных ассоциациях, в сочинении веселых историй при опросе по ТАТ (тематический тест на апперцепцию). ТАТ включает набор карточек с неопределенными по содержанию картинками, допускающими произвольное толкование испытуемыми, получающими инструкцию сочинить рассказ к каждой картинке. Интерпретация ответов позволяет судить о чертах личности, а также о временном, текущем состоянии испытуемого, его настроении.), благожелательных описаний социальных ситуаций, восприятии себя как социально компетентной личности, чувстве уверенности в себе и самоуважении.

2) Память. В хорошем настроении легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом. Общепринятым объяснением подобного явления является то, что память основывается на сети ассоциативных связей между событиями и представлениями. Они взаимодействуют с эмоциями, и в тот момент, когда индивид находится в определенном эмоциональном состоянии, его память настраивается на события, ассоциируемые именно с этим состоянием.

3) Решение проблем. Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем иначе, чем находящиеся в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию решения и принимать первое же найденное решение. Эксперименты показали, что стимулирование хорошего настроения (положительных эмоций) приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, что говорит о потенциально более широком творческом диапазоне. Все это способствует повышению творческой отдачи и благоприятно воздействует на процесс решения задач.

4) Помощь, альтруизм и симпатия. Многие исследования показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим. Эти же качества характерны и для людей, у которых хорошее настроение было вызвано искусственной стимуляцией положительных переживаний (получение небольших подарков, припоминание приятных событий и т.п.). Люди, находящиеся в хорошем настроении считают, что помощь другим является компенсирующей и полезной акцией, способствующей сохранению положительного эмоционального состояния. Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в хорошем расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство. Установлено, что на взаимоотношения людей значительное влияние оказывает и окружающая обстановка.

Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

Эмоциональный фактор может оказывать на человека очень сильное влияние и даже привести к значительно более глубоким патологическим изменениям в органах и тканях, чем какое-либо сильное физическое воздействие. Известны случаи смерти не только от большого горя, но и от слишком большой радости. Так, знаменитый философ Софокл умер в тот момент, когда толпа устроила ему бурную овацию по случаю представления его гениальной трагедии.

Психические напряжения, особенно так называемые отрицательные эмоции - страх, зависть, ненависть, тоска, горе, печаль, уныние, злоба - ослабляют нормальную деятельность центральной нервной системы и всего организма. Они могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. Исследования показывают, что человек, который постоянно тревожится, со временем ощущает ослабление зрения. Об этом говорит и практика: люди, которые много плакали и пережили большие тревоги, имеют слабые глаза. Отрицательное воздействие на человека оказывает также агрессивное чувство. В структуре агрессивного поведения чувства являются той силой (экспрессией), которая приводит в действие и в той или иной мере сопровождает агрессию, обеспечивая единство и взаимопроникновение ее сторон: внутренней (агрессиум) и внешней (агрессивное действие). Агрессивное чувство - это, прежде всего, способность человека испытывать такие эмоциональные состояния как злость, гнев, враждебность, месть, обида, удовольствие и другие. В такие состояния людей могут ввергать как несознаваемые (например, жара, шум, теснота), так и осознаваемые (ревность, конкуренция и другие) причины. Формирование и развитие агрессии осуществляется на переплетении чувств и мыслей. И чем больше будут господствовать мысли, тем сильнее и изощреннее окажутся агрессивные действия, потому что только мысль может конфликтовать, направлять и планировать агрессию.

Многие привыкли думать, что отрицательные эмоции и чувства (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд) формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено "рациональное" зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы.

Эмоции и духовное взаимодействие между людьми

Вы замечали, что мы по-разному себя ощущаем и ведем рядом с другими людьми? «Изменилось настроение», — говорим мы. На самом же деле меняется не только душевный настрой, но и физиология нашего организма, которая мгновенно реагирует на происходящее вокруг.Люди неосознанно воспринимают «язык» тела и мимики друг друга всеми своими органами чувств. Сопереживание, подражание, копирование заложено в нас на генетическом уровне.Не в нашей власти контролировать эти способности по своему произволению: сопереживать или подражать только тогда, когда мы этого хотим и настолько, насколько нам это нужно.Мы, как сообщающиеся и переливающиеся сосуды, передаем свои настроение, переживания, нервные взаимосвязи - друг другу, «заражая и заражаясь». Согласитесь, что такие чувства, как гнев, страх, возмущение очень заразительны ? Точно так же, как смех и улыбка.

Влияние эмоций на здоровье

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Эмоции сопровождают все процессы жизнедеятельности человека, могут вызываться ситуациями или событиями, существующими только в нашем воображении.

Другими словами, это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события. Сегодня ученые много спорят о том, насколько вредны негативные эмоциональные проявления для здоровья людей. И существует мнение, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, вызывает состояние стресса ичревато возникновением проблем со здоровьем.

Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье. Об этом свидетельствуют распространенные в народе поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль - сердце». Еще в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей - телом человека. Древние знали, что все, что влияет на мозг, в равной степени воздействует и на тело.

Однако уже в XVII веке, во времена Декарта, это было забыто. И человека благополучно «разделили» на две составляющие: разум и тело. А болезни определили как либо чисто телесные, либо душевные, которые и лечить показывалось абсолютно различными способами.

Только теперь мы стали смотреть на человеческую природу, как когда-то Гиппократ - в ее целостности, то есть, понимая, что невозможно разделить душу и тело. Современная медицина накопила достаточно данных, которые подтверждают, что природа большинства заболеваний психосоматическая,что здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Ученые различных стран, изучающие влияние эмоций на здоровье человека, пришли к очень интересным выводам. Так, известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, установил следующую закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме.

Немецкие ученые установили связь каждого отдельного органа человека с определенным участком мозга через нервные пути. Американские ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.

Здесь важно понимать, что не одноразовое огорчение провоцирует соматическое заболевание, а длительные негативные переживания, вызванные стрессом. Именно эти переживания ослабляют иммунитет и делают нас беззащитными. Ставшее хроническим чувство беспричинной тревоги, депрессивные состояния и подавленное настроение являются хорошей почвой для развития множества болезней. К подобным негативным душевным проявлениям относятся злость, зависть, страх, уныние, паника, гнев, раздражительность, то есть эмоции, которых нужно стараться избегать.Даже православие относит такие эмоции, как гнев, зависть и уныние к смертным грехам, и не случайно. Ведь каждое такое настроение может привести к серьезным заболеваниям организма с очень печальным исходом.

Значение эмоций в восточной медицине

Восточная медицина так же утверждает, что настроение и определенные эмоции могут служить причиной заболеваний определенных органов.По мнению представителей восточной медицины, физическое здоровье и эмоции достаточно тесно связаны между собой. Наши чувства, как плохие, так и хорошие, значительным образом влияют на наш организм.

Причем, представители восточной медицины находят связь эмоций с различными органами.

Так, например, проблемы с почками могут быть вызваны чувством страха, слабой волей и неуверенностью в себе. Поскольку почки отвечают за рост и развитие, их правильная работа особенно важна в детском возрасте. Китайская медицина призывает воспитывать в детях мужество и уверенность в своих силах. Такой ребенок будет всегда соответствовать своему возрасту.

Главным органом дыхания являются легкие. Нарушения в работе легких могут быть вызваны грустью и печалью. Нарушение функции дыхания, в свою очередь, может вызывать множество сопутствующих заболеваний. Лечение атопического дерматита у взрослых, с точки зрения восточной медицины, должно начинаться с обследования всех органов, в том числе и легких.

Отсутствие жизненной силы и энтузиазма может негативно сказаться на работе сердца. Также для хорошей работы главного органа, следуя китайской медицине, противопоказаны плохой сон, депрессии и отчаяние. Сердце регулирует функцию кровеносных сосудов. Его работу можно легко определить по цвету лица и языка. Аритмия и учащенное сердцебиение являются главными симптомами нарушения работы сердца. Это, в свою очередь, может привести к психическим расстройствам и расстройствам долговременной памяти.

Раздражение, гнев и обида влияют на работу печени. Последствия дисбаланса печени могут быть очень тяжелыми. Это рак молочной железы у женщин, головные боли и головокружения.

Китайская медицина призывает испытывать только положительные эмоции. Только так можно сохранить хорошее здоровье на долгие годы. Однако вряд ли у современного человека получится избавиться от отрицательных эмоций, как по мановению волшебной палочки. Есть ли у нас в этой ситуации выход?

Прежде всего, следует помнить, что эмоции нужны нам, так как внутренняя среда организма должна обмениваться энергией с внешней средой. И такой энергетический обмен не принесет вреда, если в нем будут задействованы естественные, заложенные природой эмоциональные программы: печаль или радость, удивление или отвращение, чувство стыда или гнева, интерес, смех, плач, злость и т.д. Главное, чтобы эмоции были реакцией на происходящее, а не результатом «накручивания» себя, чтобы они проявлялись естественно, без чьего бы то ни было принуждения, и не утрировались.

Естественные эмоциональные реакции не следует сдерживать, важно только научиться корректно их проявлять. Более того, следует научиться уважать проявление эмоций другими людьми и адекватно их воспринимать. И уж ни в коем случае не следует подавлять эмоции, какую бы окраску они ни носили.

Аюрведа о подавлении эмоций

Подавленные эмоции не растворяются в теле бесследно, но образуют в нем токсины, которые накапливаются в тканях, отравляя организм. Какие это эмоции, и каково их влияние на тело человека? Рассмотрим подробнее.

Подавленный гнев - полностью меняет флору в желчном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, ухудшает питта-дошу, вызывает воспаление поверхности слизистой оболочки желудка и тонкой кишки.

Страх и беспокойство - меняют флору в толстой кишке. В результате живот вспучивает от газа, который скапливается в складках толстой кишки, причиняя боль. Часто эту боль ошибочно относят к проблемам сердца или печени.

Подавленные эмоции являются причиной дисбаланса тридоши , что в свою очередь влияет на агни, который ответствен за иммунитет в организме. Реакцией на такое нарушение может быть возникновение аллергии на такие вполне безобидные явления, как: пыльца, пыль и цветочный запах.

Подавленный страх будет причиной нарушений связанных с продуктами, повышающими вата-дошу. Подавление эмоций питта-доши (гнев и ненависть) может вызвать повышенную чувствительность к пище, которая ухудшает питта, у людей с питта-конституцией от рождения . Такой человек будет чувствителен к горячей и пряной пище.

Люди с капха-конституцией, подавляющие эмоции капха-доши (привязанность, алчность), будут иметь аллергическую реакцию на капха-пищу, т.е. окажутся чувствительны к пище, ухудшающей капха (молочные продукты) . Следствием этого могут быть запоры и хрипы в легких.

Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании - и, как следствие, привести к определенному эмоциональному фону. Таким образом, круг замыкается. Дисбаланс, проявившийся вначале на физическом уровне, позже действует на ум через беспорядки в тридоша. Как мы показали выше, беспорядок вата провоцирует страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле станет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст гипертрофированное чувство собственничества, гордости и привязанности. Таким образом, существует прямая зависимость между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями. Об этих нарушениях можно судить и по косвенным признакам, которые проявляются в теле в виде мышечных зажимов.

Как обнаружить проблему

Физическим выражением эмоционального напряжения и накопившихся в теле эмоциональных токсинов являются мышечные зажимы, причинами которых могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность сотрудников, неуверенность в себе, наличие комплексов и т.д. Если человек не научился избавляться от негативных эмоций и постоянно мучается какими-либо тяжелыми переживаниями, то они рано или поздно проявляются в мышечных зажимах в лицевой зоне (лоб, глаза, рот, затылок), шее, грудной области (плечи и руки), в поясничной, а также в области таза и нижних конечностей.

Если подобные состояния временные и вам удается избавляться от негативных эмоций, провоцирующих их, то нет причин для беспокойства. Однако хроническая мышечная зажатость в свою очередь может привести к развитию различных соматических заболеваний.

Рассмотрим некоторые эмоциональные состояния, которые, находясь в хронической форме, могут вызвать те или иные заболевания.

Подавленность - вялое настроение, независящее отобстоятельств, втечение длительного времени. Эта эмоция может вызывать достаточно серьезные проблемы сгорлом, аименно частые ангины идаже потерю голоса.

Самоедство - чувство вины завсе, что вы делаете. Результатом может стать хроническая головная боль.

Раздражение - чувство, когда вас раздражает буквально все. В этом случае неудивляйтесь частым приступам тошноты, откоторых лекарства неспасают.

Обида - ощущение себя униженным иоскорбленным. Будьте готовы красстройству желудочно-кишечного тракта, хроническим гастритам, язвам, запорам идиареям.

Гнев - вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплескивается. Гневливый человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства. Его поведение неправильно и импульсивно. В результате страдает печень.

Чрезмерная радость - рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное— получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции. А в результате такой человек склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию. В этом случае часто поражается сердце.

Печаль - прекращает действие энергии. Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет. Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости.У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.

Страх - обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой. В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится подозрительным, замыкается от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира.
Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным. В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.

Таким образом , наряду с коррекцией питания и образа жизни, подобранных аюрведическим врачом в соответствии с вашим конституциональным типом , очень важно научиться управлять своими эмоциями, взять их под контроль.

Как работать с эмоциями?

На этот вопрос Аюрведа дает совет: эмоции нужно наблюдать отстраненно, с полным осознанием наблюдая за тем, как они разворачиваются, постигая их природу, а затем дать им возможность рассеяться.Когда эмоции подавляются, это может быть причиной нарушений в уме и, в конечном итоге, в функциях организма.

Вот несколько советов, неуклонно следуя которым, вы сможете улучшить свою эмоциональную ситуацию.

Проверенный, но требующий от вас постоянных усилий способ заключается в доброжелательном отношении к окружающим. Старайтесь мыслить позитивно, доброжелательно относиться к окружающим, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья.

Практиковать так называемую духовную гимнастику. В обычной жизни мы выполняем ее каждый день, прокручивая в голове привычные мысли, сопереживая всему окружающему — звукам из телевизора, магнитофона, радио, красивым видам природы и т.д. Однако нужно делать это целенаправленно, понимая, какие впечатления вредят вашему эмоциональному здоровью, а какие способствуют поддержанию нужного эмоционального фона. Правильная духовная гимнастика вызывает соответствующие физиологические изменения в теле . Вспоминая то или иное событие своей жизни, мы вызываем и закрепляем в организме соответствующие тому событию физиологию и нервные взаимосвязи. Если вспоминаемое событие было радостным и сопровождалось приятными ощущениями, это приносит пользу. А если мы обращаемся к неприятным воспоминаниям и вновь переживаем отрицательные эмоции, то в организме происходит закрепление стрессовой реакции на физическом и духовном планах . Поэтому очень важно научиться различать и практиковать положительные реакции.

Эффективным способом «выведения» стресса из организма является правильная (не чрезмерная) физическая активность, требующая достаточно высоких энергетических затрат, например, плавание, занятия в тренажерном зале, бег и т.п. Очень хорошо помогают прийти в норму йога, медитация и дыхательная гимнастика.

Средством избавления от душевного беспокойства как следствия стресса является доверительная беседа с близким человеком (хорошим другом, родственником).

Создавайте правильные мыслеформы. Прежде всего , подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Обратите внимание на уголки своих губ. Куда они направлены: вниз или вверх? Если рисунок губ имеет наклон вниз, значит, вас что-то постоянно тревожит, печалит. У вас очень развито чувство нагнетания ситуации. Едва только неприятное событие произошло, как вы уже нарисовали себе страшную картину. Это неправильно и даже опасно для здоровья. Вы просто обязаны взять себя в руки прямо здесь и сейчас, глядя в зеркало. Скажите себе, что с этим покончено! Отныне - только позитивные эмоции. Любая ситуация - это испытание Судьбы на выносливость, на здоровье, на продление жизни. Безвыходных ситуаций не бывает - об этом нужно помнить всегда. Недаром в народе говорится, что время наш лучший лекарь, что утро вечера мудренее. Не принимайте скоропалительных решений, отпустите ситуацию на некоторое время, и решение придет, а с ним и хорошее настроение, и положительные эмоции.

Каждый день просыпайтесь с улыбкой, чаще слушайте хорошую приятную музыку, общайтесь только с жизнерадостными людьми, которые добавляют хорошее настроение, а не отнимают вашу энергию.

Таким образом, каждый человек сам несет ответственность и за болезни, от которых он страдает, и за выздоровление от них. Помните, что наше здоровье, как и эмоции и мысли - в наших руках.

Рагозин Борис Владимирович, в рач Аюрведы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

1.1 Теория П.К. Анохина

1.2 Теория П.В. Симонова

1.2.1 Отражательно – оценочная функция эмоций

1.3 Теория С.Л. Рубинштейна

1.4 Другие теории

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Эмоциональное возбуждение

2.2 Знак эмоции

2.3 Качество эмоции

3. КАК ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА

3.1 Эмоции и тело

3.2 Эмоции и восприятие

3.3 Эмоции и познавательные процессы

3.4 Эмоции и действия

3.5 Эмоции и развитие личности

3.6 Эмоции и сознание

4.ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

4.1 Функция оценки

4.2 Функция побуждения

4.3 Дезорганизующая функция

4.4 Регулирующая функция

4.5 Влияние эмоций на деятельность человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем - то ему препятствуют. Стремясь всё более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

Вплоть до настоящего времени люди были способны лишь констатировать расхождение между “голосом сердца и голосом разума”, но не могли его ни понять, ни устранить.

В личной жизни эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был связан на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Актуальность данной работы определяется тем, что эмоции являются повседневным спутником человека, оказывающий постоянное влияние на все его дела и мысли.

Но, несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком хорошо знаем их “нравы” и редко можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно.

Цель этой работы:

Познать влияние эмоций на человека и его деятельность.

Я определил для себя следующие задачи:

Изучение понятия эмоций;

Определение роли и функции эмоций;

Определение характеристики эмоционального процесса.

Основная гипотеза: если человечество проанализирует свой внутренний мир, свои эмоции, то оно научится контролировать их и по возможности направлять в свою деятельность.

Предметом изучения являются эмоции, а объектом – люди, которые их проявляют.

Данная работа может найти практический выход для людей, желающих управлять своими эмоциями.

Этапы исследования:

изучение теоретического материала (сентябрь 2008);

изучение моего творчества, под воздействием эмоций (октябрь, ноябрь 2008);

изучение влияния эмоций на человека и его деятельность (декабрь, январь 2008- 2009)

ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин дал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Впоследствии многие ученые посвящали свои труды исследованию эмоций. На этот счет существует множество теорий. Остановимся на некоторых из них.

1.1 ТЕОРИЯ П.К. АНОХИНА

Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere - возбуждать, волновать) - физиологическое состояние организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий и переживаний до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержаться в процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утонченные эмоциональные состояния человека, если бы они не послужили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это свойство организма - определять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на Земле - выживаемости - придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы назвать стадией формирования потребностей и основных влечений, а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с биологической точки зрения, то надо будет признать, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадения с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

PAGE_BREAK--

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению, как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

1.2 ТЕОРИЯ П.В. СИМОНОВА

Информационная теория эмоций основана на Павловском направлении в изучении высшей нервной деятельности мозга.

Павлов открыл ключевой механизм, благодаря которому в процессе условно-рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

1.2.1Отражательно-оценочная функция эмоций

Согласно П.В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой:

Э = П (Н - С)

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности - если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума при полном отсутствии информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действиях, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

1.2.2 Переключающая функция эмоций

Эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремиться максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознанном уровне (например: интуиция - “предчувствие решения”)

Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга, между страхом и стыдом) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: “синица в руках” побеждает “журавля в небе”).

1.2.3 Подкрепляющая функция эмоций

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса зависит от реакции субъекта на условный сигнал.

Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение нежелательных (неприятных) стимулов.

1.2.4 Компенсаторная (замещающая) функция эмоций

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащенное сердцебиение, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоции), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряжен6ной деятельности - борьбы или бегства - остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим “сырьем”.

Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных рефлексов к реагированию по принципу доминанты А.А. Ухтомского.

Итак, эмоция сама по себе не несет информацию об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

1.3 ТЕОРИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает.

Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками.

Во-первых, в отличии, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль и т.п. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу эмоций.

Если все происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью.

Эта связь взаимная: с одной стороны, ход или исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Сам характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее.

Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выдели три сферы: органическая жизнь, интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Сферы эмоций

Проявления эмоций

1. Органическая (аффектно -эмоциональная) чувствительность.

Элементарные удовольствия и неудовольствия (удовлетворение органических потребностей).

2. Предметные чувства:

а) материальные;

б) интеллектуальные;

в) эстетические.

2. Обладание определёнными предметами и занятие отдельными видами деятельности.

Восхищение одними предметами, людьми и видами деятельности и отвращение к другим.

3. Обобщенные мировоззренческие чувства.

3. Мораль и отношения человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

1.4 ДРУГИЕ ТЕОРИИ

Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности и грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т.к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Таким образом, Джеймс и независимо от него Ланге предложили “периферическую” теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: “Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим”.

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил “мы боимся, потому что дрожим”, то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса - Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, чтонельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве “эмоционального процесса”, постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений - ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также “промежуточной переменной”, связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию о “центральном мотивационном состоянии” - комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие “центрального мотивационного состояния” создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично видовых действий.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия - это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта - позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного - в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер.

2.1 ЗНАК ЭМОЦИИ

Эмоциональный процесс имеет положительный и отрицательный знак.

Регуляция поведения осуществляется благодаря формированию мозговых структур, функционирующих в определенном порядке. Дезорганизация этого порядка означает отрицательную эмоцию, а поддержание и развитие деятельности соответственно существующим структурам - сущность чувства удовольствия.

Возникает вопрос, является ли отрицательная эмоция следствием дезорганизации регуляторных процессов или ее причиной. Можно ответить, что она является и тем, и другим: фактор дезорганизующий процесс, вызывает негативное эмоциональное состояние, а это состояние в свою очередь прекращает и дезорганизует действия, которые привели к столкновению с данным фактом. Отрицательная эмоция не только приводит к дезорганизации, но может также и способствовать организации определенных действий: под влиянием отрицательных эмоций формируются акты убегания, нападения или устранения негативного фактора.

Таким образом, отрицательный процесс содержит в себе элементы как дезорганизации, так и организации.

Но эмоции не всегда направлены на защиту главных интересов организма, особенно когда какой-либо ситуативный или случайный интерес находится в противоречии с другими интересами субъекта. Ведь не редко для удовлетворения одной потребности приходится отказываться от удовлетворения других. Эмоциональный процесс обычно не учитывает всех интересов субъекта - устойчивых и временных, общих и частных, настоящих и прошлых. Чаще всего его особенности определяются актуальной иерархией отношений в системе регуляции, то есть доминирующими в данный момент потребностями. Если личность хорошо интегрирована, то учет интересов доминирующей в данный момент структуры равнозначен учету интересов всей целостности; в случае отсутствия интеграции (как это бывает у инфантильных лиц, наркоманов или при психических заболеваниях) эмоциональные реакции, отвечая только одной, непропорционально выраженной потребности, могут оказаться в остром противоречии с главными интересами субъекта.

Довольно часто в конкретной ситуации ни одна из потребностей не приобретает устойчивого преобладания; в таком случае возникают амбиволентные чувства и эмоциональный конфликт.

2.2 КАЧЕСТВО ЭМОЦИИ

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции в зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. В последнем случае возникает напряжение или подавленность и отказ от действия. В результате многократно повторяющегося, но несбывающегося предвосхищения развивается безразличие, скука и даже неприязнь.

Еще одним источником эмоций является протекание процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, навыки служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения, тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции агрессивного характера (гнев, раздражение, озлобление).

Эмоциональная реакция зависит также и от времени, когда произошло то или иное значимое для субъекта, событие. Так, по утверждению Ханта, фрустрация, относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему - гнев, к будущему - печаль.

Эмоциональные процессы, связанные с обеспечением биологического равновесия между организмом и средой, общие для человека и животных. Но человеку свойственны и высшие эмоции, называемые “чувствами”. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, связанные с отношениями между людьми. Качество высших эмоций, или чувств, зависит от того, каким психологическим образованиям соответствует действующий эмоциональный сигнал. По этому основанию можно выделить чувства, связанные с потребностью социального контакта (симпатия, доброжелательность, чувства товарищества, сочувствие), с родительской потребностью (нежность, забота), с потребностью власти, доминирования (чувства превосходства, авторитета, высокомерия, силы) и т. п.

3. КАК ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА

Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, более того, она оказывает различное влияние на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы индивида, на субъект в целом.

3.1 ЭМОЦИИ И ТЕЛО

В мышцах лица во время эмоций происходят элекрофизиологические изменения. Изменения происходят в электрической активности мозга, в кровеносной и дыхательной системах. При сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40-60 ударов в минуту. Такие резкие изменения соматических функций во время сильной эмоции указывают на то, что при эмоциональных состояниях в большей или меньшей степени включаются все нейрофизиологические системы и подсистемы тела. Такие изменения неизбежно влияют на восприятие, мысли и действия субъекта. Эти телесные изменения могут также быть использованы при решении ряда вопросов как чисто медицинского плана, так и проблем психического здоровья. Эмоция активирует автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем. Разум и тело находятся в гармонии для осуществления действия. Если же соответствующие эмоциям знания и действия блокируются, то в результате могут появляться психосоматические симптомы.

3.2 ЭМОЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ

Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь “розовые очки”. Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект “суженого зрения”).

3.3 ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект “суженого зрения” в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить различные альтернативы. У разгневанного человека появляются лишь “сердитые мысли”. В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и исследованию.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

3.4 ЭМОЦИИ И ДЕЙСТВИЯ

Эмоции и комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют фактически на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремиться его избежать.

3.5 ЭМОЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт (или порогов) к различным эмоциям. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые выросли в одинаковой социальной среде (воспитывались в дошкольном учреждении), показали значительные индивидуальные различия в эмоциональных порогах и эмоционально - окрашенных деятельностях.

Однако, когда у ребенка низкий порог по отношению к какой-либо определенной эмоции, когда он часто ее испытывает и выражает, это неизбежно вызывает особого рода реакции со стороны других детей и окружающих взрослых. Такое вынужденное взаимодействие неизбежно приводит к формированию особых личностных характеристик. На индивидуальные эмоциональные черты также существенно влияет учет социального опыта, особенно в детстве и в младенчестве. Ребенок, которому свойственна вспыльчивость, ребенок пугливый, естественно, сталкиваются с различными реакциями своих сверстников и взрослых. Социальное последствие и, следовательно, процесс социализации будут сильно различаться в зависимости от эмоций, наиболее часто испытываемых и выражаемых ребенком. Эмоциональные ответы влияют не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но также на интеллектуальное развитие. Ребенок с тяжелыми переживаниями значительно меньше склонен к исследованию окружающей среды, чем ребенок, имеющий низкий порог для интереса и радости. Томкинс считает, что эмоция интереса так же важна для интеллектуального развития любого человека, как упражнения для физического развития.

3.6 ЭМОЦИИ И СОЗНАНИЕ

То мнение, что эмоция может рассматриваться как отдельное или особое состояние сознания, не является новой точкой зрения в науке. Великий биолог девятнадцатого столетия Герберт Спенсер описал “центрально-инициируемые эмоции” следующим образом: “… их начало и окончание во времени сравнительно не определенны, и они не имеют четкой локализации в пространстве. Иначе говоря, они не ограничены предшествующими и последующими состояниями сознания с какой-либо определенностью, и нет границ между ними и сосуществующими с ними состояниями сознания”.

Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как измененные состояния, или, более точно, как специфические или особые состояния сознания. Индивид, совершив какую-либо нелепость, часто объясняет свое поведение, говоря: “я был вне себя”, или “я не помнил себя”. Любой, кто испытал сильную эмоцию, представляет, что эмоциональное переживание - это необычное состояние сознания.

Идея различных состояний сознания существует со времени античной философии. А с середины ХIХ столетия биологи предполагают возможность и находят некоторые доказательства того, что каждое отдельное полушарие мозга контролирует совершенно отдельное сознание. Современный невролог Газанига заключает: “Данные указывают на то, что разделение полушарий создает две независимые сферы сознания в пределах одного черепа, иначе говоря, в пределах одного организма”.

К тому мнению, что может быть больше, чем один тип или состояние сознания, относится давняя идея о существовании множества путей познания. В ХIII столетии Роджер Бэкон говорил о двух способах приобретения знания через доказательство и через опыт. Об этих различных способах познания говорят и некоторые современные ученые и философы. Один из этих способов, доминирующий в современном мышлении, описывается как логический и рациональный. Другой - как познание интуитивное, не вербализуемое, или “рецептивное”. Особые состояния сознания, возникающие благодаря специфическому интересу или радости, или их некоторой комбинации, и направляют стадии интуитивного, невербального рецептивного познания. Определенные эмоциональные состояния организуют стадии аналитических, критических, логических, рациональных процессов. Таким образом, эмоция, как процесс постоянно взаимодействует с процессами, характеризующими другие состояния сознания, что обуславливает многочисленные взаимосвязи между эмоциями и разумом.

4. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций.

4.1 ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ

Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются, например, развивающиеся по отношению к ним ориентировочно - исследовательские процессы), ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

4.2 ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ (мотивирующая роль эмоций)

Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ “аварийного” разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.

Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны “навязать” человеку определённые поступки, при чем даже когда они для него нежелательны.

4.3 ДЕЗОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность)

Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.

Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной, например, когда от серьёзной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности эмоций.

4.4 РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.

1).Эта функция обсуждается под разными названиями:

закрепления - торможения (П.К. Анохин);

следообразования (А.Н. Леонтьев);

подкрепления (П.В. Симонов).

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. (работы Я.М. Калашника и А.Р. Лурия).

2).Эвристическая функция.

Эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974г.). Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию (Тихомиров, Виноградов, 1969г.).

В отношении этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.

4.5 Влияние эмоций на деятельность человека.

С давних пор известны случаи, когда под влиянием эмоций человечество что – то создавало, придумывало. Творчество – это один из способов выражения своих эмоций. И оно отражает внутренний мир человека. На своем примере я хотел бы раскрыть суть своего творчества, его характер.

С раннего детства в моей жизни было много красок, эмоций, как положительных, так и отрицательных: забота и любовь родителей, разочарование в друзьях, обиды. Идя в ногу со временем, мой отец и его брат увлекались игрой на гитаре, слушали одну из популярных на то время группу «Кино». Творчество выдающейся группы « Кино» полностью опиралась на замечательного бардовского поэта Виктора Цоя. В своих песнях, через рок, группа выражала протест государственному строю, а выступая на концертах обращалась со своими мыслями к обществу. Море восторженных эмоций возникло у меня в душе и ведь даже сейчас, когда Виктор Цой умер, творчество его остается жить, приобретает новых слушателей и пробуждает интерес у молодежи игры на гитаре.

Творчество барда заинтересовало и меня, я стал учиться музыке, но все давалось не так просто как хотелось, так как руки, пальцы непривыкшие зажимать струны, постоянно фальшивили, и гитара не правильно выдавала звук. Все это само с собой потихоньку исчезло, потому что очень часто тренировался. Через некоторое время я стал более сносно играть, слушал музыку и учил новые песни.

В этот момент в моей жизни появилась девушка, с которой я был очень счастлив, и чувства к ней стали настолько огромны и сильны, что мне хотелось постоянно быть с ней, восхищаться ее чистой душой и светлым образом. Эти чувства и захватывающие эмоции вдохновляли меня на новые познания музыки.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Все шло по принципу от простого к сложному и в какой – то момент мне захотелось исполнить что – то необъяснимое, лирическое и очень красивое.

Притворив свое желание в жизнь и под давлением распирающих меня от счастья эмоций, я написал первую песню, но останавливаться на достигнутом я не собирался и знания в музыке перевел на начальную профессиональную стадию, создал группу, которая может выводить мои идеи и музыку в общество, как и Виктор Цой. Мое отличие от барда в том, что мои песни основаны и будут основываться только на романтическом лирическом герое. Он будет советовать людям жить и любить, как я, сильно, чисто и беззаботно, проявлять только положительные эмоции; это будет в будущем, я уверен. А сейчас мы с группой упорно тренируемся и живем по принципу от простого к сложному. А я так же люблю свою девушку, а значит у меня многое еще впереди.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате столкновения человека с каким-либо предметом или явлением, у него возникает определенная реакция.

Оценка формирования силы и характера эмоций зависят от следующего:

какое значение имеет данное событие - позитивное или негативное, в результате чего возникает положительная или отрицательная эмоция;

может ли человек соответственно отреагировать на данное событие или он лишен этой возможности;

время, когда произошло событие.

От того, в каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны. Эмоция может внести дезорганизацию в деятельность индивида, будет мотивировать его поведение или регулировать его действия в зависимости от ситуации.

Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

Существует тесная действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Деятельность людей характеризуют бесконечно многообразные эмоции, чувства человека. Многообразие этих чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они реально осуществляются.

И в конце моего доклада приведу пример одной из песен из моего репертуара:

Встречать закат с любимой – это праздник,

Но жить спокойно мне здесь не дано.

Меж звезд раздался гром – это к ненастью.

Крик кукушки затих уже давно

Звучанье струн, оборванные нити

Не выдадут затяжный адский дождь.

И стон солдат и мольбы «Помогите!»

И смерть друзей в глазах моих ты не поймешь.

Заснув тихонько приснится тебе праздник,

Что дома ты и я давно с тобой.

Поверь, родная, закончится ненастье

И я вернусь, вернусь к тебе домой.

Литература:

1. ВИЛЮНАС В.К. Психология эмоциональных явлений. 2000г.

2. Психология эмоций. Тексты. Под ред. ВИЛЮНАСА В.К., ГИППЕНРЕЙТЕР Ю.Б.

3. ИЗАРД К.Е. Эмоции человека. - М., МГУ, 2003г.

4. РЕЙКОВСКИЙ Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., Прогресс, 2000г.

5. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. - М., Юнити - Дана, 1999.

6. СТОЛЯРЕНКО Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1999г.

Эмоции сопровождают нас с самого рождения и вплоть до смерти, но мало кто осознает, насколько важны эмоции. Что же такое эмоции? Эмоции – это отношение человека к различным событиям, происходящим в его жизни. Надо отметить, что эмоции изучены учеными очень плохо. Поэтому мнения авторов относительно такого понятия как человеческие эмоции сильно отличаются.

Для того, чтобы понять, что такое эмоции, необходимо сделать общий вывод, основываясь на всех мнениях. Эмоции – это реакция человека, на происходящие события. Они оказывают большое влияние на деятельность человека, и в большинстве случаев отвечают за его действия.

Это означает, что благодаря эмоциям, человек в состоянии испытывать такие чувства как страх, радость, гнев, удовольствие, ненависть и другие.

Эмоции не являются причиной возникновения переживаний. Они лишь регулируют деятельность человека.

Эмоции сопровождали человечество с давних времен. Они прошли долгий период эволюции, и сильно изменились с момента зарождения жизни. Поначалу эмоциями можно было назвать первобытные инстинкты человека, например, передвижение и прочие действия, заложенные в человеке природой. В процессе эволюции они развивались, приобретая эмоциональный характер и утратили инстинктивный. Таким образом, инстинкты обрели индивидуальность , и позволили человеку оценивать сложившуюся ситуацию, а также принимать в ней участие на свое усмотрение.

Роль эмоций в жизни

Роль эмоций очень велика. Они являются основой человеческого существования. Например, благодаря различным эмоциям, таким как радость, ненависть или страх, люди способны передавать друг другу свои чувства и переживания. Эмоциональные всплески обычно сопровождаются активной жестикуляцией, изменением интонации или даже цвета кожи, к примеру покраснение.

Сложно представить человека без эмоции. В некоторых ситуациях люди способны сдерживать свои порывы, но в большинстве случаев это дается им очень нелегко. Человек, смотрящий на жизнь пустым взглядом, перестает видеть в ней какой-либо интерес и совершенно теряет свою дальнейшую цель. Любые действия не приносят ему желаемого удовлетворения. Апатичное состояние способно стать причиной глубокой депрессии. Однако, зачастую человек находит способ вновь вернуться к прежней жизни.

Эмоции можно воспринимать как сигналы, посылаемые человеку организмом. К примеру, если эмоции человека положительны, это означает, что он всем доволен и находится в гармонии с окружающим миром. Если же человек проявляет негативные эмоции, значит его что-то сильно беспокоит.

Эмоции оказывают существенное влияние на жизнь человека. От них напрямую зависит восприятие человеком окружающего мира. Человек, который испытывает положительные эмоции, вроде радости и счастья, смотрит на мир и окружающих людей в положительном ключе. А страдающий от тяжелых переживаний и негативных эмоций, оценивает окружение только в темных тонах.


Также стоит отметить, что эмоции оказывают сильное влияние на психические процессы и работоспособность человека. Находясь негативном состоянии, человек практически никогда не может выполнить тяжелую работу. Его мозг не может сконцентрироваться на конкретной задаче.

В некоторых случаях причины плохой и некачественной работе могут зависеть от личного восприятия, за которое отвечают эмоции. Если человеку совершенно не нравится дело, которым он вынужден заниматься, то в большинстве случаев он не сможет выполнить работу быстро и качественно.

Сильные эмоциональные порывы могут привести к неожиданным последствиям. Например, будучи в человек способен на ужасный поступок, за который позже не сможет ответить, если находиться в состоянии сильного эмоционального потрясения. Будучи в состоянии аффекта, люди часто совершают чудовищные поступки.

Классификация

Люди могут сильно различаться между собой. Они могут жить в разных странах, воспитываться по различным обычаям, но в большинстве случае их эмоции схожи между собой. Животные обладают уникальной способность понимать эмоции человека. Например, кошка или собака отлично чувствуют настроение хозяина. Если человек находится в хорошем расположении духа, животное обязательно подойдет к нему. Почувствовав малейший признак злости и агрессии, питомец будет стараться держаться подальше от человека.

Ученые еще не могут до конца сформулировать определение этого явления. Не ясно как именно животные чувствуют ненависть или радость, исходящую от человека. Однако, подобное явление может подтвердить практически каждый человек.

Эмоции различны и подразделяются на несколько видов. Они обладают способностью быстро сменять друг друга. Человек может находиться в подавленном состоянии, и резко обрести жизненные силы. Необычный прилив сил также может смениться апатией, и желанием спрятаться от мира. Будучи грустным и печальным, человек может резко стать веселым и радостным.

Людям тяжело скрывать свои эмоции. Зачастую они сразу же отражаются на лице человека, и для того, чтобы избежать подобного, нужно обладать невероятным контролем над собой.

Пытаясь скрыть истинные чувства, они могут выдать себя жестами, мимикой или даже голосом.

В целом эмоции можно подразделить на три основные группы.

  • Положительные;
  • Отрицательные;
  • Нейтральные;

К положительным эмоциям можно отнести радость, смех, счастье, удовольствие, любовь, симпатия, восхищение, блаженство и другие. Они приносят человеку только положительные ощущения, и делают его жизнь намного лучше.

К отрицательным эмоциям обычно относят зависть, злость, ненависть, обиду, страх, отвращение, сожаление и другие. Подобные эмоции вгоняют человека в депрессивное состояние и существенно ухудшают его жизнь.


К нейтральным эмоциям можно отнести изумление, любопытство и безразличие. Зачастую такие эмоции не несут за собой особого подтекста, и не представляют для человека значимого интереса.

Влияние

Как было уже упомянуто выше, эмоции оказывают большое влияние на жизнь человека. Некоторым людям не свойственно поддаваться эмоциям. Они испытывают их, однако не могут до конца прочувствовать их. Таких людей можно назвать бесстрастными и холодными. Они не в состоянии правильно оценить собственные чувства.

Эмоции человека действительно оказывают не только моральное, но и физическое воздействие на человека. Например, в случае если человек испытывает сильный страх, он не в состоянии думать или совершать резкие движения. Тело человека, испытывающего страх может оцепенеть, а в некоторых случаях ему хочется бежать без оглядки.

Будучи грустным, человек не в состоянии принимать активное участие в жизни общества. Он хочет поскорее спрятаться от окружающего мира, не желает поддерживать разговор и предпочитает одиночество.

Радость также меняет жизнь человека. Положительные эмоции способствуют выработке гормона счастья. Человек ощущает неожиданный прилив сил, и с готовностью приступает к новым свершениям.

Длительные стрессы способны оказать серьезное воздействие на здоровье человека. Отрицательные эмоции способствуют ухудшению работы сердечно-сосудистой системы. Нарушение работы сердца, может привести к серьезным последствиям. Непрекращающиеся негативные эмоции оказывают пагубное влияние на человеческий организм.

Стоит также отметить отдельную группу человеческих эмоций. Аффектами называют очень сильные эмоции человека. В таком состоянии человек может совершить неожиданный, не свойственный себе поступок. В некоторых случаях это ненависть, страх или желание защитить себя.

Человеческие чувства

Эмоции и чувства человека тесно связаны с его личностью. Они указывают на внутренние переживания человека, его желания и тайные страхи. Большинство людей не может полностью выражать свои эмоции, боятся этого и стараются скрыть истинные чувства. В этом случае стоит серьезно задуматься о причине такого поведения. Люди, не способные выразить свои чувства могут столкнуться с серьезными проблемами. В будущем, они не смогут правильно расценить жизненную ситуацию и справиться с трудностями. Многие люди так и не находят в себе сил признаться о своих истинных чувствах и переживаниях.

Если человек абсолютно здоров, он обязательно испытывает чувства и эмоции. Окружающий мир оказывает постоянное воздействие на него. Эмоции и чувства являются прямым ответом на подобные воздействия. Алекситимия – болезнь, при которой человек не в состоянии испытывать чувства.


Такие люди действительно не знают, что такое чувства и эмоции. Зачастую их проблемы родом из раннего детства. Виной такому поведению взрослые, не сумевшие оказать детям должного внимания. Алекситимики предпочитают искать смысл жизни, развиваться как личность и считают эмоции лишней тратой времени. Они утверждают, что ничего не чувствуют. В действительности такие люди просто не способны справиться с чувствами. Им легче не обратить на них внимание, чем признать их наличие.

Существует тип людей, способных сознательно вычеркнуть из жизни эмоции. Они предпочитают ничего не чувствовать, и не обременять себя лишними переживаниями. Пережив немало жизненных потрясений, они приходят к выводу, что чувства и эмоции не приводят к хорошему. Однако, следует помнить, что жить без эмоций очень тяжело. Подобное существование не будет приносить человеку радости. Важно понять, что даже отрицательные эмоции могут стать человеку определенным уроком в жизни. Не стоит отключать эмоции, и ожесточаться против всего мира.

Рассказать друзьям