Сдвг (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Диагностические критерии сдвг по классификации dsm-iv

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разберемся, когда обычная активность выходит за границы нормальной и получает приставку «гипер-».

Гиперактивный и просто активный ребенок: сравниваем

Правила поведения. Просто плохо ведет себя в общественном месте, если не знает правил или не понимает, чего от него хотят. Ребенка можно отвлечь интересным делом/игрушкой, взять на руки. А гиперактивный (ГА) может наизусть рассказать, как нужно себя вести, но при этом продолжает безобразничать, не обращая внимания на замечания близких или посторонних людей. Он смеется в ответ, убегает еще активнее, дразнится. И отвлечь его не получается.

Слушать и спрашивать. Активный ребенок выслушивает ответы, если не понимает, переспрашивает. Запоминает сказанное. Он способен поддержать диалог. Гиперактивный ребенок не слушает собеседника. Вопросы следуют один за другим и часто не связаны между собой. Спустя минуту уже не может повторить, о чем шла речь.

Утомляемость. Обычный , занимаясь чем-то интересным, может долго играть, придумывать новые ходы, преодолевать трудности, готов принять помощь. Малыш с ГА быстро утомляется, особенно если приходится соблюдать правила, преодолевать препятствия. Проявления усталости специфические: суета, хаотичные перемещения, крик, смех, кривляние. Помощь со стороны обычно не принимается.

Реакция на наказание. Активный ребенок понимает суть наказания и пытается его избежать, испытывает чувство вины и страх быть наказанным. Нередко одно упоминание (я твоей маме расскажу) утихомиривает кроху. Ребенок с ГА невосприимчив к наказаниям.

Закончить начатое. Обычный ребенок способен довести дело до завершения даже после перерыва (дособирать пазл, модель из конструктора). Карапуз с гиперактивностью, утратив интерес, не вернется к занятию.

Ожидание. Очередь очереди рознь. Нормальный малыш в очереди за подарком к Деду Морозу будет терпелив. А гиперактивный ребенок растолкает стоящих впереди, попытается обойти их любым способом или откажется от ожидания, даже самого желанного.

Сколько раз напоминать? Активный ребенок тоже может забыть что ему сказали, если отвлечется. А гиперактивный, выслушав просьбу, выйдет из комнаты и в любом случае тут же забудет, куда и зачем шел. Иногда складывается ощущение, что он издевается, как можно это забыть?

Маша-растеряша. Все дети теряют вещи, но у гиперактивных детей это приобретает невероятный размах.

Держи дистанцию. Активные дети придерживаются , даже опасаются. Требуется время, чтобы ребенок адаптировался и вступил в контакт. Ребенок с ГА с полоборота начинает общение с любым человеком, независимо от его возраста и статуса. Также он не понимает сути «мое – чужое».

Виртуальная реальность. Активный ребенок увлеченно играет и с цифровыми, и с обычными игрушками. Ребенок с ГА не готов более 2–3 минут поддерживать никакую игру, кроме виртуальной. Сами компьютерные игры построены таким образом, что удерживают непроизвольное внимание ребенка за счет ярких красок, быстрой смены картинки, эффектов. Для гиперактивного ребенка проблема компьютерной зависимости выступает наиболее остро.

Работоспособность. Активный ребенок способен достигать довольно высоких результатов работы, даже если она занимает длительное время. Ребенок с ГА быстро теряет работоспособность, допускает все больше ошибок из-за невнимательности, утомления.

Гиперактивный ребенок: как в крепости

У гиперактивного ребенка должны быть особые правила жизни. Они обязательны для исполнения всеми членами семьи, носят постоянный характер.

  • С совсем маленьким лучше общаться методом переключения внимания. Иногда путем прямых провокаций: «Да ты не сможешь вылезти из-под стола и достать мяч из-под дивана!» Иногда предложением сотрудничества: «Ты бросай мячик, а я буду громко считать».
  • Установите четкие, ясные, последовательные правила. Поощряйте за хорошее поведение, дети с гиперактивностью хорошо реагируют на похвалу. Если дело доходит до наказания – оно должно следовать сразу за провинностью. Указания должны быть ясными и краткими. Не говорите: «Наведи порядок в комнате». Лучше так: «Повесь одежду в шкаф, заправь постель, сложи игрушки».
  • Организуйте помещение по принципам: личное пространство, минимум раздражителей, максимум безопасности, удобство расположения, яркая маркировка.
  • Установите ежедневное расписание. Для гиперактивных детей режим необходим. Регулярное повторение ситуаций приводит к закреплению навыков.
  • Стимулируйте хорошее поведение. Запреты, угрозы, наказания за нарушение правил не дадут эффекта. Важнее отмечать незначительные успехи и хвалить кроху.
  • Поощряйте усилия ребенка, он же старался, и ничего, что пока результата нет. Для него спокойно посидеть лишнюю минуту – подвиг.
  • Сосредоточьтесь на сильных сторонах. Они наверняка есть. Найдите сферу, где ребенок чувствет себя успешным. И развивайте его в этом направлении.

Цифры и факты

По статистике, от 2 до 12 % детей во всем мире «страдают» от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В подобной ситуации страдают все: сам малыш, его семья и социальное окружение.

Мальчиков с СДВГ в 2–4 раза больше, чем девочек.

Чаще всего симптомы СДВГ проявляются уже к 2–3 годам, но по правилам официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.

У половины детей симптомы СДВГ немного изменяются, но остаются и во взрослом возрасте.

В 40–75 % случаев это наследуемое заболевание, а значит, имеющее тенденцию к нарастанию в будущих поколениях.

ТАБЛИЦА проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушения внимания
  • Не удерживает внимание на деталях,
  • допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Диагноз СДВГ ставит врач, но заметить проблему может любой педагог или психолог. На первый план выходят три симптома: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. У девочек преобладает дефицит внимания, а у мальчиков гиперактивность и импульсивность. Вывод делается только при наличии всех трех симптомов. Отсутствует хотя бы один, ищите другую причину отклонений в поведении. Подходы к медикаментозному лечению СДВГ за рубежом и в РФ разные. Все лекарства назначает врач, и отпускаются они по рецепту. При прекращении приема медикаментов симптомы могут вернуться. Препаратов, полностью и навсегда излечивающих СДВГ, не существует.

Ранее называлось минимальной мозговой дисфункцией (ММД), гиперкинетическим синдромом, минимальным повреждением головного мозга. Это одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, у многих сохраняющееся во взрослом возрасте.

Распространенность

Расстройство чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза. В настоящее время распространенность среди школьников от 3 до 20%. В 30-70% случаев синдромы расстройства переходят во взрослый возраст. Гиперактивность в подростковом возрасте у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения, однако высок риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании.

Что провоцирует Нарушение активности и внимания:

Ранее гиперкинетическое расстройство связывалось с внутриутробным или постнатальным повреждением мозга («минимальным поражением мозга»). Выявлена генетическая предрасположенность к данному расстройству. У однояйцевых близнецов конкордантность выше, чем у двуяйцовых. 20-30% родителей больных страдали или страдают нарушениями активности и внимания. Врожденная склонность к гиперактивности усиливается под влиянием определенных социальных факторов, так как такое поведение чаще встречается у детей, живущих в неблагоприятных социальных условиях. У родителей больных чаще, чем у населения в целом встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства. Предполагаемые причины расстройства связываются с пищевой аллергией, длительной интоксикацией свинцом и воздействием пищевых добавок, однако эти гипотезы не подкреплены убедительными доказательствами. Выявлена сильная связь между нарушениями активности и внимания и нечувствительностью к тиреоидным гормонам - редким состоянием, в основе которого лежит мутация гена бета-рецептора тиреоидных гормонов.

Симптомы Нарушение активности и внимания:

Диагностические критерии расстройства с годами несколько изменились. Симптоматика почти всегда проявляется до 5-7 лет. Средний возраст обращения к врачу 8-10 лет.

Основные проявления включают:

  • - Нарушения внимания. Неспособность сохранять внимание, снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, частые забывания того, что нужно сделать; повышенная отвлекаемость, возбудимость. Такие дети суетливы, неусидчивы. Еще больше внимание снижается в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Некоторые дети даже не могут досмотреть до конца любимые телепередачи.
  • - Импульсивность. В виде неряшливого выполнения школьных заданий, несмотря на усилия делать их правильно; частых выкриков с места, шумных выходок во время занятий; «влезания» в разговор или работу других; нетерпеливости в очереди; неумения проигрывать (вследствие этого частые драки с детьми). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. В раннем возрасте это недержание мочи и кала; в школе - излишняя активность и крайняя нетерпеливость; в подростковом возрасте - хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков и т.д.). Однако чем старше ребенок, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.
  • - Гиперактивность. Это необязательный признак. У части детей двигательная активность может быть снижена. Однако двигательная активность качественно и количественно отличается от возрастной нормы. В дошкольном и раннем школьном возрасте такие дети непрерывно и импульсивно бегают, ползают, вскакивают, очень суетливы. К пубертату гиперактивность часто уменьшается. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим, но у них чаще наблюдаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков.

Дополнительные признаки

  • - Нарушения координации отмечаются в 50-60% в виде невозможности тонких движений (завязываний шнурков, пользования ножницами, раскрашивания, письма); нарушений равновесия, зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, катанию на велосипеде, играм с мячом).
  • - Эмоциональные нарушения в виде неуравновешенности, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Отмечается запаздывание эмоционально развития.
  • - Отношения с окружающими. В психическом развитии дети с нарушениями активности и внимания отстают от сверстников, но стремятся быть лидерами. Дружить с ними трудно. Это дети - экстраверты, они ищут друзей, но быстро их теряют. Поэтому они чаще общаются с более «покладистыми» младшими по возрасту. Трудно складываются отношения с взрослыми. На них не действуют ни наказания, ни ласка, ни похвала. Именно «невоспитуемость» и «плохое поведение» с точки зрения родителей и педагогов - основной повод обращения к врачам.
  • - Парциальные задержки развития. Несмотря на нормальный IQ, успеваемость в школе у многих детей низкая. Причины - невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Характерны парциальные задержки развития письма, чтения, счета. Основной признак - несоответствие высокого интеллектуального уровня и плохой успеваемости в школе. Критерием парциальной задержки считается отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Однако необходимо исключать другие причины неуспеваемости: расстройства восприятия, психологические и социальные причины, низкий интеллект и неадекватное преподавание.
  • - Поведенческие расстройства. Наблюдаются не всегда. Не у всех детей с расстройствами поведения могут быть нарушения активности и внимания.
  • - Ночное недержание мочи. Расстройства засыпания и сонливость по утрам.

Нарушения активности и внимания могут быть разделены на 3 типа: с преобладанием невнимательности; с преобладанием гиперактивности; смешанный.

Диагностика Нарушение активности и внимания:

Необходимо наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.

Особенности поведения:

  • 1) проявляются до 8 лет;
  • 2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности - школе, дома, труде, играх, клинике;
  • 3) не обусловлены тревожными, психотическими, аффективными, диссоциативными расстройствами и психопатиями;
  • 4) вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Невнимательность:

  • 1. Неспособность сосредотачиваться на деталях, ошибки по невнимательности.
  • 2. Неспособность поддерживать внимание.
  • 3. Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
  • 4. Неспособность доводить задания до конца.
  • 5. Низкие организаторские способности.
  • 6. Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
  • 7. Потери предметов, необходимых для выполнения задания.
  • 8. Отвлекаемость на посторонние раздражители.
  • 9. Забывчивость. (Из перечисленных признаков хотя бы шесть должны сохраняться более 6 мес.)

Гиперактивность и импульсивность (из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.):

  • - гиперактивность: ребенок суетлив, неусидчив. Вскакивает с места без разрешения. Бесцельно бегает, ерзает, карабкается. Не может отдыхать, играть в тихие игры;
  • - импульсивность: выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Не может ждать своей очереди.

Дифференциальная диагностика

Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жизни. Информацию необходимо выяснять у всех, кто знает ребенка (родители, воспитатели, учителя). Подробный семейный анамнез (наличие алкоголизма, синдрома гиперактивности, тиков у родителей или родственников). Данные о поведении ребенка в настоящее время.

Необходимы сведения об успеваемости и поведении ребенка в учебном заведении. Информативных психологических тестов для диагностики данного расстройства в настоящее время нет.

Нарушения активности и внимания не имеют четких патогномоничных признаков. Заподозрить это расстройство можно на основании анамнеза и психологического тестирования с учетом диагностических критериев. Для постановки окончательного диагноза показано пробное назначение психостимуляторов.

Явления гиперактивности и невнимательности могут быть симптомами тревоги или депрессивных расстройств, нарушений настроения. Диагноз данных расстройств ставится при наличии их диагностических критериев. Наличие острого начала гиперкинетического расстройства в школьном возрасте может быть проявлением реактивного (психогенного или органического) расстройства, маниакального состояния, шизофрении, неврологического заболевания.

Лечение Нарушение активности и внимания:

Медикаментозное лечение эффективно в 75-80% случаев, при правильно поставленном диагнозе. Его действие в большей степени симптоматическое. Подавление симптомов гиперактивности и нарушений внимания облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Медикаментозное лечение подчиняется нескольким принципам: эффективна только многолетняя терапия, заканчивающаяся в подростковом возрасте. Подбор препарата и дозы исходят из объективного эффекта, а не ощущений больного. Если лечение эффективно, то необходимо через определенные промежутки времени делать пробные перерывы для выяснения, может ли ребенок обходиться без препаратов. Первые перерывы желательно устраивать на каникулах, когда психологическая нагрузка на ребенка меньше.

Фармакологические вещества, применяемые для лечения этого расстройства, являются стимуляторами ЦНС. Механизм их действия до конца неизвестен. Однако психостимуляторы не только успокаивают ребенка, но и влияют на другие симптомы. Повышается способность к сосредоточению, появляются эмоциональная устойчивость, чуткость к родителям и сверстникам, налаживаются социальные отношения. Может резко улучшиться психическое развитие. В настоящее время используют амфетамины (дексамфетамин (Декседрин), метамфетамин), метилфенидат (Риталин), пемолин (Цилерт). Индивидуальная чувствительность к ним различна. Если неэффективен один из препаратов, переходят на другой. Преимущество амфетаминов - большая длительность действия и наличие пролонгированных форм. Метилфенидат обычно принимают 2-3 раза в сут., он чаще оказывает седативное действие. Промежутки между приемами обычно 2,5-6 ч. Пролонгированные формы амфетаминов принимают 1 раз в сут. Дозы психостимуляторов: метилфенидата - 10- 60 мг/сут.; метамфетамина - 5-40 мг/сут.; пемолина - 56,25-75 мг/сут. Начинают лечение обычно с низких доз с постепенным повышением. Физическая зависимость обычно не развивается. В редких случаях развития толерантности переходят на другой препарат. Не рекомендуется назначать метилфенидат детям младше 6 лет, дексамфетамин - детям младше 3 лет. Пемолин назначают при неэффективности амфетаминов и метилфенидата, однако его эффект может быть отсроченным, в течение 3-4 недель. Побочные эффекты - снижение аппетита, раздражительность, боль в эпигастрии, головная боль, бессоница. У пемолина - повышение активности печеночных ферментов, возможная желтуха. Психостимуляторы повышают ЧСС, АД. Некоторые исследования свидетельствуют об отрицательном влиянии препаратов на рост и массу тела, однако это временные нарушения.

При неэффективности психостимуляторов рекомендуют гидрохлорид имипрамина (тофранил) в дозах от 10 до 200 мг/сут.; другие антидепрессанты (дезипрамин, амфебутамон, фенелзин, флуоксетин) и некоторые нейролептики (хлорпротиксен, тиоридазин, сонапакс). Нейролептики не способствуют социальной адаптации ребенка, поэтому показания для их назначения ограничены. Их следует применять при наличии выраженной агрессивности, неуправляемости или когда другая терапия и психотерапия неэффективны.

Психотерапия

Положительного эффекта позволяет добиться психологическая помощь детям и их семьям. Целесообразна рациональная психотерапия с объяснением ребенку причин его неудач в жизни; поведенческая терапия с обучением родителей методам вознаграждения и наказания. Уменьшение психологической напряженности в семье и в школе, создание благоприятной для ребенка обстановки способствуют эффективности лечения. Однако как метод радикального лечения нарушений активности и внимания психотерапия неэффективна.

Контроль за состоянием ребенка должен устанавливаться с начала лечения и проводиться в нескольких направлениях - изучение поведения, успеваемости в школе, социальных взаимоотношений.

В последнее время детям все чаще выставляется диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Многие не воспринимают это заболевание всерьез, между тем проблема намного серьезней, чем кажется. Не только окружающие, но и сам ребенок страдает от своего состояния.

Взрослые должны четко понимать, где находится грань между плохим воспитанием и истинным заболеванием, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией.

О причинах и симптомах синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей до года (грудничков), дошкольного и школьного возраста, что это за диагноз (его расшифровка) и насколько он опасен для ребенка?

Что это такое, код по МКБ-10

Синдром гиперактивности - это неврологическое и поведенческое расстройство , которое заключается в повышенной возбудимости нервной системы.

Патология выражается в излишней импульсивности, трудностях с концентрацией внимания, плохой управляемости. По МКБ 10 болезнь имеет шифр F90.0 - нарушение активности и внимания.

Данная болезнь проявляется в детском возрасте. Впервые о ней заговорили в 70-х годах 20 века. Однако, многие врачи до сих пор сомневаются в том, что такой диагноз существует.

Все проявления они объясняют наследственностью, результатами воспитания, влиянием окружающих и среды. По статистике, нарушение присутствует почти у 5% населения , большинство из которых - представители мужского пола.

В медицине выделяют три вида синдрома:

  • Гиперактивность с преобладанием дефицита внимания.
  • Расстройство с преобладанием гиперактивности и импульсивности.
  • Смешанный тип.

Причины СДВГ в детском возрасте

Диагноз СДВГ ставится в возрасте от 4 до 7 лет . Это обусловлено необходимостью наблюдать поведение ребенка в разной обстановке: дома, в детском саду, на улице.

Маленьким детям, особенно до года, патологию не диагностируют, даже если есть проявления. Повышенная возбудимость новорожденных может быть признаком других болезней.

  • импульсивность;
  • неусидчивость;
  • повышенное беспокойство;
  • проблемы с засыпанием;
  • задержка развития;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • неуправляемость.

патология выражается в том, что он мало спит, просыпается от любого шороха, часто плачет без видимой причины.

Самые яркие предметы и игрушки вызывают у него секундный интерес. У таких детей часто выявляется повышенный мышечный тонус.

Гиперактивность у детей 2-3-х лет проявляет себя ярче. Дети не могут сосредоточиться, во время еды или других занятий постоянно крутятся на стуле. Их отличает излишняя капризность.

Таких детей трудно увлечь играми, книжками, даже мультики привлекают их внимание не надолго. Еще одна характерная черта - перепады настроения. Малыш может внезапно замолчать, отказываться от общения и игр.

В 3-4 года ребенок при гиперактивности проявляет агрессию по отношению к окружающим, стремится быть первым, психует, когда ему не позволяют этого. Он часто вступает в конфликты со сверстниками, дерется.

В возрасте 5-7 лет болезнь выражается в непослушании, истериках , нежелании подчиняться принятым правилам поведения.

Дети с СДВГ могут устроить скандал в магазине, детском саду, при этом на ребенка не действуют никакие уговоры. Гиперактивный ребенок может в порыве гнева нанести увечья себе или другим.

У школьников СДВГ выражается в следующих симптомах:

  • Бесцельная двигательная активность: бег, болтание ногами, движение на стуле, попытки залезть, куда не следует.
  • Невозможность дождаться своей очереди.
  • Болтливость, влезание в чужие разговоры.
  • Невозможность играть в спокойные игры.
  • Перепады настроения.
  • Отсутствие чувства опасности.
  • Трудности в концентрации, выполнении школьных заданий.
  • Постоянная забывчивость, потеря личных вещей.
  • Неорганизованность, невыполнение работы в срок.
  • Отвлечение на посторонние предметы (игры в телефон на уроке).
  • Агрессивное поведение.
  • Суицидальные мысли.
  • Неаккуратность, неряшливость.
  • Задержка эмоционального развития.

Дети с СДВГ плохо учатся, пропускают занятия в школе, постоянно конфликтуют с учителями и одноклассниками.

Они могут пропускать школу, уйти из дома. Хотя интеллектуальные способности этих ребят находятся на нормальном уровне.

Отличия от активности

Здорового темпераментного ребенка от гиперактивного можно отличить по следующим признакам:

  • После активных игр он самостоятельно успокаивается и отдыхает.
  • Засыпает нормально и спит в соответствии с возрастом.
  • Имеет чувство опасности и страха, не будет повторно лезть в опасное место.
  • Быстро понимает слово «нельзя».
  • От истерики его легко можно отвлечь другим раздражителем.
  • Легко соглашается на альтернативу.
  • Не проявляет агрессии к родителям и сверстникам.

Еще больше о симптомах и признаках гиперактивности у детей узнаете из следующего видео:

Возможные последствия

Такой болезнью человек страдает в любом возрасте . У него возникают трудности с социальной адаптацией, начиная с детского сада.

Он не может найти общий язык со сверстниками, постоянно конфликтует. На него жалуются родители других детей, ему постоянно ставят в пример одноклассников, тем самым занижая его самооценку.

У школьников имеются трудности с учебой , они отстают в развитии, пропускают занятия. Посещение школы превращается в пытку. Это приводит к замкнутости и агрессии.

Из-за импульсивности часто возникают ситуации, угрожающие здоровью ребенка и окружающих. Если заболевание не лечить, то у взрослого человека сформируется психопатический тип личности.

Как диагностировать

Признаки патологии родители замечают у деток уже в 2-3 года. Точно установить диагноз может невролог совместно с психологом.

Врач выслушивает жалобы родителей, проводит беседу с ребенком. Для психолога важно знать, как прошла адаптация в саду или школе, какая обстановка в семье.

Более старшим пациентам проводят компьютерный тест на внимание.

Он состоит из 8 уровней, на экране появляются раздражители, на которые пациент должен либо нажимать кнопки, либо не реагировать.

Помимо этого теста, врач может назначить энцефалограмму, анализ крови на гормоны.

Лекарственная терапия пациентам с СДВГ назначается в крайнем случае, когда другие методы бессильны.

Обычно применяют Дезипрамин и Атомоксетин, которые стимулируют сосуды мозга, снимают внутричерепное давление. Также используют психостимуляторы (Левамфетамин), ноотропы (Церебролизин, Пантогам).

В большинстве случаев врачи стараются обойтись без лекарств, используя методы психокоррекции. Этим методам обучают и родителей.

Самые эффективные методики: Ребенку предлагают жизненные ситуации, он должен смоделировать свое поведение.

  • Игровые методы. Могут быть индивидуальными и групповыми. Это игры на внимание, память, усидчивость, контроль импульсивности.
  • Арт-терапия. Позволяет снизить тревожность, подавить агрессию, поднять самооценку. Используют рисование, лепку, игры на музыкальных инструментах, поделки и т. д.
  • Физическая активность. Детям с СДВГ нельзя ограничивать физическую активность, занятия спортом важны для них, чтобы происходил выплеск энергии. Тренировки проводят по четкому расписанию, чтобы ребенок привыкал к дисциплине, усваивал правила спортивных игр.
  • Питание и распорядок дня

    Для малыша важно организовать правильный режим дня . Он должен спать, гулять и кушать в одно и то же время. Перед сном желательно поиграть в спокойную настольную игру или почитать книжку.

    В доме у ребенка должно быть личное пространство, комната или уголок, нужно каждый день приучать его собирать вещи, игрушки.

    Большую роль играет правильное питание. Врачи утверждают, что стремительный рост случаев гиперактивности связан с употреблением фастфуда и продуктов с консервантами.

    Рацион ребенка должен состоять из нежирного мяса, овощей, фруктов, молочных продуктов. Сладости и вредные блюда нужно свести к минимуму.

    Чего нельзя делать

    Вконтакте

    СДВГ дети, синдром дефицита внимания и гиперактивности, коррекция, диагностика, лечение сдвг у детей в Саратове, чем лечить СДВГ в России, как лечить нарушение внимания у детей

    Что такое СДВГ, что - это синдром дефицита внимания и гиперактивности, определение?

    - это синдром, который характеризуется расстройствами поведения, неврологическими нарушениями, нарушением концентрации внимания, импульсивностью, гиперактивностью, нарушением социальных функций, нарушением обучения. СДВГ , ADHD , или синдром дефицита внимания у детей (мальчиков и девочек) при отсутствии серьезного лечения переходит в синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых (мужчин и женщин).

    Дети СДВГ: мальчики и девочки с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

    Дети часто болеют СДВГ. По данным Сарклиник, синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается у 7,8% детей. Мальчики болеют СДВГ в 3,6 раз чаще, чем девочки. Синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще диагностируется в возрасте от 5 до 9 лет.

    Синдром дефицита внимания (СДВ) и гиперактивности (СДВГ): причины развития

    Какие причины СДВГ , синдрома дефицита внимания и гиперактивности? Характеристика детей с СДВГ . Способствуют возникновению синдрома дефицита внимания и гиперактивности хроническая внутриутробная гипоксия плода, асфиксия, (ПЭП), обвитие пуповины у плода, заболевания матери во время беременности, наследственная отягощенность, матерью во время беременности, матери во время беременности, использование наркотиков, наркотических средств, веществ матерью во время беременности и за 3 года до беременности, инфекционные болезни матери во время беременности, угроза выкидыша, хронические соматические заболевания матери (экстрагенитальная патология). Также способствуют развитию СДВГ у детей затяжные роды, преждевременные роды, скоротечные роды, слабость родовой деятельности, иммунологическая несовместимость, стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение, отрицательное влияние наркоза во время родов, кесарева сечения, неправильное предлежание плода, мозговые кровоизлияния, резус конфликт. На первом году жизни ребенка могут способствовать возникновению СДВГ прием лекарственных препаратов, инфекционные заболевания, врожденные пороки развития (ВПР), у матери во время беременности (иппп, венерические заболевания, венболезни), пневмония, бронхит, бронхопневмония, гипертермия (различные болезни с повышением температуры выше 38 градусов). Влияют травмы головного мозга , например, падение с кровати при переворачивании в грудном возрасте. Нарушения работы лобных долей головного мозга, мозолистого тела. В частота встречаемости синдрома дефицита внимания достоверно выше, чем в экологически благополучных.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности: классификация, виды СДВГ

    Неврологи, невропатологи, рефлексологи, бихевиоральные неврологи, психологи, психотерапевты, психиатры, педиатры, семейные врачи выделяют основные виды СДВГ , синдрома дефицита внимания и гиперактивности . СДВГ-ГИ - синдром СДВГ с преобладанием импульсивности и гиперактивности. СДВГ-ДВ - синдром СДВГ с преобладанием дефицита внимания. СДВГ-С - синдром, в котором наблюдаются в равной степени выраженности и нарушение концентрации внимания, и повышенная активность.

    Диагноз СДВГ у детей, синдром дефицита внимания и гиперактивности: признаки, симптомы, проявления

    Какие основные симптомы СДВГ у детей ? Какая клиника СДВГ ? Какие признаки синдрома дефицита внимания? Когда проявляется СДВГ? Синдром СДВГ чаще проявляется у детей дошкольного (4 года, 5 лет, 6 лет) или раннего школьного возраста (7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет).

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется такими симптомами, как невнимательность, гиперактивность, импульсивность, снижение контроля поведения, плохое поведение. Детям тяжело контролировать себя и свое поведение. Периодически есть неадекватность поведения в детском саду (детсаду), школе, гимназии, импульсивность. Также отмечаются неадекватная оценка заданий, невнимательность, легкомысленность, небрежность, беспечность, мечтательность. Часто наблюдаются плохие поступки, действия, нарушения внимания, отсутствие анализа своих действий, капризы, истерики, необоснованная смелость, драки с детьми, ломание игрушек и предметов, отбирание игрушек у детей, ошибки в школьных заданиях, слабая концентрация на деталях, плохое внимание во время игр. Мальчик или девочка не обращает внимание на слова взрослого человека. Плохое выполнение домашней работы, домашних заданий. Плохая организация своего распорядка, режима дня. Ребенок постоянно отвлекается на посторонние предметы, действия вокруг него. Часто отмечается забывчивость. Ребенок очень активный, чрезмерно подвижный, он вертится, крутится, совершает частые движения руками или ногами, бегает. Он прыгает, во время урока встает со стула, может залезть под парту, беспокойно играет, много говорит, болтает, не может закончить начатые дела. Неадекватно отвечает на вопросы. Мешает детям в школе учиться, учителю заниматься с другими детьми во время урока, выкрикивает с места, страдает дисциплина. Плохо ожидает своей очереди. Жизнь ребенка затрудняется. У ребенка симптомы проявляются постепенно, чаще вначале выявляются гиперактивность и импульсивность, а позже появляются нарушения внимания (синдром дефицита внимания).

    МКБ 10 диагноз СДВГ у детей, синдром дефицита внимания и гиперактивности: F90 гиперкинетические расстройства, F90.1 F 90.8 F 90.9

    Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ 10 , МКБ X) выделяет раздел F90 гиперкинетические расстройства . F90.1 гиперкинетическое расстройство поведения, F 90.8 другие гиперкинетические расстройства, F 90.9 гиперкинетическое расстройство неуточненное.

    СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности: дифференциальная диагностика

    Необходимо проводить дифференциальную диагностику синдрома дефицита внимания и гиперактивности с такими заболеваниями и состояниями, как , (ММД), тревога, перинатальная энцефалопатия (поздний восстановительный период), недиагностированная эпилепсия, сильный стресс, стрессовое расстройство, неурядицы в семье, развод родителей (мамы и папы), неврологические заболевания, отит, нарушения зрения. Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют , дислексия, биполярное аффективное расстройство.

    СДВГ у взрослых, синдром дефицита внимания у подростков, взрослых мужчин, женщин, парней, девушек

    Заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ при отсутствии адекватного лечения у детей может прогрессировать и оставаться у подростков и взрослых. Сдвг мешает им в общении, обучении, работе. У них плохое внимание, обучаемость, трудность в общении с другими людьми. Жизнь становится кошмаром.

    СДВГ: лечение в Саратове синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых, методы лечения

    Сарклиник проводит лечение СДВГ у детей в Саратове , лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности в Саратове , лечение сдвг у взрослых в Саратове, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у мужчин, женщин, парней, девушек, мальчиков, девочек, детей, подростков, взрослых в России. Эффективные методы лечения СДВГ позволяют улучшить память, внимание, поведение, нормализовать работу центральной нервной системы. Используются аппаратные и неаппаратные методы рефлекторной терапии, которая без побочных действий и осложнений позволяет добиться положительной динамики, по данным сарклиник, у детей в 91% случаев, у взрослых в 78% случаев.

    Как лечить СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности в Саратове

    Сарклиник знает, как лечить синдром дефицита внимания и гиперактивности в Саратове , как вылечить сдвг в России, как избавиться и куда обратиться при СДВГ, где лечат СДВГ у детей и взрослых. А также, в каком возрасте возникает синдром сдвг у детей дошкольного или школьного возраста? Где искать сайт родителей детей с сдвг ? Что такое сдв , ммд (минимальная мозговая дисфункция), дисграфия, аграфия, дислексия, гиперактивность, кривошея, зпр, зпрр, психотерапия , семейная психотерапия, нейропсихология, тест? Кто ставит диагноз СДВГ ?

    Нарушение внимания и памяти у детей, нарушение концентрации внимания: диагноз невролога СДВГ, лечение

    Если поставлен диагноз невролога СДВГ , нужно как можно раньше проходить комплексное лечение. Если Ваш ребенок невнимательный, неусидчивый, разболтан, слишком подвижен, чрезмерно активен, плохо учится, плохо выполняет домашние задания, плохо и неадекватно ведет себя дома или в школе, мешает учителю вести уроки, у него гипердинамический синдром, неадекватные игры, обращайтесь за решением проблем к специалисту. Если у ребенка Вы заметили нарушение внимания и памяти , нарушение концентрации внимания , модально неспецифические нарушения внимания, синдром нарушения внимания с гиперактивностью, нарушение активности и внимания, то у него синдром нарушения внимания (СНВ ), который нужно лечить. Сарклиник проводит лечение нарушения внимания у детей , лечение нарушения концентрации внимания , лечение нарушений памяти и внимания в Саратове , в России.

    Нарушение памяти у детей: виды, причины, коррекция, лечение

    Сарклиник проводит лечение нарушений памяти у детей и взрослых в Саратове, лечение нарушений памяти и речи в России, симптомов и синдрома нарушения памяти, процессов памяти, нарушения непосредственной, кратковременной памяти.

    Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

    Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: () Jaykayl | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Ребенок, изображенный на фото, - модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

    СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове полиморфный хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.

    Это психиатрическое расстройство — его причиной, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, аллергия и т.п. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы. Именно поэтому СДВГ — это нарушение развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка, и его проявления присутствуют с раннего детства, они «встроены» в темперамент ребенка, а не приобретаются со временем и не носят временный характер. В этом СДВГ отличается от «эпизодических» психиатрических расстройств, например, таких как депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство и других. О расстройстве мы говорим потому, что такие черты, как гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены несоответственно возрасту ребенка, и эти черты приводят к серьезным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.

    Этот пункт нуждается в дополнительных объяснениях, поскольку такие черты, как двигательная активность, невнимательность, импульсивность являются нормальными (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). У детей с так называемым «активным» темпераментом эти черты выражены сильнее. Однако если они в целом не создают для детей и их окружения больших проблем — ни в семье, ни в школе, ни в среде ровесников и не приводят к нарушениям поведения, учебы, социального развития, то об СДВГ речь не идет. СДВГ — крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены настолько сильно, что значительно затрудняют обучение, социальную адаптацию и в целом психологическое развитие ребенка. Это специфическая характеристика СДВГ, поскольку, в отличие от многих других расстройств, сопровождающихся аномальными проявлениями (например, галлюцинации при шизофрении), СДВГ является скорее спектральным расстройством, чрезмерным проявлением особенностей, характерных и для нормального поведения. Это создает определенные трудности в диагностике, особенно при легких формах СДВГ, ведь граница между нормой и патологией очень условна... В этом СДВГ можно сравнить с другими спектральными медицинскими расстройствами, в частности, ожирением — границы между нормальным весом, избыточным весом, и ожирением как болезнью довольно условны; впрочем, реальность ожирения как болезни невозможно недооценить или отвергнуть.

    Эта особенность СДВГ дает и определенную возможность дестигматизации таких детей, позволяет представлять родителям и детям эту проблему не как психиатрический диагноз-ярлык, указывающий на их «дефективность» и «анормальность» (в украинском обществе, как и в обществах большинства постсоветских стран стигматизация лиц с психиатрическими расстройствами, к сожалению, очень распространена), а скорее как расстройство, являющееся продолжением спектра активного темперамента, при этом, конечно, не преуменьшая ни реальности нарушения и связанных с ним проблем, ни важности своевременного и эффективного вмешательства.

    СДВГ — нарушение развития, и его можно сравнить с другими нарушениям развития, например, с умственной отсталостью. При умственной отсталости уровень интеллектуального развития ребенка ниже, чем у ровесников, и это приводит к трудностям, связанным с социальной адаптацией, самостоятельностью и т.п. Взрослея, такой ребенок приобретает новые знания, его интеллектуальный уровень повышается, но все равно остается ниже, чем у ровесников. При СДВГ нарушается контроль, способность головного мозга к организации и самоконтролю поведения. Соответственно, с возрастом у детей с СДВГ эта способность также улучшается, однако остается ниже, чем у ровесников. Согласно данным последних исследований (их подробный анализ представлен в главе об этиологии расстройства) у детей с СДВГ наблюдается замедленное созревание функций лобной коры. Исследования показали, что их мозг развивается согласно тем же особенностям и закономерностям, что и у ровесников, но созревание функций лобной коры происходит медленнее. При более легких формах СДВГ (а их около 30—40% от общего количества) к подростковому возрасту эти дети догоняют своих ровесников, в остальных же случаях дети с СДВГ будут иметь признаки нарушенного самоконтроля и в зрелом возрасте.

    Спектральность СДВГ стала причиной наличия разных представлений в детской психиатрии относительно тех границ спектра, которые можно, собственно, называть расстройством. Существует две наиболее распространенные диагностические классификации — DSM-ІV и МКБ-10, которые несколько по-разному подходят к диагностике СДВГ. Границы DSM-ІV шире и включают также и те более легкие формы расстройства, где присутствуют лишь симптомы нарушения внимания или же только гиперактивности—импульсивности. Соответственно, в этой системе существует три подвида СДВГ: комбинированная форма, форма с доминирующим нарушением внимания и с доминирующей гиперактивностью—импульсивностью.

    Критерии МКБ-10 более узкие, строгие (в этой системе как синоним СДВГ употребляется термин гиперкинетическое расстройство) и охватывают только те более тяжелые формы расстройства, которые соответствуют комбинированной форме СДВГ по DSM- ІV.

    Неудивительно, что в клинической практике система DSM-ІV используется чаще, ведь она позволяет идентифицировать и более легкие формы СДВГ и правильно выбирать методы коррекции, поскольку эти условно «легкие» формы тем не менее могут сопровождаться серьезными вторичными проблемами и приводить к значительным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.

    Впрочем, вопрос существования подтипов СДВГ, их этиопатогенетического и прогностического различий находится сегодня в фокусе научных исследований, и в ближайшее время это, возможно, приведет к новому пониманию природы расстройства и его полиморфности, а также к изменениям в системе классификации.

    Сейчас же важно осознать, что суть диагностических ярлыков не в том, чтобы «навешивать» их на детей, переставая при этом видеть индивидуальность в ее неповторимости, а в том, чтобы иметь возможность понимать особенности конкретного ребенка и знать, как ему помочь в преодолении трудностей.

    Диагностические критерии СДВГ/гиперкинетических расстройств по международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1999)

    /F90/ Гиперкинетические расстройства

    Расстройства, относящиеся к этой группе, характеризуются ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо поддающегося регуляции поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием у ребенка настойчивости в выполнении задач, причем эти характеристики поведения отличаются постоянством в различных ситуациях и с течением времени.

    Считается, что конституциональные аномалии играют ключевую роль в генезе этих расстройств, однако их специфическая этиология до настоящего времени остается неизвестной. В последние годы для обозначения этих синдромов предлагалось использовать диагностический термин «синдром дефицита внимания». Он так и не был внедрен, поскольку подразумевал наличие знаний о психологических процессах, которыми мы пока не обладаем. Этот термин предполагал и включение в его сферу тревожных, чем-то озабоченных, «мечтательных» или апатичных детей, также отличающихся сниженным вниманием, возникшим в связи с совершенно другими проблемами (нарушениями). Тем не менее совершенно ясно, что с точки зрения поведения проблемы расстройства внимания составляют центральную особенность гиперкинетических расстройств.

    Гиперкинетические расстройства всегда начинаются на ранних этапах развития (обычно в течение первых пяти лет жизни). Их основными характеристиками являются отсутствие настойчивости в занятиях, требующих использования когнитивных функций, и тенденция переходить от одного вида деятельности к другому, не завершая начатых дел. Наряду с этим типична дезорганизованная, почти не управляемая, чрезмерная активность. Эти проблемы обычно продолжаются на протяжении всех школьных лет, а иногда и во взрослом возрасте, однако у многих лиц, страдающих этими расстройствами, наблюдается улучшение состояния, касающееся как поведения, так и внимания.

    Перечисленные нарушения могут сочетаться со многими другими отклонениями. Гиперактивные дети зачастую проявляют безрассудство и импульсивность, подверженность несчастным случаям и травмам. Нередко они навлекают на себя неприятности и наказания — скорее из-за необдуманного нарушения правил, чем вследствие сознательного пренебрежения ими или намеренного непослушания. Во взаимоотношениях со взрослыми этим детям нередко свойственна социальная расторможенность, излишняя развязность в общении, им недостает естественной осторожности и сдержанности. У своих сверстников они обычно не пользуются популярностью, их недолюбливают, что может, в конце концов, привести к социальной изоляции. Среди этих детей распространены когнитивные нарушения, непропорционально часто встречаются специфические задержки моторного и речевого развития.

    Частота гиперкинетических расстройств у мальчиков в несколько раз превышает их частоту у девочек. Нередко этим расстройствам сопутствуют затруднения при чтении (и/или другие трудности в учебе).

    Диагностические критерии

    Основными симптомами являются нарушение внимания и чрезмерная активность. Для установления диагноза необходимо наличие обоих из них, и они должны проявляться более чем в одной ситуации (например, дома, в классе, в клинике).

    Нарушение внимания выражается в том, что ребенок прерывает выполнение заданий на середине и не доводит до конца начатые дела, постоянно переходит от одного занятия к другому, и выглядит это так, будто он теряет интерес к предыдущему делу, отвлекаясь на следующее (хотя результаты лабораторных исследований не всегда показывают значительную степень сенсорной или перцептивной отвлекаемости). Такой дефицит настойчивости и внимания следует принимать во внимание при диагностике, только если он является чрезмерным для ребенка данного возраста и с соответствующим коэффициентом интеллектуального развития.

    Чрезмерная активность подразумевает избыточную подвижность и непоседливость, особенно в ситуациях, требующих относительного покоя. В зависимости от ситуации ребенок может бегать и прыгать, вскакивать с места, когда следует сидеть, чересчур много разговаривать и шуметь, или беспокойно двигать руками и ногами, вертеться и ерзать на стуле. Стандартом для диагностики должна являться гиперактивность ребенка в сравнении с тем, что ожидается в ситуации и с другими детьми того же возраста и уровня интеллектуального развития. Эта особенность поведения становится особенно заметной в структурированных, организованных ситуациях, требующих высокого уровня самоконтроля поведения.

    Сопутствующие симптомы недостаточны и даже необязательны для установления диагноза, но помогают в его подтверждении. Расторможенность в социальных отношениях, безрассудство в ситуациях, угрожающих опасностью, и импульсивное нарушение социальных правил (проявляющееся, например, в том, что ребенок вмешивается в дела других людей или мешает им, «выпаливает» ответ, когда вопрос еще не задан до конца, не может подождать своей очереди), — все эти особенности характерны для детей с данным расстройством.

    Характерные проблемы с поведением должны отличаться ранним началом (до 6 лет) и стойкостью во времени. Вместе с тем, до поступления в школу гиперактивность трудно распознать из-за широкого диапазона вариантов нормы: только наиболее выраженные ее формы приводят к установлению данного диагноза детям дошкольного возраста.

    Выводы

    • Основными проявлениями СДВГ являются гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.
    • При СДВГ эти симптомы выражены несоответственно возрасту и приводят к значительным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.
    • СДВГ является спектральным расстройством и представляет собой крайние степени континуума «активного» темперамента и нормальных особенностей поведения детей.
    • С целью точной диагностики и дифференцирования СДВГ и нормального поведения применяются диагностические системы с четко очерченными критериями.
    • Две основные диагностические системы DSM-ІV и МКБ-10 несколько по-разному охватывают спектр этого расстройства: первая более широко, а вторая включает лишь более тяжелые формы этого расстройства.
    Рассказать друзьям