Как избрать коллегиальный орган некоммерческой организации. Структуры управления некоммерческих организаций: параллельная организационная структура управления

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Добрый день друзья. Руководитель НКО - лицо действующее без доверенности, полномочия которого подтверждает запить в выписке из ЕГРЮЛ Некоммерческой организации. Рассмотрим основные вопросы которые могут возникнуть.

Создание и сопровождение НКО наша профессия, даже если интересующий вопрос не был рассмотрен, звоните и мы ответим.Начнем.

Некоммерческие организации регистрируются в соответствии с действующем законодательством РФ, и в списке требований, которые предъявляются к регистрации относится избрание единоличного исполнительного органа, т.е. избрание директора НКО или как принято говорить Руководителя НКО.

Некоммерческие организации (НКО) регистрируются в Министерстве Юстиции. Организация считается созданной с момента внесения записи о создании в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Некоммерческая организация может быть создана как одним учредителем - физическим или юридическим лицом (АНО, Фонд), так и несколькими учредителями (Общественная организация, ассоциация). Обращаем Ваше внимание, что Учредителями общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Однако, как говорилось выше, независимо от организационно-правовой формы при создании Организации должен быть избран руководитель НКО (директор НКО). Конечно, должность может называться и по-другому, на Ваше усмотрение. Приведем основные варианты Руководителя НКО:

Некоммерческая организация не может существовать без руководителя, формирование единоличного исполнительного органа в некоммерческой организации (руководителя НКО) предусмотрено Федеральным законом №7 о НКО. Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) выбирается из состава учредителей Некоммерческой организации, если она корпоративная. Не забываем, что все органы управления корпоративной Организации при создании избираются из ее учредителей, а в дальнейшем из членов Организации. К корпоративным организациям относятся такие некоммерческие организации, как общественные организации, ассоциации, союзы, коллегии адвокатов.

Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) может быть избран, как из состава учредителей, так и не быть ее учредителем, если создаваемая организация унитарная. К унитарным НКО можем отнести АНО, Фонды. Особых требований к Директору Некоммерческой организации не предъявляется. Некоммерческая организация. При создании НКО на учредительном собрании избирается руководитель НКО. В протоколе учредительного собрания указывается Фамилия имя отчество выбранного руководителя. Подписи в протоколе ставят все учредители организации.

В некоммерческой организации может быть как один руководитель, так и несколько. Например, Президент и Вице-президент, Председатель и заместитель председателя. Все они являются единоличными исполнительными органами, однако функции их должны быть разграничены. К примеру, Президент осуществляет представительские функции в некоммерческой организации, а Вице-президент выполняет текущее руководство деятельностью НКО. Без доверенности от имени организации могут действовать как оба руководителя, так и только один. Например, президент действует без доверенности, Вице-президент действует по доверенности.

В Выписку из единого государственного реестра вносятся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Поэтому, если действует без доверенности только один из двух руководителей, то в заявлении на государственную регистрацию по форме Р11001 будут указаны только его паспортные данные и наименование должности, и в выписке из ЕГРЮЛ будут указаны сведения только об этом руководителе. Если говорить о смене руководителя, то подлежат государственной регистрации изменения только о лице, имеющем право действовать без доверенности. Если руководитель действует по доверенности, то сведения не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поэтому смена руководителя, который действует по доверенности, не требует регистрационных данных в МИНЮСТе. Отстранить от должности и назначить на должность руководителя действующего по доверенности можно внутренним протоколом Высшего органа управления Организации. Хотелось бы еще затронуть такой момент как «Приказ» о назначении на должность руководителя. Как уже говорилось ранее, НКО считается созданным с момента внесения в ЕГОРЮЛ записи о создании Организации. Следующим этапом является получение документов, однако, это не исчерпывающий перечень документов, например, для открытия расчетного счета. Поэтому, кроме печати, первым делом нужно изготовить приказ о назначении на должность руководителя организации и назначить на ответственного за бухгалтерское сопровождение НКО. Приказ подписывает руководитель организации. Таким образом, он назначает «сам себя» на должность. При смене руководителя, кроме протокола готовится Приказ об освобождении от должности старого руководителя. Приказ готовится от даты протокола, и подписывает приказ действующий руководитель. Далее готовится второй приказ, где уже назначается нового руководителя. Данный приказ готовится также от даты протокола, однако подписывается новым руководителем.

На должность руководителя НКО (некоммерческой организации) может быть назначено физическое лицо. Как правило, руководитель имеет лидерские качества и знает специфику деятельности руководителя. Его часто называют начальником, директором, председателем, президентом НКО. Решение о наименовании должности принимают учредители Некоммерческой организации, которое отражается в учредительных документах НКО. Несомненно, руководитель должен разбираться в деятельности создаваемой организации. Многие учредители некоммерческой организации изначально создают ее на добровольных началах, и не претендуют на оплату. Если директор некоммерческой организации, являясь примером для подражания других сотрудников, осуществляет свою деятельность на безвозмездных началах, то и численность сотрудников, осуществляющих работу на безвозмездной основе, будет только увеличиваться. Если организация корпоративная, то руководитель НКО доложен быть избран из ее членов. Если же организация унитарная, то можно привлечь руководителя и со стороны. Также возможно даже приглашение лица, имеющего специальные навыки. Наиболее успешным вариантом будет руководитель, который напрямую заинтересован в разрешении проблем, которые пытается решить некоммерческая Организация.

Например, в России и заграницей зачастую создают Фонды помощи больным детям. Когда затронут вопрос, касаемо здоровья детей, несомненно, родители направляют все силы реализации возможностей их лечения и дальнейшей реабилитации. Поэтому, лучшим руководителем НКО, занимающейся помощью больным детям, будет один из родителей, в чей семье есть такой ребенок. Также не стоит забывать, что руководитель НКО (Директор НКО, Председатель НКО, Президент НКО) осуществляет представительские функции Организации. Поэтому, человек, занимающий данную должность, должен быть стресс устойчив, с лидерскими качествами, и навыками ведения диалога с представителями власти и государственными органами.

Полномочия, ответственность и обязанности руководителя НКО.

Деятельность некоммерческих организаций отличается от коммерческих, в главную очередь тем, что денежные средства, полученные НКО не распределяются между ее учредителями. Все поступления направляются на определенные цели: конкретные люди, которые нуждаются в помощи, решение определенных проблем (защита прав и законных интересов граждан, развитие спорта, культуры и искусства, реализация социально-значимых программ и проектов).

Единоличный исполнительный орган управления Организации - Руководитель НКО (директор НКО, председатель НКО, президент НКО) может осуществлять представительские функции, осуществлять руководство отдельными направлениями деятельности Организации, осуществлять административные функции. Вся компетенция руководителя прописывается в уставе, однако Фамилия Имя Отчество в уставе не указываем. Сведения о руководителе указываются в заявлении и протоколе учредительного собрания.

Руководитель НКО (может):

  1. без доверенности или по доверенности осуществляет деятельности от лица НКО, а также представляет интересы Организации и совершает от ее лица сделки;
  2. предоставляет доверенность с правом представительства от лица НКО, в том числе могут выдаваться доверенности с правом дальнейшего передоверия;
  3. руководитель вправе открывать и закрывать в банке расчетные счета созданной Организации;
  4. руководитель вправе осуществлять основное руководство текущей деятельностью НКО;
  5. руководитель вправе осуществлять текущее руководство деятельностью созданных НКО, комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп;
  6. руководитель вправе утверждать основные правила, процедуры, а также иную внутреннюю документацию Организации, за исключением только тех документов, утверждение которых относится к компетенции других органов управления организации;
  7. руководитель вправе принимать новых членов в корпоративную организацию, однако порядок прима новых членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  8. руководитель вправе исключать членов из корпоративной организации, однако порядок исключения членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  9. руководитель вправе вести реестр членов корпоративной организации;
  10. руководитель вправе, в рамках собственной компетенции принимать решения и издавать распоряжения, а также различного рода приказы и другие документы, по основным вопросам деятельности НКО, которые обязаны исполнять все члены и штатные сотрудники (для корпоративных организаций);
  11. именно руководитель занимается организацией бухгалтерского учета и отчетности в НКО;
  12. руководитель НКО вправе распоряжается имуществом НКО в рамках, которые устанавливает Общее собранием корпоративной НКО, Уставом НКО и действующим законодательством Российской Федерации; (для корпоративных организаций);
  13. руководитель НКО (директор НКО) от имени Организации осуществляет взаимодействие с государственными структурами, государственными, коммерческими и некоммерческими Организациями, а также взаимодействует с российскими, зарубежными и международными организациями;
  14. руководитель Некоммерческой организации осуществляет руководство, от лица Организации, международной деятельностью;
  15. руководитель НКО, как лицо действующее о имени Организации без доверенности, вправе предъявлять от лица НКО претензии и различные исковые заявления к юридическим лицам и гражданам России и зарубежных стран;
  16. руководитель должен ежегодно предоставлять отчет о продленной работе Общему собранию членов (для корпоративных организаций);
  17. руководитель должен поддерживать прямые контакты, а также связи с коммерческими, некоммерческими и другими организациями, которые поддерживают цели деятельности НКО, руководитель вправе заключать определенные соглашения, участвовать в работе съездов, дискуссий, конгрессов, семинаров, круглых столов, конференций, форумов, выставок и мероприятий;
  18. руководитель НКО рассматривает наиболее актуальные проблемы, которые связанны с деятельностью, осуществляемой Организацией;
  19. руководитель занимается подготовкой материалов, проектов и предложений по вопросам реализации и развития уставных целей Некоммерческой Организации;
  20. руководитель Организации вправе проводить конференции, конгрессы, семинары, круглые столы, дискуссии, съезда, форумы, которые бы соответствовали целям, ради которых создана Организация;
  21. руководитель предоставляет Общему собранию членов отчеты о результатах своей деятельности (в корпоративных организациях);
  22. устанавливает численность сотрудников штатного аппарата Организации, определяет нормативы затрат на оплату их труда;
  23. Руководитель вправе содействовать привлечению инвестиций, и направлять их для расширения сферы деятельности Организации, а также финансирования проектов и программ некоммерческой организации;
  24. Руководитель (президент, директор, председатель) НКО разрабатывает различные проекты сметы доходов и расходов (финансового плана) Организации для последующего утверждения сметы (финансового плана) на Общем собрании членов (для корпоративных организаций);
  25. Руководитель вправе распоряжаться средствами Организации, но только в пределах, утвержденной Общим собранием членов организации, сметы.
  26. Деятельность руководителя НКО направлена на организацию выполнения и реализацию уставных целей Организации, предмета деятельности и программ Организации;
  27. Руководитель занимается осуществлением мониторинга работа и сбора отчетов в рамках профинансированных Организацией программ;
  28. К компетенции руководителя относится представление в уполномоченный орган ежегодный отчета о деятельности Организации, который содержит сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, и о нарушениях требований действующего законодательства, которые были выявлены в результате проверки, проведенной налоговыми органами, и о конкретных мерах по устранению этих нарушений;
  29. Руководитель осуществляет привлечение для выполнения работ, услуг, проектов, экспертиз, научных исследований и разработок необходимых специалистов, экспертов, творческих и иных коллективов по трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера.

Как назначается руководитель в НКО. Увольнение и смена руководителя НКО.

Стоит уделить внимание вопросу «увольнения» директора. Если Вы решили покинуть пост руководителя НКО, то недостаточно написать заявления. Необходимо добиться смены руководителя, таковым является только внесение изменений в ЕГРЮЛ. Поэтому если Вы написали заявление на увольнение - вы еще числитесь руководителем НКО и несете ответственность за ее деятельность, и будите являться руководителем до тех пор, пока данные не будут исключены из ЕГРЮЛ. В интересах действующего руководителя найти нового руководителя и поменять, через подачу документов в МИНЮСТ. Срок смены директора 1,5 месяца.

Также может возникнуть ситуация, когда в действующей организации необходим еще один руководитель. Тогда необходимо будет вносить изменения в Устав Организации и Протоколом назначать лицо на эту должность. В уставе прописывается компетенция двух руководителей.

Стоимость наших услуг по смене руководителя составляет 10 000 рублей.

Для составления документов на смену руководителя от Вас потребуются следующие данные:

  • ОГРН организации;
  • копия действующей редакции устава;
  • копия паспорта нового руководителя НКО;
  • список членов органа управления Организации, в компетенцию которого входит смена руководителя;
  • телефон и почта, которые будем указывать в заявлении

Мы готовим все необходимые документы.

К ним относятся:

  • Приказ об освобождении от должности руководителя;
  • Приказ о назначении нового руководителя;
  • Протокол о смене руководителя;
  • Заявление по форме Р14001.

После того, как все документы подготовлены, новый руководитель заверяет заявление и доверенность у нотариуса на представление интересов организации в МИНЮСТе. Стоимость услуг нотариуса составит примерно 5000 рублей. Также обязательно с собой к нотариусу необходимо взять все оригиналы уставных документов: устав, ОГРН, ИНН, Лист записи, выписка, протокол о назначении на должность нового руководителя, протокол о создании организации, а также печать организации, паспорт руководителя). Без указанных документов выше, заявление не заверят.

Оплата государственной пошлины при смене руководителя не предусмотрена. Мы самостоятельно по доверенности подаем и получаем документы в МИНЮСТе.

Заработная плата руководителя в НКО. Может ли она отсутствовать?

На момент назначения руководителя НКО (директора НКО) на должность правомерно встает вопрос о документальном оформлении. На данный момент существует два варианта развития событий:

  1. Заключение трудового договора. Заключение трудового договора влечет за собой включение сотрудника (руководителя НКО) в штат Организации, назначение заработной платы, а также отчисление взносов во все государственные инстанции. Несомненное преимущество такого оформления отражается в наработке трудового стажа, записи в трудовой книжке сотрудника, а также сдача отчётности в фонды. Но учитывайте, если руководитель получает на руки например 20т.р, отчисления в бюджет составят около 10т.р. Которые состоят из НДФЛ и Страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС
  2. Еще есть такой вариант, как частный случай гражданско-правового договора. Вследствие заключения такого договора, каждый участник может осуществлять деятельность только на безвозмездной основе, не требуя взамен никакой материальной оплаты. Как правило, такие лица самостоятельно вносят взносы и пожертвования в пользу некоммерческой организации. В данном случае не требуется сдавать развернутой отчетности в государственные органы. Многие считаю такой договор спорным, попробую внести ясность. Данное право возникает вследствии нескольких оснований. 1. Заключить такой договор с руководителем может только Некоммерческая организация. 2. НКО имеет право принимать добровольные взносы и пожертвования, которые не являются налогооблагаемой базой. 3. Добровольные взносы и пожертвования могут быть произведены в денежной форме, товарной, нематериальной и трудом. Данный договор близок к волантерству, который многим понятет. Но руководитель не волантер, он заключает гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг.

Важно! Также стоит обратить внимание, что руководитель действует не на основании договора и нельзя его рассматривать как обычного работника. Руководитель прежде всего должностное лицо, действующее на основании уставных документов. Его полномочия подтверждает выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). На их основании он обладает полномочиями, материальной и прочей ответственностью. Трудовой или гражданско-правовой договор, являются следствием для руководителя, но не причиной его работы.

Часто встает вопрос, что Руководитель НКО сам себя принимает на работу и назначает себе зарплату. Это не совсем так! Он исполняет уже принятое решение, например общим собранием членов НКО ли его учредителями, которое избирает руководителя нко. Это можно напрямую прописать в предмете договора, что он заключен на основании общего собрания членов нко №___ от____20__г. Несмотря на то, что в договре с обеих сторон стоит подпись назначенного руководителя. Эти подписи поставлены не на основании его единоличного решения.

руководитель юридического отдела
автономной некоммерческой организации
«Региональный финансово-экономический институт» (РФЭИ), г. Курск

Подготовить указанную статью автора побудило ознакомление с материалами одного судебного дела, причиной которого послужил конфликт между учредителями автономной некоммерческой организации в сфере издательской деятельности по поводу ее имущества и порядка управления. Решение подобных вопросов затруднительно для суда в силу неясности и нечеткости ряда норм, недостаточно однозначно регулирующих отношения внутри автономной некоммерческой организации . И хотя дело еще не завершено, но все же уже можно сформулировать ряд рекомендаций и предложений, которые помогут более детально регламентировать правовой статус автономной некоммерческой организации (АНО) и ее органов управления, а также других видов отношений, складывающихся в процессе реализации компетенции подобной организации.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на ряд вопросов, правильное, более точное и детальное урегулирование которых силами самих учредителей может снизить степень риска возникновения подобных конфликтов.

Правовое положение системы органов управления АНО в основном закреплено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях » (далее — Закон), в частности в ст. 29, 30 Закона. Причем правовая регламентация создания и деятельности органов управления АНО намного более детализирована, чем, например, фондов и некоторых иных некоммерческих организаций .

Ключевым вопросом организации и деятельности любой организации является система организации управления и компетенция ее органов. Рассмотрим особенности правового положения органов управления АНО. В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления. Особенностью этого органа управления АНО является то, что он обязательно должен быть коллегиальным, то есть состоять не менее чем из двух лиц. Второе обязательное требование к структуре органов управления АНО — обязательность создания исполнительного органа управления АНО. Указанный орган, в свою очередь, может быть как коллегиальным, так и (или) единоличным.

Особенность правового регулирования деятельности по управлению АНО состоит в том, что п. 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО его учредителями осуществляется надзор. Порядок и условия осуществления такого надзора должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями АНО права осуществлять контроль над деятельностью АНО Законом не урегулирован. Поэтому данный вопрос относится с компетенции учредителей АНО. Из сравнения п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 Закона следует, что по своему назначению надзорный орган АНО, которым являются учредители АНО, представляет собой аналог попечительского совета, существующего в фондах.

Статья 28 Закона устанавливает порядок закрепления в Уставе системы управления любой некоммерческой организацией, в том числе и АНО. В частности, согласно ст. 28 Закона в отношении каждого из органов управления некоммерческой организацией в Уставе некоммерческой организации обязательно должен быть определен ряд обязательных положений.

В частности, должна быть закреплена структура и компетенция органов управления организации (то есть перечень органов управления, их иерархия, соподчиненность, зависимость, взаимосвязи, подотчетность, механизм взаимодействия различных подразделений и т.п.).

Анализ ряда уставов АНО показывает, что уставы большинства АНО в разных сферах услуг содержат, как правило, эти положения, причем в большинстве случаев воспроизведенные дословно.

Однако при закреплении данных положений следует иметь в виду, что при выборе правовой конструкции органов управления некоммерческой организации важно учесть, что компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена п. 3 ст. 29 Закона императивно. Поэтому при конструировании объема компетенции любого из органов управления следует отслеживать недопустимость дублирования либо противоречий в компетенции различных органов управления.

Следующим обязательным условием является регламентация порядка формирования органов управления некоммерческой организацией (то есть кем и из числа кого избираются (назначаются) члены каждого из органов управления, в каком порядке и с использованием каких процессуальных процедур), поскольку от уровня детализации этих особенностей зависит чёткость создания и работы различных органов управления организации.

Важным, а иногда решающим для совершения определенных действий органов и должностных лиц организации является регламентация сроков полномочий (то есть на какой срок избирается, назначается каждый из органов управления некоммерческой организации, порядок пролонгации и досрочного прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации).

Обязательным условием также является регламентация порядка принятия решений органами управления некоммерческой организации. Причем для коллегиального органа здесь важны следующие критерии: кворум, число голосов, необходимое для принятия того или иного решения, в каких случаях требуется абсолютное большинство голосов членов органа управления, кто и в каких случаях пользуется правом «вето», может ли иметь место кумулятивное, дистанционное, заочное голосование, какова процедура оповещения о заседаниях органа управления некоммерческой организации).

Следует детально регламентировать порядок выступления от имени некоммерческой организации (то есть какой орган управления представляет организацию в деловом обороте и действует от ее имени без доверенности либо на основании каких документов).

Учитывая то обстоятельство, что АНО, как и сходный ей в этой части фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что они могут существовать независимо от лиц, их создавших, учредителям АНО необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав высшего органа управления АНО в порядке, определенном Уставом АНО. С целью избежания возможных конфликтов в сфере управления АНО в будущем целесообразно максимально детально регламентировать в Уставе дальнейшие выборные процедуры органов управления.

Высший орган управления АНО

Основная функция высшего органа управления АНО состоит в обеспечении соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана. Указанные цели могут быть самыми разнообразными. Основное требование к ним — они должны быть детально регламентированы в Уставе АНО. Иначе возрастает риск того, что отдельные виды деятельности АНО при расширении масштаба деятельности АНО могут быть признаны не соответствующими целям деятельности, указанной в Уставе АНО.

Законом в отношении АНО в отличие от организаций, основанных на членстве (некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), не определен состав, порядок и условия формирования высшего органа управления применительно к механизму его образования. Ст. 29 Закона в этой части устанавливает лишь одно обязательное условие: такой орган управления АНО должен быть коллегиальным. А порядок его формирования и срок полномочий ст. 28 Закона предписывает определить в Уставе.

Поскольку наименование для высшего органа управления АНО не установлено Законом, можно самостоятельно установить какое-либо наименование. По аналогии с существующими наименованиями это может быть совет, правление, президиум, высший орган и т.п.

В литературе предлагается несколько возможных способов формирования высшего органа управления АНО. В частности, авторы книги предлагают следующие конструкции:

а) высший орган управления АНО может состоять из числа учредителей АНО (их представителей), поскольку права учредителей по надзору над деятельностью АНО не относятся к имущественным правам. В силу чего учредители могут осуществлять свои права по управлению организацией как лично, так и через своих представителей (при этом в уставе следует предусмотреть такой порядок формирования высшего органа управления, который учитывал бы случаи отказа учредителя участвовать в управлении, порядок назначения (избрания) члена высшего органа управления в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

Мне представляется, что в дополнение к этому предложению следует определить и критерии, предъявляемые к возможным представителям учредителей;

б) высший орган управления АНО может состоять из конкретных, указанных в Уставе, лиц. В этом случае авторы рекомендуют определить в Уставе порядок формирования высшего органа управления АНО, в случае выбытия из этого органа лица, определенного Уставом, что, на наш взгляд, достаточно сложно, поскольку при значительном составе участников, их сменяемости придется довольно часто вносить изменения в Устав.

в) комбинированный способ формирования высшего органа управления АНО, совмещающий случаи а) и б). В таком варианте при создании АНО учредители формируют высший орган управления АНО, состоящий из числа учредителей и (или) их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления АНО в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа управления АНО) сам высший орган управления АНО избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация).

На мой взгляд, этот комбинированный вариант не самый лучший, поскольку также предполагает включение в состав органа управления АНО конкретных лиц, в случае выбытия которых снова придется вносить изменения в Устав.

При большом количестве учредителей АНО такая процедура может повторяться довольно часто, а следовательно, потребует значительных дополнительных затрат времени и денежных средств. Хотя следует оговориться, что при определенных условиях и особенностях, связанных с включением в состав органа управления АНО особо значимых для организации лиц, приемлемым может быть именно такой вариант.

Уставом могут быть установлены различный порядок и условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа управления АНО. Они зависят от опыта, знаний и воли учредителей.

Порядок формирования и сроки полномочий, компетенция высшего органа управления АНО (его членов) должны быть детально определены Уставом. Судебная практика свидетельствует о том, что именно отсутствие закрепления этих процедурных вопросов может впоследствии привести к серьезным конфликтам и разладу среди учредителей АНО и их представителей. При формировании высшего органа управления автономной некоммерческой организации нужно помнить и учитывать ограничения, установленные п. 5 ст. 29 Закона, согласно которым лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов высшего органа управления АНО. Санкций за нарушение этого правила Закон не устанавливает, в связи с чем появляется соблазн в нарушении этой нормы, особенно при небольшой численности учредителей АНО и при нежелании привлекать силу со стороны. Однако в случае возникновения спора, нарушение указанного ограничения может явиться основанием для судебного иска с целью признания незаконным порядка формирования такого органа управления АНО.

Компетенция высшего органа управления АНО в отличие от фонда однозначно определена Законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона), а именно:

  1. Изменение Устава АНО.
  2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования имущества АНО.
  3. Образование исполнительных органов управления АНО и досрочное прекращение их полномочий.
  4. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса АНО.
  5. Утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений.
  6. Создание филиалов и открытие представительств АНО.
  7. Участие АНО в других организациях.
  8. Реорганизация и ликвидация АНО.

Особенность компетенции высшего органа управления АНО состоит в том, что в отличие от фонда приведенный перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления АНО, установлен императивно, то есть не может изменяться и (или) дополняться Уставом АНО.

Относительно обеспечения необходимого количества участников высшего органа управления АНО, которые должны присутствовать на заседании этого органа, п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа управления АНО закрепляет: «...заседание... правомочно, если на указанном... заседании присутствуют более половины его членов». Эта норма является императивной и также не может быть изменена путем внесения изменений в Устав АНО.

Пунктом 4 ст. 29 Закона регламентирован порядок принятия решений высшим органом управления автономной некоммерческой организации.

Им установлено, что:

а) по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается большинством голосов членов, присутствующих на... заседании»;

б) по вопросам исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами».

Это означает, что в части порядка принятия решений высшим органом управления АНО Уставом АНО не может быть установлен иной порядок или изменена процедура принятия указанных решений. Нормы Закона лишь предоставляют возможность альтернативного выбора из двух предложенных законодателем вариантов: либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов — только по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Уставом также должно быть установлено, какое большинство голосов является квалифицированным, а именно, например 60%, 2/3, 75%, 90%, 100%, и при решении каких именно вопросов квалифицированное большинство необходимо.

Члены высшего органа управления АНО осуществляют свои функции по участию в управлении на безвозмездной основе, т. к. в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона: «Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления». Но с другой стороны, если членами высшего органа управления АНО являются чьи-либо представители (например, представители учредителей АНО), то ничто не мешает доверителю за свой счет установить вознаграждение своему представителю за выполнение последним представительских функций в высшем органе управления АНО. В целом этот вопрос является достаточно сложным, противоречивым и мало исследованным.

«Промежуточный» орган управления

Учредительными документами АНО может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления АНО (который не является ни высшим, ни исполнительным, ни контрольным, ни надзорным; поэтому для удобства условно его иногда называют «промежуточным», «межуровневым» и «дополнительным» органом управления). К ведению данного органа управления АНО может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Объем полномочий этого органа управления АНО определяется в Уставе организации.

Перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа управления АНО, также определен как исчерпывающий. Но в части кворума и процесса принятия решений данным органом управления Устав АНО может содержать разные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления АНО Законом не установлены какие-либо условия, а следовательно, дается простор для комбинирования различных подходов.

Видимо, такой «промежуточный» орган управления АНО имеет смысл, и (или) по различным причинам достаточно трудно набрать установленный п. 4 ст. 29 Закона кворум для проведения заседания по указанным вопросам. Однако если наличие такого «промежуточного» органа управления необходимо, то для этого в Уставе АНО требуется указать все необходимые сведения, регламентирующие деятельность органа управления, которые установлены п. 1 ст. 28 Закона.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган АНО осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления АНО. В его состав входят штатные работники, состоящие с организацией в трудовых отношениях.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено три варианта системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе и автономной). В частности, исполнительный орган некоммерческой организации может быть: коллегиальным и единоличным, либо только единоличным, либо только коллегиальным.

Поскольку в соответствии со ст. 28 Закона в Уставе обязательно должен быть указан порядок выступления от имени некоммерческой организации, то возможность представительства в лице коллегиального органа очень проблематична.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организации.

Если Уставом АНО предусмотрено наличие одновременно и коллегиального, и единоличного органа управления АНО, то исходя из ст. 28 Закона необходимо во избежание нарушения Закона и дабы не давать поводов для конфликтных ситуаций, четко определить в Уставе АНО компетенцию каждого из органов управления АНО.

При указании в Уставе иных сведений об исполнительных органах управления АНО следует руководствоваться требованиями п. 1 ст. 28 Закона. При определении порядка формирования исполнительных органов также можно использовать различные варианты и комбинации, аналогичные предложенным выше.

Надзор учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации

Для автономной некоммерческой организации в Законе отсутствуют указания на обязательное наличие Попечительского совета. Хотя, возможно, для АНО, как для организации, не имеющей членства, такой орган был бы необходим.

В то же время п. 3 ст. 10 Закона предусмотрено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном ее учредительными документами. В связи с этим в Уставе АНО следует предусмотреть один из нескольких возможных вариантов осуществления надзора со стороны учредителей АНО за деятельностью АНО, например:

а) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО сами, непосредственно. Такой вариант наиболее удобен, когда у АНО один или достаточно малое число учредителей. В противном случае у надзорного органа могут быть проблемы с кворумом;

б) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО через созданный ими (в порядке, установленном Уставом) надзорный орган АНО;

в) учредители создают ревизионную комиссию, назначают ревизора или привлекают аудитора, который осуществляет надзор за деятельностью АНО.

В любом случае с целью обеспечения постоянного контроля и надзора за деятельностью АНО целесообразно предусмотреть в Уставе порядок их осуществления, в том числе в случаях отказа учредителя от осуществления функций надзора либо в случае смерти, ликвидации учредителя — юридического лица и иных возможных ситуациях.

Законодателем не установлены формы и способы осуществления надзора за деятельностью АНО со стороны ее учредителей (будет ли это постоянный, систематический надзор, периодические выборочные или внеочередные проверки деятельности органов управления АНО, либо посредством заслушивания отчетов органов управления о своей деятельности, либо через осуществление внешнего аудита). Законом не решен также вопрос о надзорных полномочиях учредителей (надзорного органа), т. е. в полной мере обязательны их решения для исполнения другими органами и самой автономной некоммерческой организацией или же эти решения носят рекомендательный характер. Каковы будут последствия для АНО и ее органов управления, если Попечительский совет выявит различные нарушения в деятельности АНО или органов управления АНО? Какие меры и в отношении кого учредители АНО вправе будут применять, в каком порядке? Эти вопросы, видимо, необходимо регламентировать Уставом АНО.

В противном случае порождаемые конфликты, как следствие несовершенства централизованного и внутреннего локального правового регулирования осуществления учредителями АНО надзора за деятельностью АНО, подскажут вынужденные пути совершенствования этих форм регулирования.

Литература

  1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в редакции на 23 мая 2001 г.) // СЗ РФ. 1996. № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

Несмотря на то, что существуют разные способы организации НКО, их объединяет присутствие в структуре двух управляющих органов: в любой некоммерческой организации есть высший совет и исполнительный комитет.

Управление на основе членства

В НКО, которое сформировано на принципах членства участников, высшим управляющим органом может быть собрание. Однако важно понимать, что общественные организации, которые также относятся к некоммерческим, имеют огромное количество участников. В этом случае в совет или собрание входит ограниченное число членов, представляющих интересы определенных групп участников.

Органы управления такой организации могут решать следующие вопросы:

  • Внесение изменений и корректировка .
  • , в том числе (данные полномочия не относятся к вопросу ликвидации фондов, поскольку это находится в компетенции суда).
  • Определение стратегии развития и принципов формирования имущественных активов.
  • Назначение исполнительной власти организации и решения, связанные с прекращением ее полномочий.
  • Принятие и за год.
  • Формирование и принятие плана финансового развития НКО.
  • Решения об открытии филиалов, представительств.
  • Решение о вступлении в состав других фондов и организации.

Вступление в другие организации

В некоммерческих организациях, формирование которых не основано на условиях членства, высшим органом управления обычно является совет. Его функции и полномочия определяются уставом. Это постоянно действующий коллегиальный орган, функции которого заключаются в следующем:

  • Утверждение финансовой отчетности.
  • Принятие решений об открытии филиалов/представительств.
  • Принятие решений об участии в других фондах и организациях.

Необходимо заметить, что, если у НКО только один учредитель, в создании такого коллегиального органа для управления необходимости нет.

Компетенция исполнительного органа

В большинстве НКО исполнительный орган в своей деятельности опирается на положения, прописанные в .

Данное подразделение НКО может быть коллегиальным. Им осуществляется непосредственное руководство, а подчиняется он непосредственно высшему органу, осуществляющему управление деятельностью организации.

Все структуры НКО должны осуществлять свои функции исключительно в интересах организации, в противном случае на них можно воздействовать дисциплинарно или материально с целью возмещения причиненных убытков.

И члены управляющих структур должны осуществлять четкий контроль над деятельностью организации, обеспечивать отсутствие столкновения интересов.

Руководитель организации (в том числе бывший ) несет полную материальную ответственность за причиненный организации прямой действительный ущерб.

Убытки, причиненные в результате виновных действий директора (в том числе бывшего), возмещаются им организации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченное на основании закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица выступать от его имени (как правило, таким лицом является генеральный директор или директор организации), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Такую же ответственность несут члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения , которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании .

Наряду с руководителем организации и членами коллегиального органа юридического лица к ответственности за виновные действия могут быть привлечены учредители АНО, которые имеют фактическую возможность определять действия юридического лица.

В пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 отмечается, что негативные последствия , наступившие для юридического лица, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) руководителя или иных вышеназванных лиц, поскольку возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. То есть любые негативные явления или финансовые проблемы не свидетельствуют о недобросовестности или неразумности руководителя, необходимо выявить именно его намерение причинить вред, осознанное совершение недобросовестных и неразумных действий, а также причинно-следственную связь между действиями руководителя и наступившими негативными последствиями . Получается, что директор не может быть привлечен к ответственности за причиненные юридическому лицу убытки в случаях, когда его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового риска.

Дела о взыскании убытков с директора именно некоммерческой организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции .

Суды при вынесении решений исходят из конкретных условий рассматриваемого дела. Так, например директор может быть привлечен к ответственности, в том числе бывший руководитель организации за то, что он завышал зарплаты отдельным сотрудникам, заключал на невыгодных условиях договоры об оказании консультационных услуг, организовал командировки отдельных сотрудников.

С 30 июля 2017 года вступили в силу поправки, касающиеся привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей организаций при банкротстве . Теперь виновными в банкротстве могут признать финансового директора и главбуха. А привлечь к субсидиарной ответственности недобросовестных руководителей и учредителей организации кредиторы смогут даже после завершения процедуры конкурсного производства.

Суть изменений законодательства состоит в том, что нести ответственность должны реальные, а не номинальные руководители и учредители. Поэтому номинального директора могут полностью освободить от ответственности , если он:

Докажет, что не оказывал определяющего влияния на решения компании. Допустим, заключал невыгодные сделки и выводил активы по указанию третьего лица ;

- укажет на это третье лицо и (или) поможет обнаружить скрытое им имущество должника.

Лилия Фиргатьевна

Заместитель директора по развитию НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Москва
В некоммерческом секторе с 2005 года. Практикующий фандрайзер, консультант, тренер, автор книг и статей по фандрайзингу. Автор проекта «Фандрайзинг в стиле FUN» (fundraising-fun.ru).

Балакирев

Владимир Павлович


Управляющий партнер ООО «Процесс Консалтинг»
Член правления Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, руководитель московского отделения АСОПП. Один из основателей Международной Сети «Оценка Программ», действовавшей на территории СНГ с 2000 по 2015 год. С 1991 года работает как консультант по организационному развитию, тренер и специалист по оценке проектов и программ.

Бахмин

Вячеслав Иванович


Независимый эксперт
Председатель Экспертного совета Политехнического музея, председатель Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова. Эксперт в сфере благотворительности и развития гражданского общества. Автор нескольких статей и книги «О фондах в России».

Баханькова

Екатерина Рудольфовна


Старший преподаватель РАНХиГС
Член экспертного совета Клуба бухгалтеров некоммерческих организаций. Член экспертного совета по некоммерческим организациям при Министерстве Финансов Российской Федерации. Член экспертного совета по методологии учета некоммерческих организаций при Институте профессиональных бухгалтеров России.

Бевза

Мария Олеговна


Исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров
В некоммерческой сфере с 2012 года. Принимала участие в реализации социального проекта «Музейный инспектор». Участвует в программе наставничества «Большие Братья Большие Сестры».

Боровых

Александр Эдуардович


Директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
С 1993 года работал в различных проектах, направленных на развитие некоммерческих организаций в России и странах СНГ. В течение 10 лет был одним из руководителей Центра Поддержки НКО (Москва), а позднее - Института Общественного Развития. Является разработчиком ряда курсов по темам организационного развития СО НКО.

Гамольский

Павел Юрьевич


Президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»
В некоммерческом секторе с 1988 года. С 2002 по 2003 год являлся членом рабочей группы Минфина России по налоговой реформе. С 2011 года под редакцией Гамольского издается серия книг «Некоммерческие организации», в которой планируется выпускать книги по всем направлениям деятельности некоммерческих организаций.

Гарифулина

Эльвира Шамильевна


Руководитель проектов Фонда Елены и Геннадия Тимченко
С 1999 года работает в некоммерческом секторе. Занималась развитием корпоративной социальной ответственности и GR-направления в международных финансовых и промышленных корпорациях. В Фонде Тимченко курирует направление «Семья и дети».

Голубев

Сергей Викторович


Генеральный директор Фонда социальных инвестиций
Соавтор модели Школы социального предпринимательства – первой российской акселерационной программы для социальных предпринимателей, активно тиражируемой в регионах России в рамках создания Центров инноваций социальной сферы. Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию экосистемы социального предпринимательства.

Даушев

Дмитрий Адгамович


Директор по фандрайзингу и коммуникациям МБОО Российский комитет «Детские деревни SOS»
Фандрайзер-практик, 10 лет занимался привлечением частных пожертвований во Всемирном фонде дикой природы (WWF) в рамках работы программы «Сторонники». С 2012 года является директором по фандрайзингу в благотворительной организации «Детские деревни - SOS. Россия». Автор и соавтор ряда пособий по фандрайзингу.

Демёнова

Снежана Анатольевна


Руководитель программы «Фандрайзинг и продвижение социальных инициатив», эксперт в области маркетинга и PR «Лаборатория социального предпринимательства»
В 2013 году была организатором Федерального конкурса инициатив по повышению финансовой грамотности Минфина Российской Федерации. Эксперт по разработке и реализации фандрайзинговых и краудфандинговых проектов.

Ефремова-Гарт

Ирина Юрьевна


Независимый эксперт
Эксперт в области оценки социальных программ. С 1999 года работает в международных и российских некоммерческих организациях, программах развития и фондах, включая: Национальный Демократический Институт, Фонд «Евразия», Фонд «Право и справедливость».

Задирако

Татьяна Гавриловна


Сопредседатель Комитета по взаимодействию бизнеса и НКО Американской Торговой Палаты
С 1996 по 2002 год - административный директор Российского Представительства организации «Врачи мира». С 2002 года - исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе». В 2013-2014 г.г. - председатель Совета Форума Доноров. С 2014 по 2015 гг. - председатель Совета ассоциации фандрайзеров России.

Зайцев

Илья Владимирович


Руководитель Управления по работе с персоналом ООО «Открытие Факторинг» (Финансовая группа «Открытие»), кандидат психологических наук
В 2008-2013 гг. руководил службой управления персоналом благотворительного детского фонда «Виктория»

Куратова

Алёна Александровна


Председатель правления Фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки»
С 2011 г. является учредителем и председателем правления фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки». С 2014 г. - член ревизионной комиссии Совета Ассоциации фандрайзеров России.

Мартыщенко

Сергей Викторович


Независимый эксперт в сфере управления и оценки социальных проектов
С 2002 года работает в сфере корпоративной социальной ответственности. Эксперт – аналитик, активно участвует в разработке программ по эффективному развитию некоммерческого сектора России через распространение международного опыта и обмен знаниями.

Медюх

Татьяна Олеговна


Руководитель дирекции фандрайзинга, маркетинга и коммуникаций, член правления Благотворительного детского фонда «Виктория»
С 2011 года занимается освещением деятельности благотворительного детского фонда «Виктория» в СМИ, а также взаимодействием с корпоративными и крупными частными донорами.

Меньшенина

Ирина Леонидовна


Директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», основатель проекта «Спорт во благо»
В сфере благотворительности с 1995 года. С 2001 года профессионально занимается привлечением средств, консультированием и обучением фандрайзеров в России. С 2014 по 2015 год занимала пост исполнительного директора Ассоциации фандрайзеров России.

Михайлова

Марина Евгеньевна


Директор РБОО Архангельский центр социальных технологий «Гарант»
Член общественного Экспертного совета по здравоохранению при Архангельском областном Собрании депутатов. Один из организаторов Попечительского Совета в Архангельске, который является одной из первых успешно работающих моделей системной благотворительности в России.

Орачева

Оксана Ивановна


Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина
С 2012 по 2014 гг. – исполнительный директор благотворительного фонда Владимира Потанина. С 2014 году – член Совета Форума Доноров, а с января 2015 года является его председателем. Автор более 50 научных публикаций по проблемам федерализма, взаимоотношения центра и регионов.

Склоцкий

Роман Сергеевич


Директор по развитию ООО «Инфраструктура благотворительности»
С 2008 по 2014 год - исполнительный директор Международной программы наставничества для детей в трудной жизненной ситуации Big Brothers Big Sisters of Russia. Председатель совета директоров Big Brothers Big Sisters of Russia. В 2012 году принял участие в международной лидерской программе обмена «Волонтерство в США».

Слабжанин

Николай Юрьевич


Исполнительный и национальный директор Межрегиональной общественной благотворительной организации Российский комитет - «Детские деревни SOS»
Соучредитель и глава ревизионной комиссии российской Ассоциации фандрайзеров. Эксперт Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год.

Телицына

Александра Юрьевна


Исполнительный директор программы «Старшие Братья Старшие Сестры»
Руководитель программы наставничества для детей, оставшихся без попечения родителей, МОО «Старшие Братья Старшие Сестры». Ведет активную волонтерскую деятельность: участвует в социально значимых проектах.

Темичева

Елена Викторовна


Директор по коммуникациям и стратегическому планированию Центра «БлагоСфера»
Эксперт в области эффективных коммуникаций, межсекторного взаимодействия и партнерства, социальной ответственности бизнеса. В некоммерческом секторе более 20 лет.

Тополева-Солдунова

Елена Андреевна


Директор АНО «Агентство социальной информации»
С 1994 года является директором Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ). Имеет многолетний опыт управления социальными и коммуникационными проектами. Автор многих публикаций по социальной тематике, деятельности НКО, социальной ответственности и устойчивому развитию.

Тюшкевич

Наталия Борисовна


Директор стипендиальных и грантовых программ «РЫБАКОВ ФОНД»
Член правления российской Ассоциации специалистов по оценке программ и политик. Член рабочей группы Российской Школы Грантменеджеров. Член конкурсной комиссии по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета.

Фреик

Наталия Викторовна


независимый эксперт, аналитик в сфере социальных инноваций, благотворительности, КСО
Специалист по оценке социальных программ и проектов с успешным опытом экспертной поддержки крупных российских благотворительных фондов (включая организацию, сопровождение и оценку грантовых конкурсов), а также небольших региональных НКО.

Хромов

Владимир Викторович


Директор Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений»
Член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член Общественного совета при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Заместитель председателя Общественного совета ЮАО г. Москвы.

Шумбурова

Ольга Владимировна


Исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
В некоммерческом секторе более 10 лет. С ноября 2012 г. занимает пост советника по правовым вопросам в филиале Международного центра некоммерческого права в России. Имеет большой опыт консультирования некоммерческих организаций по правовым вопросам, выступления на мероприятиях различного уровня.

Якимец

Владимир Николаевич


Главный научный сотрудник ИППИ РАН
В 2013 -2015 гг. - председатель Экспертного совета при правительстве Москвы по Конкурсу субсидий для социально ориентированных НКО. В 2011-2014 - членм экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий федерального бюджета для субъектов РФ и членом экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий инфраструктурным НКО.

Рассказать друзьям