Вознесенье праздник церковный когда. Вознесение Господне – большой церковный праздник

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Полное название праздника — Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́ .

Праздник Вознесения Господня установлен в память о событии, связанным с вознесением Иисуса Христа на 40-й день после Пасхи.

Вознесе́ние Госпо́дне описано в Библии (в Новом Завете) и посвящено восшествию Иисуса Христа во плоти на небо и обещания Иисуса о своем втором пришествии.

Праздник Вознесения Господня трактуется как обо́жение человеческой природы Иисуса, которая после вознесения стала невидимой для телесного ока.

Когда празднуется праздник Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня имеет 1 день предпразднества и 8 дней попразднества.

Дата празднования праздника Вознесения Господня является переходящей и зависит от даты Пасхи.

Вознесение Господне празднуется только в четверг 6-й недели на 40-й день после Пасхи.

Вознесение Господне описано в книге Деяний святых апостолов.

По указанию Иисуса на 40-й день после Воскресения одиннадцать апостолов отправились из Галилеи на Елеонскую гору поблизости от Иерусалима. Там, на горе Елеон, апостолы в последний раз видели Христа во плоти. Иисус, подняв Свои руки, подал им Свое благословение и начал отдаляться от учеников и возноситься на небо

Во время вознесения светлое облако скрыло Господа от учеников и апостолам явились «два мужа в белой одежде», которые пообещали ученикам, что Иисус вновь придет на Землю точно так же, как он взошел на небо.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
(Деян. 1:9-11)

Предсказание о своем Вознесении было дано Иисусом Христом своим апостолам задолго до своей крестной смерти.

В Евангелии от Луки рассказывается о встрече воскресшего Иисуса со своими учениками и их разговоре:

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».
(Лк. 24: 46-49).

«И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
(Деян. 1: 4-9).

Вот как это событие описывает Евангелист Матфей:

«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
(Мф. 28:16-20).

И снова пишет Лука:

«… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью».
(Лк. 24: 50-53).

Как в православии проходит служба в день праздника Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение в честь Вознесения Господня совершается по Цветной Триоди.

Накануне праздничного четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерне которого поются стихиры, посвященные Вознесению Господню. В это же время читаются три паремии, в которых, как считает Православная церковь, содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа.

На утрени читается Евангелие от Марка и два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

В текстах церковных песнопений описывается восхождение Иисуса на небо и встреча Его ангелами, а также рассказывается символический смысл события праздника Вознесения Господа.

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

История возникновения праздника Вознесения Господня

До конца IV века праздник Вознесения Господня и Пятидесятница праздновались в один день и по сути были единым праздником. Позже праздник Пятидесятницы стали отмечать отдельно.

Впервые об этом упоминается в текстах святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Иконы Вознесения Господня

Иконы, изображающие Вознесение Господне, имеют четкую иконографию. На этих иконах изображающих Вознесения Господня должны быть изображены все двенадцать апостолов и Богородица, стоящая между ними. Ученики Христа на иконе изображаются или просто стоящими, или стоящими, преклонив колени. Христос изображается возносящимся в облаке, окруженный ангелами.

Новый Завет о Вознесении Господнем

События, связанные с Вознесением Христа, подробно описаны в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приведено в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Смысл праздника Вознесения Господня

Главным следствием Вознесения Господа стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Традиции празднования Вознесения Господня

В традициях празднования Вознесения Господня намешано много различных церковных, языческих и народных правил.

В день Вознесения Христа принято заниматься благотворительностью и помогать ближним, потому что в этот день Христос, облачившись бродягой, путешествовал и наблюдал, как к нему относятся люди.

Что нельзя делать в праздник Вознесения Господня

— в праздник Вознесения Господня нельзя произносить фразу "Христос Воскрес", поскольку в этот день из храмов выносят Плащаницу;

— в этот день нельзя делать уборку по дому и любую тяжелую работу;

— в этот день нельзя думать о плохом;

— в этот день запрещается плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».

Что можно и нужно делать в праздник Вознесения Господня

— этот день лучше провести в домашнем семейном кругу и в молитве;

— в этот день советуют вспомнить умерших родственников, врсстановить с ними духовную связь;

— можно ходить в гости к родным и знакомым, в старину это называлось «ходить на перепутье»;

— накануне Вознесения Господня принято печь особые блины «Христу на дорожку», еще их называют «Божья окутка», «Онучки», «Христовы лапотки».

Приметы в день праздника Вознесения Господня

— если на Вознесение Господне хорошая погода, то она такой будет и до дня Святого Михаила (21 ноября).

— если в день Вознесения идет дождь, жди болезни и неурожай.

Гадания в день праздника Вознесения Господня

— в этот день девушки вплетают в косы несколько веточек березы, и если веточки не завянут за десять дней до Троицы, то в этом году будет свадьба;

— на рассвете собирают травы, так как этот день они считаются особо целебными и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).

Фильмы о жизненном пути Иисуса Христа

— Фильм «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)

— Фильм «Иисус из Назарета» (1977)

— Фильм «Иисус» (1979)

— Фильм «Страсти Христовы» (2004)

— Фильм «Сын Божий» (2014)

— Фильм «Убийство Иисуса» (2015)

— Фильм «Восставший» («Воскресение Христа») (2016)

Вознесение Господне. Событие праздника

После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).

«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе ». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:

И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.

Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.

Вознесение Господне. История праздника

Изначально празднование Вознесения и не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).

Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон - в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.

Вознесение Господне. Богослужение

Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. Вечером в среду начинается праздничная служба, структура ее схожа с прочими двунадесятыми праздниками . Тексты песнопений описывают восхождение Господа на небо и встречу Его ангелами, а также поясняют символический смысл события праздника:

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

За вечерней службой читаются также три паремии - отрывки из ветхозаветных книг, содержащих пророчества о Вознесении Господа. В первой паремии (Исаии II, 2-3) содержится пророчество о горе́ дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим; во второй (Исаии LXII, 10-12, LXIII, 1-3, 7-9) предска­зывается о величии и славе Спасителя; в третьей (Захар. 14, 1, 4, 8, 11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царем над землею:

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

На Утрени читаются два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

————————

Библиотека Русской веры

С праздником Вознесения Господня совпадает иногда день памяти великого святого. На этот случай в богослужебном Уставе имеются указания, как совместить обе службы.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

В ознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, рaдость сотвори1въ ўчн7кHмъ свои1мъ њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, и3звэщeніе пріє1мше ћвэ бlгословeніz рaди, ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9іи и3збaвитель мjру.

Русский текст

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставив радость через обещание им Св. Духа, и заверив (утвердив) их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Е $же њ нaсъ соверши1въ смотрeніе, и3 ћже на земли2 соедини1въ с8 нбcными, вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, и3 никaко же tлучazсz, но пребывaz не tстyпнw, и3 вопіS лю1бzщимъ тz, ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никто2 же на вы2.

Русский текст

Совершив наше спасение, Христе Боже наш, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небеса, но не покинул и земли, неотступно пребывая на ней и взывая любящим Тебя: «Я с Вами, никто против вас».

Вознесение Господне. Народные традиции

Вознесеньев день - последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, - тут ей и конец пришел!» - говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится - на отдых в рай пресветлый просится!» - можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна - красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день - прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне - до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется - за работу в поле примется!» - гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами.

По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает - ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.

По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».

«Веселятся небеса,
И радуется земля
Вкупе с человеки,
Всегда и вовеки,
Все ангелы, архангели,
Небесных силы,
Апостоли, пророцы
С мученики святыми,
С преподобными со всеми,
Угодники Господни!» -

воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.

«Вознесыся на небеса, Боже!
Милость Твою кто изрещи може?
Уста Твоих верных
О безсмертных
Не могут вещати.
О чудеси, на небеси и в мори!
Славы Твоея полна земля, горы,
Холмы торжествуют,
Ликоствуют,
Зрят Господню славу.
Масличная гора веселится,
Егда Господь в небо возносится»…

На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье - хлебные «лесенки. Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.

Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее - по площадям, вокруг церквей.

Вознесение Господне. Иконы

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий - резная планкетка из слоновой кости.

В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху - Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.

В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма - на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а…».

В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», - прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.

В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.

В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.

На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника - радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Храмы во имя Вознесения Господня

Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь , в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря - Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них - супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова - жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна - мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.

Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.

Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.

Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня

Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и . В США - Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.

В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Брянской области.

Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве - (Некрунской) и .

Весь церковный год в православии подчиняется определенному ритму. И главной отправной точкой, конечно же, является празднование Воскресения Христова. Поскольку дата Пасхи каждый год меняется, изменяются и даты других больших праздников. Так, именно от Пасхи зависит, когда Церковь празднует Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня. Что это за день и почему так велико его значение для православных?

Смысл праздника Вознесения Господнего

Вознесение Господне - это день когда Иисус Христос покинул наш мир и вознесся на Небо. Произошло это на 40 день после Его воскрешения из мертвых. Этот день знаменует некий переход или рубеж, когда зримое физическое присутствие Бога на земле заканчивается, и начинается Его незримое присутствие духовное в жизни каждого верующего человека.

Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня

В богословском смысле выделяют несколько значений этого дня для христиан:

  • вознесение знаменует собой соединение земной физической природы с Божественной сутью;
  • это день последнего присутствия Бога на земле;
  • в нравственном смысле этот праздник напоминает нам, что человек состоит не только из физической плоти, но имеет еще и душу, которая должна всю жизнь стремиться к Богу.

В Евангелии события этого праздника довольно детально описывает апостол Лука, а также события изложены в Деяниях апостолов. После своего воскресения Иисус Христос много раз является ученикам во плоти, чтобы они могли удостовериться в произошедшем Чуде. Когда же его ученики достаточно укрепились в вере и стали готовы совершать дальнейшее служение, Господь собрал их на горе Елеон.

На этой горе Христос подал им последнее благословение, и стал удаляться в небо, окруженный облаками. Ученики Его были наполнены радостью, и по возвращении в Иерусалим, на них сошел Святой Дух.

Важно! С этого дня на земле заканчивается служение Бога в человеческой природе и начинается служение апостолов. Сам факт вознесения Христа не означает только лишь физический уход, но знаменует особое прославление Бога, о чем в Евангелии есть много слов. Кроме того, сам Христос, будучи на Земле, говорил о том, что он воссядет одесную своего Отца Небесного, т.е. прославится после своего воскресения.

Таким образом, можно сказать, что Вознесение стало кульминацией прославления Бога после его земной жизни и крестных страданий. Именно поэтому так велико значение этого дня для каждого православного человека.

Вознесение Господне связывают с возвращением Иисуса Христа к небесному Отцу

Значение праздника Вознесения для православного христианина

На первый взгляд может показаться, что смысл этого праздника слишком сложный и непонятный для простого христианина. На самом деле, достаточно понять, что этот день означает победу Божественной природы над греховной человеческой сутью.

Интересно! Число 40 не является случайным во всей христианской символике. Еще по закону Моисея положено было именно на 40-й день приносить младенцев в храм, чтобы посвятить их жизнь Господу. Символично можно проследить аналогию и с праздником Вознесения.

Воскресший, как бы вновь рожденный Христос, восходит в Небесный храм для вечного торжества. Для каждого верующего человека это означает возможность личного спасения, если принять Господа всем сердцем и идти за Ним.

Как проводить праздник Вознесения верующим

Любой православный праздник предполагает участие христиан в праздничных богослужениях. Именно этим христианские праздники отличаются от светских, когда человек позволяет себе полностью расслабиться и отдохнуть. Важные христианские даты - это повод для дополнительной работы над своей душой, своей жизнью. Эти дни стоит проводить особенно благочестиво, с памятью о Боге, о Его великой Жертве ради каждого из нас.

Поскольку Вознесение отмечается на 40 день после Пасхи, оно всегда припадает на будний день. Это накладывает сложности в связи с тем, что большинство людей находятся на работе. Если есть такая возможность, желательно заранее взять отгул или освободить первую половину дня для посещения богослужения. Если такой возможности нет, можно посетить праздничное вечернее богослужение накануне вечером.

Богослужения в праздники всегда особые, торжественные, наполненные благодатью и величием

В любом случае, даже если человек находится на рабочем месте, это не мешает ему помнить о Господе и молиться ему. Конечно же, делать это необходимо не только в праздники, но и в любые другие дни. Если человек привык посещать богослужения помимо особых дней, вполне логичным будет поводить Великие праздники в храме. Богослужения в такие дни всегда особые, торжественные, наполненные благодатью и величием. Оставаясь в такие дни вне стен храма, человек сам лишает себя общения с Богом.

Совет! Ходить в храм в воскресные и праздничные дни - это нормальная, естественная потребность верующего человека. Богу не нужны наши жертвы в виде потраченного времени на богослужение или молебен. Многие думают, что вот можно прийти в храм, постоять на службе, и Господь «зачтет» нам это как хорошее дело.

На самом деле, находиться в храме нужно для души самого человека. Формальное отношение к вере полностью чуждо православию и убивает его. Поэтому важно понимать, о чем учит наша вера. И Великие праздники как нельзя лучше подходят для углубления в суть христианства.

Видео о смысле праздника Вознесения Господня

Вознесение Господне – большой церковный праздник из числа двунадесятых, то есть тех, которые посвящены главным событиям евангельских повествований. Он отмечается спустя сорок дней после наступления Светлого Христова Воскресенья, поэтому, так как и Пасха имеет подвижную дату в календаре. Как и какого числа празднуют Вознесение? Какие обряды и традиции связаны с этим днём?

Что за праздник Вознесение Господне?

Арест… Унижение … Распятие на кресте … Мученическая смерть… Погребение… Все эти события из евангельских писаний о земной жизни Христа случились с ним в последние сутки его пребывания на Земле. Спустя три дня после смерти, Иисус воскрес, явившись ученикам своим в облике человека, давая понять, что победа над смертью возможна. Спустя сорок дней после своего воскресения Иисус вознёсся на небо, в Царство Истины, Добра и Справедливости, завершив своё Великое земное служение. Но перед этим Христос благословил апостолов и дал им наставления на дальнейший жизненный путь. Все эти библейские события происходили в окрестностях города Вифания и описаны в евангелиях от Луки и Марка.

С тех пор этот день считается светлым и торжественным праздником, который называется Вознесение Господне.

Если до Вознесения приветствие словами «Христос Воскрес» — «Воистину Воскрес» у православных считалось обыденным явлением, то с наступлением данного праздника произносить эти фразы уже не разрешалось.

Когда будет Вознесение Господне 2019?

Поскольку Пасха имеет переменную дату празднования, которая зависит от соотношения лунного и солнечного календарей, праздник Вознесения Господнего также отмечается в разные годы в разное время.

Чтобы определить какого числа наступит Вознесение в 2019 году, нужно знать, и просто прибавить к этой дате сорок календарных дней.

Итак, Пасха в 2019 году будет праздноваться 28 апреля, значит, Вознесение Господне наступит в четверг 6 июня. В католическом мире, который живёт по юлианскому календарному циклу, Пасха в 2019 году отмечается на неделю раньше, а именно 21 апреля. Исходя их этого, католики будут праздновать Вознесение Господне также на семь дней раньше, чем православные – 30 мая.

Пасха и Вознесение на 2019-2024 годы:

Год Пасха Вознесение Господне
2019 28 апреля 6 июня
2020 19 апреля 28 мая
2021 2 мая 10 июня
2022 24 апреля 2 июня
2023 16 апреля 25 мая
2024 5 мая 13 июня

Традиции, обычаи запреты праздника

На Вознесение верующие идут в церковь на богослужение и по возможности в течение дня стараются уделить время для молитвы. В церквях и храмах в этот день совершается богослужение, включающее:

  • Отрывки евангелия от Марка
  • Тропарь
  • Кондак
  • Задостойник
  • Апостол
  • Евангелие от Луки

При этом с вечера среды совершается всенощное бдение с чтением литургии и проведением ритуала «отдания» Пасхи. Священники выходят к прихожанам в бело-золотых ризах, цвет которых символизирует божественный свет.

В католических храмах в этот день во время мессы совершают обряд поднятия креста к куполу церкви, как знак того, что Господь вознёсся на небеса.

Что же касается ограничений в приёме пищи, то так как поста в данный момент нет, есть можно все, а вот от бытовых и сельскохозяйственных дел на Вознесение следует отказаться. Убраться в доме и привести в порядок подворье следует сделать накануне.

В этот день у православных принято давать милостыню нищим, болеющим и убогим, которые сидят на территории храма или при входе к нему. В народе поговаривают, что на Вознесение в облике бедняка к человеку может подойти сам Иисус.

Народные приметы и поверья на Вознесение

Издревле существовало поверье в целебную силу утренней росы, которой принято было умываться или просто пройтись по траве босяком. Молодёжи роса подарит красоту, а старикам – здоровье. Кроме этого верили в то, что если:

  • Услышать карканье вороны – к хорошему знаку.
  • Подвесив над кровлей дома снесённое в этот день яйцо, хозяева могли защитить своё имущество от вреда и порчи.
  • Искупаться в этот день — к богатырскому здоровью.
  • Если в ревностной молитве попросить что-то у Господа, то оно непременно сбудется.

Ночь перед Вознесением называли соловьиной. Трель соловья этой ночью звучит как нельзя мелодично и звонко. Поэтому ловить этих птиц в это время не разрешается, ибо можно навлечь неприятности.

Знахари и травники на Вознесение ходили в лес, чтобы собрать целебные травы, которые в этот день наделялись особенной силой.

Сильный дождь на Вознесение предрекал неурожай, но если он закончится в течение трёх суток, то потери того, что уродит на полях, не будут значительными.

Вознесение Господне – это день последней встречи и разлуки с Богом в его человеческом облике. Вроде бы и радости никакой здесь не должно быть, но, тем не менее, это большой праздник, который знаменует собой избавление от смерти, как страшного последствия греха, даруя вечную жизнь и вечное блаженство всем тем, кто покаялся и искренне попросил прощения за свои земные прегрешения. Праздник Вознесение – это также напоминание человечеству о конце света, о Страшном суде и о втором (последнем) пришествии Господа на Землю.

Рассказать друзьям