Обж сообщение на тему электричество. Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение

1. Действие электрического тока на организм человека

2. Факторы, определяющие исход поражения электрическим током

3. Предельно допустимые величины напряжений и токов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены принципы и средства электрической защиты. В частности зануление. Также были включены в работу такие вопросы как:

Действия электрического тока на организм человека;

Факторы, определяющие исход поражения эл. током;

Допустимые уровни напряжений прикосновений и токов;

Схема, назначение, принцип действия и область применения зануления;

Решение задачи на тему «Зануление».

1. ДЕЙСТВИЕ ЭЛ. ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

При эксплуатации и ремонте электрического оборудования и сетей человек может оказаться в сфере действия электрического поля или непосредственном соприкосновении с находящимися под напряжением проводками электрического тока. В результате прохождения тока через человека может произойти нарушение его жизнедеятельных функций.

Опасность поражения электрическим током усугубляется тем, что, во первых, ток не имеет внешних признаков и как правило человек без специальных приборов не может заблаговременно обнаружить грозящую ему опасность; во вторых, воздействия тока на человека в большинстве случаев приводит к серьезным нарушениям наиболее важных жизнедеятельных систем, таких как центральная нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная, что увеличивает тяжесть поражения; в третьих, переменный ток способен вызвать интенсивные судороги мышц, приводящие к не отпускающему эффекту, при котором человек самостоятельно не может освободиться от воздействия тока; в четвертых, воздействие тока вызывает у человека резкую реакцию отдергивания, а в ряде случаев и потерю сознания, что при работе на высоте может привести к травмированию в результате падения.

Электрический ток, проходя через тело человека, может оказывать биологическое, тепловое, механическое и химическое действия. Биологическое действие заключается в способности электрического тока раздражать и возбуждать живые ткани организма, тепловое – в способности вызывать ожоги тела, механическое – приводить к разрыву тканей, а химическое – к электролизу крови.

Воздействие электрического тока на организм человека может явиться причиной электротравмы. Электротравма – это травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Условно электротравмы делят на местные и общие. При местных электротравмах возникает местное повреждение организма, выражающиеся в появлении электрических ожогов, электрических знаков, в металлизации кожи, механических повреждениях и электроофтальмии (воспаление наружных оболочек глаз). Общие электротравмы, или электрические удары, приводят к поражению всего организма, выражающемуся в нарушении или полном прекращении деятельности наиболее жизненно важных органов и систем – легких (дыхания), сердца (кровообращения).

Характер воздействия электрического тока на человека и тяжесть поражения пострадавшего зависит от многих факторов.

Оценивать опасность воздействия электрического тока на человека можно по ответным реакциям организма. С увеличением тока четко проявляются три качественно отличные ответные реакции. Это прежде всего ощущение, более судорожное сокращение мышц (неотпускание для переменного тока и болевой эффект постоянного) и, наконец, фибрилляция сердца. Электрические токи, вызывающие соответствующую ответную реакцию, подразделяют на ощутимые, неотпускающие и фибрилляционные.

2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИСХОД ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

К факторам, влияющим на исход поражения электрическим током, относят:

1. Величина тока.

2. Величина напряжения.

3. Время действия.

4. Род и частота тока.

5. Путь замыкания.

6. Сопротивление человека.

7. Окружающая среда.

8. Фактор внимания.

2.1. Величина тока

По величине тока, токи подразделяются на:

Неощущаемые (0,6 – 1,6мА);

Ощущаемые (3мА);

Отпускающие (6мА);

Неотпускающие (10-15мА);

Удушающие (25-50мА);

Фибрилляционные (100-200мА);

Тепловые воздействия (5А и выше).

2.2. Величина напряжения и 2.3. Время действия

По ГОСТ 12.1.038-82 ССБТ «Предельно допустимые величины напряжений и токов. Электробезопасность». Факторы величины напряжения и время воздействия электрического тока, приведены в табл. 1.

Таблица 1

При кратковременном воздействии (0,1-0,5с) ток порядка 100мА не вызывает фибрилляции сердца. Если увеличить длительность воздействия до 1с, то этот же ток может привести к смертельному исходу. С уменьшением длительности воздействия значение допустимых для человека токов существенно увеличивается. При изменении времени воздействия от 1 до 0,1с допустимый ток возрастает в 16 раз.

Кроме того, сокращение длительности воздействия электрического тока уменьшает опасность поражения человека исходя из некоторых особенностей работы сердца. Продолжительность одного периода кардиоцикла (рис. 2.1.) составляет 0075-0,85с.

В каждом кардиоцикле наблюдается период систолы, когда желудочки сердца сокращаются (пик QRS) и выталкивают кровь в артериальные сосуды.

Фаза Т соответствует окончанию сокращения желудочков и они переходят в расслабленное состояние. В период диастола желудочки наполняются кровью. Фаза Р соответствует сокращению предсердий. Установлено, что сердце наиболее чувствительно к воздействию электрического тока во время фазы Т кардиоцикла. Для того чтобы возникла фибрилляция сердца, необходимо совпадение по времени воздействия тока с фазой Т, продолжительность которой 0,15-0,2с. С сокращением длительности воздействия электрического тока вероятность такового совпадения становится меньше, а следовательно, уменьшается опасность фибрилляции сердца. В случае несовпадения времени прохождения тока через человека с фазой Т токи, значительно превышающие пороговые значения, не вызовут фибрилляции сердца.


Самоиндукции и экстратоки замыкания и размыкания. Открытие явления электромагнитной индукции сразу же приобрело огромное научное и практическое значение; оно легло в основу электротехники. Работам Фарадея в области электричества положило начало исследование так называемых электромагнитных вращений. Из серии опытов Эрстеда, Араго, Био, Савара, проведенных в 1820 г., стало известно не только об...




Измерения энергии должна находится в пределах ±(0,1-2,5)%. 4.4 Зависимость погрешности дозирования от состава технических средств комплексов дозирования Поскольку в электротехнические комплексы дозирования помимо рассмотренных выше устройств цифрового дозирования количества электричества и электрической энергии входят также устройства коммутации и датчики тока и напряжения, то необходимо...

Проводимости, запрещенная валентная зона, энергия активации). 8. Температурная зависимость полупроводников. Литература, рекомендуемая к лабораторной работе: 10. Матвеев А.Н. Электричество и магнетизм.- М.: Высшая школа, 1983. 11. Калашников С.Г. Электричество. – М.: Наука, 1977. 12. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.2, Т. 3. – М.: Наука, 1977. 13. Телеснин Р.В., Яковлев В.Ф. Курс...




Хотя ему уже придавали иной смысл, нежели тот, который вкладывал в него Кулон.Введение понятия потенциалав электростатику Открытие закона Кулона было очень важным шагом в развитии учения об электричестве и магнетизме. Это был первый физический закон, выражающий количественные соотношения между физическими величинами в учении об электричестве и магнетизме. С помощью этого закона можно было...

Класс: 5

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель. По окончании урока учащиеся должны:

Почему опасно электричество и в чем это заключается;

Как уберечь себя от поражения электрическим током;

б) иметь представление об электротравмах,

в) формирование интереса к предмету,

г) воспитание безопасного поведения.

Учебные вопросы.

1. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами и оборудованием.

2. Правила безопасности при пользовании электрическими приборами.

Оборудование: презентация к уроку, учебник, дидактический и раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент:

(На экране Доброе утро! (Слайд №1))

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидя?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

На столах печатный вариант задания “Домино”.

Мы с вами продолжаем разговор про опасности, которые нас могут встретить дома.

Раздел 2. Опасные ситуации в квартире (дома).

И для начало мы с вами проверим, как вы справились с домашним заданием. Приложение 1

(Дублируется на экране).

Задание: “Домино”. (Слайд №2) ответы фиксируются в рабочей тетради.

У: Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд № 3)

Ответы: 1г., 2а., 3в., 4б., 5д.

Учитель на доске записывает правильные ответы и комментирует.

Учащиеся полученные результаты соотносят с критериями оценивания в баллах и самостоятельно себя оценивают.

У: Молодцы!

А теперь обратите внимание на экран. (Слайд № 4)

(Отрывок из серий мультфильмов “Уроки осторожности с умной совой”)

3. Сообщение темы и цели урока.

(Обсуждение отрывка и постановка темы урока и определение целей урока.)

У: О чем мультфильм?

Д: О бытовых приборах; об опасностях дома

У: А чем они опасны?

Д: Они все становятся причиной опасных ситуаций. Работают от электричества.

У: Правильно. Это электроприборы и они работают от электричества.

У: Электричество – одно из самых ярких открытий человечества. Очень быстро оно стало настолько привычным, что мы его не замечаем.

У: Исходя из выше сказанного, попробуйте сформулировать тему урока.Запись в тетради.

(Слайд № 5)

Тема нашего урока: Электричество.

У: Что мы должны знать об электричестве?

  1. Чем опасно электричество.
  2. Как уберечь себя от поражения электрическим током

Тема урока и цели дети фиксируют в рабочих тетрадях.

Проблемная ситуация (слайд №6)

У: Обратите внимания на экран. Перед нами встает очень серьезная задача и в течение урока мы должны с вами решить ее

Электричество – друг и/или враг человека? (Появляется на экране)

Д. ответ детей с примерами.

У. Обратите внимания, мнения разошлись. Давайте вместе будем находить ответ на этот вопрос.

И для начала скажите, а в каком случае электричество становиться источником опасности для человека?

Д: перечисляют возможные опасные ситуации.

У: Первым шагом к решению нашей задачи будет работа в группах постоянного состава.

Работа в группах - решение ситуативных задач:

Задание: По какой причине электричество становится опасным для человека?

Ответ каждой задачи это одна из причин

Причины дублируется на экране во время проверки. (Слайд № 7)

  • Прикосновение к оголенному электропроводу, находящемуся под напряжением
  • Прикосновение к электророзеткам мокрыми руками
  • Неисправность электроприборов
  • Нарушение техники безопасности, при обращение с электроприборами
  • Дети записывают в тетрадь причины.

    У. К чему может привести неправильное обращение с электричеством, с электроприборами?

    Д. Ответ детей.

    У. Правильно можно получить электротравму? (Дублирование на доске и на экране) (Слайд № 8)

    Электротравма – это повреждение тканей организма, вызванные действием электрического тока.

    Проходя через тело человека, ток может вызвать сокращение мышц, в результате чего происходит разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. Самым опасным при этом может быть потеря сознания с нарушением сердечной деятельности или дыхания, а самым трагическим – прекращением дыхания и кровообращения и привести к смерти человека.

    Физминутка.

    У : Посмотрите на экран и попробуйте ответить на вопрос: как уберечь себя от поражения электрическим током? Это будет следующим шагом в решении нашей задачи.

    (Слайд № 9) отрывок из серии мультфильмов “уроки осторожности с умной совой”.

    У: Какие опасные ситуации произошли с героем и по какой причине?

    У: Как уберечь себя от поражения электрическим током?

    Д. ответы детей формулируются и дублируются на экране. (Слайд № 10)

    1. Не прикасаться к оголенным проводам.

    2. Не пользоваться неисправными электроприборами.

    3. Не прикасаться к выключенному электроприбору мокрыми руками.

    4. Соблюдать технику безопасности, при обращение с электроприборами.

    Запись в тетради правила осторожности.

    5. Рефлексия.

    У: И так вы готовы решить самую главную задачу нашего урока?

    У. Скажите дети Электричество – друг и/или враг человека? И почему? (Появляется на экране) (Слайд № 11)

    Конечно же, электричество – это друг и враг человека!

    Ведь электричество обеспечивает нам современные освещение, отопление, водоснабжение, работу, компьютера, телевидения, приготовления пищи, промышленного производства. Одним словом мы живем в мире электричества. Но мы не должны с вами забывать о том, что электричество может стать причиной опасных ситуаций для человека, если мы не будем соблюдать с вами правила личной безопасности, о которых мы сегодня говорили?

    6. Подведение итога урока.

    1. Какая опасность исходит от электричества?

    2. Что такое электротротравма?

    3. Какие правила мы должны соблюдать, чтобы уберечь себя от поражения электрическим током?

    7. Домашнее задание. На доске:

    Тема “электричество” стр. 36-39 вопросы устно.

    Стр. 39. Задача 7.

    Ваш младший брат взялся рукой за провод включенного магнитофона, и его ударило током. Провод остался в руке вашего брата.

    Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшего действия и определите их очередность проверив себя с материалом в учебнике:

    1. Схватить провод и вырвать его из рук брата.
    2. Подойдите и посмотрите, как он себя чувствует.
    3. Отключите освещение в электрощитке.
    4. Выдерните провод из розетки при помощи сухой деревянной палки.
    5. Вызвать “Скорую помощь”.
    6. Позвать родителей (соседей).

    Ирина Лагодовец
    Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество»

    Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе

    «ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО »

    Цель : формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами .

    Образовательные :

    обобщить знания детей об электрических приборах , об их назначении в быту;

    познакомить с понятиями «электричество » , «электрический ток » ;

    познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами .

    Развивающие :

    развивать умение работать с моделями;

    развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

    развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы.

    Воспитательная :

    воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

    вызывать радость открытий, полученных из опытов.

    Оборудование : слайды, картинки с изображением электроприборов , провода

    Ход ЗАНЯТИЯ

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об электричестве , о безопасности в доме, поиграем в интересные игры, узнаем, как электричество появляется в наших домах, и проведём интересные опыты.

    Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте очень внимательно и догадайтесь, о каких помощниках говорится в нём :

    Очень любим дом мы свой,

    И уютный, и родной.

    Но не каждый бы сумел

    Переделать массу дел.

    Нужно дома нам убрать,

    Приготовить, постирать,

    А ещё бельё погладить…

    Как со всей работой сладить!

    И чудесно, что сейчас

    Есть помощники у нас.

    Труд они нам облегчают,

    Время наше сберегают.

    О каких помощниках говорится в стихотворении?

    Как одним словом можно назвать эти приборы? (электроприборы ) .

    2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКИ»

    Поиграем в игру «Собери картинку» . На ваших столах лежат разрезанные картинки. Соберите их и назовите то, что получилось.

    Все приборы вы назвали правильно, и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Для чего это нужно» :

    Я называю электроприбор , а вы должны сказать, какие действия он выполняет (утюг, фен, микроволновка, холодильник, чайник, электроплита , телефон, пылесос, миксер, вентилятор).

    Видите, как много электроприборов нас окружает . Они – наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Все эти приборы работают от электричества .

    3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО»

    Представьте, что мы попали во времена, когда человек ещё на знал ничего об электричестве , а значит и об электроприборах он не знал и не думал. Но тот человек готовил себе пищу, стирал бельё, убирал жилище.

    Давайте поиграем в игру «Что есть, что было» . Посмотрите на картинки, подумайте и назовите, какие современные электроприборы заменили старые вещи.

    Это корыто. Как думаете, что в нём делали? Какой электрический прибор заменил его сейчас (показ слайдов)

    Стиральная машина – корыто;

    Пылесос – веник;

    Миксер – венчик;

    Утюг – гладильная палка, утюг на углях;

    Швейная машина – игла;

    Электролампа – свеча ;

    Магнитофон – гармонь, балалайка.

    Молодцы, справились с заданием. Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству .

    А как вы думаете, что нужно, чтобы все электроприборы заработали ? (Ответы детей) .

    Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока . Но, прежде чем я вам расскажу откуда появляется ток, немножко разомнёмся.

    ФИЗМИНУТКА

    Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу друг за другом) :

    Ток бежит по проводам (бегут по кругу,

    Свет несёт в квартиру к нам (фонарики вверх)

    Чтоб работали приборы

    Холодильник, мониторы

    Кофемолки, пылесос

    Ток энергию принёс…

    4. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

    «ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО »

    Отдохнули? А теперь давайте продолжим нашу беседу об электричестве . Послушайте внимательно, пожалуйста, мой рассказ.

    Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях . Чтобы получить электричество , на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

    Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.

    Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы , детские сады.

    Вы внимательно слушали мой рассказ? Посмотрите на картинки : это электростанция . Эта электростанция работает от воды – она водная, эта работает от тепла, значит она – тепловая. Эта электростанция работает от солнца – значит она какая? (Солнечная) . А эта работает от силы ветра – она ветряная.

    Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода? (Картинки и провода) .

    5. ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ

    (Схемы)

    Итак, продолжим нашу беседу об электричестве . Электрический ток очень опасен , он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами . С ними нужно правильно общаться. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды.

    Внимательно посмотрите на эту картинку, подумайте и скажите, что это обозначает?.

    1. НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.

    2. НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток , удар которого может быть смертелен.

    3. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками ! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока .

    4. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра ! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель , утюг, плита и т. п.

    5. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы ! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

    6. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами ! Это так же может привести к пожару.

    7. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

    Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

    Мы с вами уже много говорили об электричестве . Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (Ответы детей) . А как вы думаете? Есть электричество безопасное , с которым можно поиграть? (Ответы детей) .

    А вот и нет! Электричество бывает и неопасное . Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов!

    6. ОПЫТЫ СО СТАТИЧЕСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ

    Висящий на стене шарик

    Ребята, что это? (Воздушный шарик) . Правильно. А как вы думаете, в шарике есть электричество ? (Ответы детей) . А я вам сейчас докажу, что в воздушном шарике живёт безопасное электричество . И с ним можно даже поиграть.

    Для этого нужно шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Он стал электрическим и поэтому прилип к стене.

    Ну что, есть в воздушном шарике электричество ? (Ответы детей) .

    Опыт с пластмассовой расчёской

    Волосы электризуются , становятся непослушными.

    Вывод : в волосах тоже живёт электричество .

    Волшебные цветочки

    Кусочком шерстяной ткани натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к цветку из бумажной салфетки и поднять. Цветочки тоже поднимутся.

    Опыт с батарейкой

    Фонарик без батарейки не включается, а когда подставить батарейку – плюс – к плюсу, минус – к минусу – он светит.

    Вывод : в батарейке живёт неопасное электричество .

    Ребята, вы молодцы, научились делать предметы волшебными . Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, салфетка живёт электричество , но оно какое? (Безопасное) .

    Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили об электричестве и об электроприборах .

    О каких электроприборах мы говорили с вами на занятии ?

    А кто помнит, какие современные электроприборы заменили старые предметы быта? Стиральная машина заменила какой предмет? А пылесос?

    Ещё сегодня на занятии мы узнали , что электричество бывает опасное и безопасное. А где встречается опасное электричество ?

    А где мы можем встретить безопасное электричество ?

    Какие правила мы должны соблюдать, чтобы избежать беды при работе электроприборов ?

    Игра «Пантомима»

    Цель : настроить ребят на восприятие новой темы — «Электричество».

    Оборудование : нет.

    Условия: Учитель просит нескольких ребят изобразить те действия, о которых он будет говорить им на ушко. Весь класс должен отгадать, что учитель загадал.

    Варианты заданий : Глажу белье. Смотрю телевизор. Сушу волосы феном. Играю на компьютере. Разогреваю еду в микроволновой печи. Включаю электрочайник.

    После успешного разгадывания учитель обращается к ребятам с просьбой вспомнить все пантомимы и подумать, что их все объединяет. Дети сами называют новую тему урока.

    Загадки

    В небо дыра,

    В землю дыра,

    А в середине

    Огонь да вода. (Самовар)

    Хлеб в меня ты положи

    И сухарик получи. (Тостер)

    Костлявая птица

    В гнезде суетится,

    Крыльями бьет,

    Снует взад-вперед,

    Гнездо, как чаша,

    А в чаше каша. (Миксер)

    Умный друг,

    Сам без рук.

    А чужими пользуется. (Компьютер)

    Если жарко, меня включай -

    Станет прохладно, ты так и знай. (Вентилятор)

    Волшебный ящик посмотри,

    В нем реки и озера,

    Растения и горы.

    Он обо всем расскажет,

    Весь мир тебе покажет. (Телевизор)

    На одной стою ноге

    Я в квартире, в уголке.

    Если вдруг тебе темно,

    Включай меня - будет светло. (Торшер)

    Для проверки знаний по изученной теме «Электричество» подойдет проверочная игра.

    Игра «Крестики-нолики»

    Цель : проверить знания по теме.

    Оборудование: ряд чисел 12345678910, написанных на доске.

    Условия : Учитель просит ребят записать такой же ряд себе в тетрадь, поясняя, что сейчас он будет произносить истинные и ложные высказывания по изученному материалу. Дети будут свое отношение к сказанному определять двумя знаками: «о» - если не согласны с учителем, «х» - если согласны с ним. Знак следует ставить под номером высказывания.

    Примерные высказывания:

    Нельзя прикасаться к оголенному проводу голыми руками.

    Можно сырыми руками потрогать включенный электроприбор.

    При попадании оборванного электропровода на человека вы ему сможете помочь, убрав провод деревянной палкой или резиновыми перчатками.

    Проходя через тело человека, ток может вызвать сокращение мышц, что, в свою очередь, повлечет другие болезненные явления.

    На сварочные работы можно смотреть без защитных очков.

    Пользоваться неисправными электроприборами - опасно.

    В сухую погоду можно поиграть вблизи электроподстанций и электрощитов.

    Меняя перегоревшую лампочку, надо отключить электропитание в квартире.

    В сырую погоду оборванный электропровод безопасен на расстоянии 5 м.

    От удара электротоком самая трагическая ситуация - это клиническая смерть.

    В результате ответов на вопросы у детей в тетради появляется вот такая запись:

    Игра «Чайнворд»

    Цель: проверить знание детьми электроприборов.

    Оборудование: написанные на доске по порядку одиннадцать чисел, под каждым из которых указано количество букв в слове-отгадке.

    Условие: Учитель поясняет, что сейчас он будет загадывать детям загадки (всего их одиннадцать). Отгадки они должны записать в тетрадь. Помогут им числа на доске, которые указывают на количество букв в слове-отгадке, а также принцип чайнворда, где каждое новое слово начинается на ту букву, которой закончилось предыдущее слово.

    Друг от друга тянут сами

    2. Светит ночью еле-еле

    Возле маминой постели. (Ночник)

    3. Печатная машинка с монитором. (Компьютер)

    4. Запомни, милый мальчик,

    Не суй в... пальчик. (розетку)

    5. Плывет по морю электроход,

    То назад, то вперед. (Утюг)

    6. Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром)

    7. Посмотри на мой бочок,

    Во мне вертится волчок.

    Никого он не бьет,

    Зато все взобьет. (Миксер)

    8. Вот волшебный сундучок,

    Его не тронешь - он молчок,

    Но стоит ручку повернуть,

    Он будет петь и говорить. (Радиоприемник)

    9. В пору зимних холодин Обогреет вас... (камин).

    10. Пыль собирает пылесос,

    Надует колесо... (насос).

    11. На стене меня повесь

    И светлее будет здесь. (Светильник)

    Домашнее задание по теме

    Подготовь доклад об открытии электрического тока.

    Нарисуй знаки, которых нет, но они очень нужны для предупреждения об опасности работы с электричеством.

    Придумай и нарисуй ребусы об электроприборах.

    Электронасыщенность современного геологоразведочного производства (электрические установки, приборы, агрегаты) формирует электрическую опасность. При работе с электрическими установками на производстве, приборами в быту следует соблюдать требования электробезопасности. Они представляют собой систему организационных и технических мероприятий и средств, которые обеспечивают защиту людей от вредного и опасного действия электрического тока.

    При производстве геологоразведочных работ в большинстве случаев используются электрическая сеть 380/220 В с глухозаземленной нейтралью. Схема электрической сети представлена на рис. 5.2.

    Рис. 5.2. Схема электрической четырехпроводной сети с глухозаземленной нейтралью

    Напряжение между двумя любыми фазами называется линейным напряжением, которое равно 380 В. Напряжение между любой фазой и нулевым проводом называется фазным и равно 220 В. Нулевой провод сети согласно ПУЭ подключается к контуру заземления не менее чем в двух точках.

    Действие электрического тока на организм человека. Действие электрического тока на организм человека носит многообразный характер. Проходя через организм человека, электрический ток вызывает термическое, электролитическое и биологическое действие.

    Термическое действие тока проявляется в ожогах тела, нагреве до высокой температуры внутренних органов человека (кровеносных сосудов, сердца, мозга).

    Электролитическое действие тока проявляется в разложении органических жидкостей тела (воды, крови) и нарушениях их физико-химического состава.

    Биологическое действие тока проявляется как раздражение и возбуждение живых тканей организма и сопровождается непроизвольными судорожными сокращениями мышц (сердца, лёгких).

    Эти действия приводят к двум видам поражения: электрическим травмам и электрическим ударам.

    Электрические травмы представляют собой чётко выраженные местные повреждения тканей организма человека, вызванные воздействием электрического тока (или дуги). Электротравмы излечимы, хотя степень тяжести может быть значительной вплоть до гибели человека. Различают следующие электрические травмы:

    • 1) электрические ожоги;
    • 2) электрические знаки;
    • 3) металлизация кожи;
    • 4) электроофтальмия;
    • 5) механические повреждения.

    Электрический ожог возникает при значительных напряжениях и несовершенном контакте человека с токоведущими частями.

    При совершенном контакте возникают электрические знаки - чётко очерченные пятна серого или бледно-жёлтого цвета на поверхности кожи человека.

    Металлизация кожи - это проникновение в верхние слои кожи мельчайших частичек металла, графита. Болезненность вызывает нагретость этих частичек.

    Электроофтальмия - поражение глаз, вызванное интенсивным излучением электрической дуги (вредны ультрафиолетовые и инфракрасные лучи).

    Механические повреждения возникают в результате резких непроизвольных судорожных сокращений мышц, вплоть до разрывов кожи, кровеносных сосудов, вывихов суставов и перелома костей. Возможны вторичные последствия, вызванные падением с высоты, непроизвольными ударами.

    Электрический удар - это результат биологического действия тока. Возбуждение внутренних живых тканей организма проходящим через него электрическим током сопровождается непроизвольными судорожными сокращениями мышц. Если последние принадлежат органам дыхания или особенно сердцу, тяжёлые последствия (клиническая, биологическая смерть) возможны из-за прекращения работы дыхания, сердцебиения и наступления электрического шока. При клинической смерти у человека отсутствуют признаки жизни (нет дыхания и сердцебиения), однако жизнь в организме не угасла и поддерживается на низком уровне в течение 6-8 минут. Если не приступить к оживлению организма, то происходит гибель очень чувствительных к кислородному голоданию клеток коры головного мозга (нейронов). С истечением указанного времени может наступить биологическая смерть.

    Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током. Характер и последствия воздействия на человека электрического тока зависят от следующих факторов:

    • · электрического сопротивления тела человека (Rч);
    • · величины напряжения (Е) и силы тока (J);
    • · продолжительности воздействия электрического тока (t);
    • · пути тока через тело человека;
    • · рода и частоты электрического тока;
    • · условий внешней среды;
    • · индивидуальных свойств человека.

    Электрическое сопротивление току оказывает в основном кожа, а в её составе - наружный роговой слой (эпидермис). В сухом состоянии кожа человека - диэлектрик с объемным удельным сопротивлением до 105 Омм. Сопротивление внутренних (влажных) тканей в тысячи раз меньше, порядка 300-500 Ом. В качестве расчётной величины при переменном токе промышленной частоты применяют активное сопротивление тела человека равное 1000 Ом. Повреждение рогового слоя (порезы, царапины, ссадины) снижают сопротивление тела до 500-700 Ом, что пропорционально увеличивает опасность поражения человека током. Такое же негативное значение имеет увлажнение или загрязнение кожи при повышенной температуре, вызывающей усиленное потовыделение. Наименьшим сопротивлением обладает кожа лица, шеи, подмышек и наоборот, кожа ладоней, подошв имеют повышенное сопротивление. С увеличением времени действия напряжения, силы тока и частоты сопротивление кожи резко падает, что усугубляет последствия прохождения тока через организм человека.

    Величина силы тока и напряжение. Основным фактором, обусловливающим исход поражения электрическим током, является сила тока, проходящего через тело человека. Сила тока - количество электричества, проходящего через тело человека в единицу времени. Чем больше сила тока, тем опаснее его воздействие. Различают три ступени воздействия тока на организм человека и соответствующие им три пороговых значения: ощутимое, неотпускающее и фибрилляционное.

    Ощутимый ток вызывает ощутимые малоболезненные раздражения. Человек может самостоятельно освободиться от провода или токоведущей части, находящейся под напряжением. Если человек попал под воздействие переменного тока промышленной частоты (f = 50 Гц), он начинает ощущать протекающий через него ток, когда его значение достигнет 0.6-1.5 мА. Для постоянного тока это пороговое значение составляет 6-7 мА.

    Неотпускающий ток вызывает непреодолимое судорожное сокращение мышц руки, в которой зажат проводник. При этом сила переменного тока, протекающего через организм, должна составлять 10-15 мА и более, а постоянного - 50-70 мА. Человек не может самостоятельно разжать руку и освободиться от воздействия тока.

    Фибрилляционный ток вызывает фибрилляцию (трепыхание) сердечной мышцы. Это быстрые хаотические и разновременные сокращения волокон сердечной мышцы (фибрилл). В результате чего сердце теряет способность перекачивать кровь, в организме прекращаются процессы кровообращения и дыхания и наступает смерть. При воздействии переменного тока промышленной частоты величина порогового фибрилляционного тока составляет 100 мА (при продолжительности действия 0.5 сек), а для постоянного тока - 300 мА при той же продолжительности. Ток больше 5 А фибрилляцию сердца не вызывает, наступает мгновенная остановка сердца.

    Продолжительность воздействия электрического тока. Существенное влияние на исход поражения оказывает длительность прохождения тока через тело человека. Продолжительное действие тока приводит к тяжёлым, а иногда смертельным поражениям. С увеличением времени прохождения тока сопротивление тела человека падает, так как при этом усиливается местный нагрев кожи, что приводит к расширению её сосудов, к усилению снабжения этого участка кровью и увеличению потовыделения.

    Путь электрического тока через тело человека. Путь прохождения тока через тело человека играет существенную роль в исходе поражения, так как ток может пройти через жизненно важные органы: сердце, лёгкие, головной мозг. Влияние пути тока на исход поражения определяется также сопротивлением кожи на различных участках тела. Возможные петли тока: рука-рука, рука-ноги и нога-нога. Наиболее опасны петли голова-руки и голова-ноги, т.к. при этом поражаются органы дыхания и сердце.

    Род и частота электрического тока. Переменный ток в 4-5 раз опаснее постоянного. Это вытекает из сопоставления пороговых ощутимых, а также не отпускающих токов для переменного и постоянного токов. Случаев поражения в электроустановках с постоянным током в несколько раз меньше, чем в аналогичных установках переменного тока. Это положение справедливо лишь для напряжений до 250-300 В. При более высоких напряжениях постоянный ток более опасен, чем переменный.

    Для переменного тока играет роль также и его частота. С увеличением частоты переменного тока полное сопротивление тела уменьшается, что приводит к увеличению тока, проходящего через человека, следовательно, повышается опасность поражения. Наибольшую опасность представляет ток с частотой от 50 до 1000 Гц; при дальнейшем повышении частоты опасность поражения уменьшается и полностью исчезает при частоте 45-50 кГц. Эти токи сохраняют опасность ожогов.

    Индивидуальные свойства человека. Установлено, что физически здоровые и крепкие люди легче переносят электрические удары. Повышенной восприимчивостью к электрическому току отличаются лица, страдающие болезнями кожи, сердечно-сосудистой системы, органов внутренней секреции, лёгких, нервными болезнями. Правилами ТБ при эксплуатации электроустановок предусмотрен отбор персонала для обслуживания действующих электроустановок по состоянию здоровья. С этой целью проводится медицинское освидетельствование лиц при поступлении на работу и периодически 1 раз в два года в соответствии со списком болезней и расстройств, препятствующих допуску к обслуживанию действующих электроустановок.

    Условия внешней среды. Условия, в которых работает человек, могут увеличивать или уменьшать опасность его поражения электрическим током. Сырость, токопроводящая пыль, едкие пары и газы оказывают разрушающее действие на изоляцию электроустановок. Высокая температура и влажность окружающего воздуха понижают сопротивление тела человека, что ещё больше увеличивает опасность поражения его током.

    В зависимости от наличия перечисленных условий, повышающих опасность воздействия тока на человека, «Правила устройства электроустановок» делят все помещения по опасности поражения людей электрическим током на три категории: особо опасные, с повышенной опасностью, без повышенной опасности.

    • 1. Особо опасные помещения по поражению людей электротоком характеризуются наличием одного из следующих условий, создающих особую опасность:
      • · особая сырость - 100% (потолок, стены, пол и предметы в помещении покрыты влагой);
      • · химически активная или органическая среда, разрушающая изоляцию и токоведущие части электрооборудования;
      • · одновременная реализация двух и более условий повышенной опасности. Примером таких помещений могут служить бани, душевые, складские помещения под землей и т.д.
    • 2. Помещения с повышенной опасностью поражения людей электрическим током характеризуются наличием в них одного из следующих условий:
      • · влажность, превышающая 75%;
      • · токопроводящая пыль;
      • · токопроводящие полы (металлические, земляные, железобетонные, кирпичные);
      • · высокая температура (выше + 35С);
      • · возможность одновременного прикосновения человека к имеющим соединения с землёй металлоконструкциям зданий, механизмов, с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования - с другой. Примером таких помещений могут служить буровые установки, нефтеперекачивающие станции, цеха механической обработки материалов, складские неотапливаемые помещения и др.
    • 3. Помещения без повышенной опасности поражения людей электрическим током характеризуются отсутствием условий, создающих повышенную или особую опасность. К ним относятся жилые помещения, лаборатории, конструкторские бюро, заводоуправление, конторские помещения и другие.

    Защита человека от поражения электрическим током. Защитные меры в электроустановках. Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий, вспомогательное оборудование (вместе с помещениями, в которых они устанавливаются), предназначенных для производства, передачи, распределения электрической энергии.

    Поражение человека электрическим током возможно лишь при замыкании электрической цепи через его тело или, иначе говоря, при прикосновении человека к сети не менее чем в двух точках.

    Н а п р я ж е н и е п р и к о с н о в е н и я (Uпр) - это разность потенциалов двух точек электрической цепи, которых одновременно касается человек. Это происходит:

    • · при двухфазном включении в сеть;
    • · при однофазном включении в сеть (при контакте с токоведущими частями оборудования - клеммы, шины и т.д.);
    • · при контакте с нетоковедущими частями оборудования, случайно оказавшимися под напряжением из-за нарушения изоляции проводов;
    • · при возникновении напряжения шага.

    Ток (J), протекающий через тело человека, равен

    где Uпр - напряжение прикосновения; Rч - сопротивление тела человека.

    Снизить ток можно либо за счет снижения напряжения прикосновения (применение малых напряжений), либо за счет увеличения сопротивления человека (применения СИЗ).

    При двухфазном включении человека в сеть напряжение прикосновения будет равно линейному напряжению. Если человек прикоснулся к электрически поврежденной установке, имеющей заземление, то напряжение прикосновения будет ниже напряжения этой установки, так как любое заземляющее устройство снижает потенциал корпуса электроустановки.

    Н а п р я ж е н и е ш а г а - это разность потенциалов двух точек на поверхности земли, на которых одновременно стоит человек. Разность потенциалов возникает при падении оголенного провода на землю или при подходе к заземлителю в режиме стекания через него тока.

    Значение напряжения шага (Uш) определяется по формуле:

    где ц - потенциал в точке касания проводом земли; r - радиус проводника; а - расчетная длина шага, равная 0.8 м; x - расстояние от центра проводника до ближайшей ноги человека.

    Чем выше потенциал касания проводом земли и меньше расстояние (x), тем выше значение напряжения шага. Напряжение шага практически исчезает при расстоянии более 15-20 метров.

    Безопасность при работе с электроустановками обеспечивается применением различных технических и организационных мер. Они регламентированы действующими Межотраслевыми правилами эксплуатации электроустановок (2001 г.).

    Технические средства защиты от поражения электрическим током делятся на к о л л е к т и в н ы е и и н д и в и д у а л ь н ы е.

    Основные коллективные способы и средства электрозащиты:

    * изоляция токопроводящих частей (проводов) и ее

    непрерывный контроль;

    • * установка оградительных устройств;
    • * предупредительная сигнализация и блокировки;
    • * использование знаков безопасности и предупреждающих плакатов;
    • * применение малых напряжений;
    • * защитное заземление;
    • * зануление;
    • * защитное отключение.

    Изоляция проводов, установка оградительных устройств, предупредительная сигнализация и блокировки, а также использование знаков безопасности и предупреждающих плакатов относятся к защите от прикосновения к токоведущим частям установок.

    Изоляция токопроводящих частей - одна из основных мер электробезопасности. Согласно ПУЭ сопротивление изоляции токопроводящих частей электрических установок относительно земли должно быть не менее 0,5 МОм (1 МОм = 106 Ом.)

    Различают рабочую и двойную изоляцию.

    Р а б о ч е й называется изоляция, обеспечивающая нормальную работу электрической установки и защиту персонала от поражения электрическим током.

    Д в о й н а я изоляция, состоящая из рабочей и дополнительной, используется в тех случаях, когда требуется обеспечить повышенную электробезопасность оборудования (например, ручного электроинструмента, бытовых электрических приборов и т.д.).

    Существуют основные и дополнительные изолирующие средства. Основные изолирующие электрозащитные средства способны длительно выдерживать рабочее напряжение электроустановок, поэтому ими разрешается касаться токоведущих частей под напряжением. В установках до 1000 В - это диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными рукоятками, указатели напряжения.

    Дополнительные электрозащитные средства обладают недостаточной электрической прочностью и не могут самостоятельно защитить человека от поражения током. Их назначение - усилить защитное действие основных изолирующих средств, с которыми они должны применяться. В установках до 1000 В - диэлектрические боты, диэлектрические резиновые коврики, изолирующие подставки.

    Установка оградительных устройств. Неизолированные токопроводящие части электроустановок, работающих под любым напряжением, должны быть надежно ограждены или расположены на недоступной высоте, чтобы исключить случайное прикосновение к ним человека. Конструктивно ограждения изготавливают из сплошных металлических листов или металлических сеток.

    Предупредительные сигналы и блокировки. Для предупреждения об опасности поражения электрическим током используют различные звуковые, световые и цветовые сигнализаторы. Кроме того, в конструкциях электроустановок предусмотрены блокировки - автоматические устройства, с помощью которых преграждается путь в опасную зону. Блокировки могут быть механические (стопоры, защелки, фигурные вырезы), электрические или электромагнитные.

    Для информирования персонала об опасности служат предупредительные плакаты, которые в соответствии с назначением делятся на предостерегающие, запрещающие, разрешающие и напоминающие. Части оборудования, представляющие опасность для людей, окрашивают в сигнальные цвета. На них наносят знак безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026 «Цвета сигнальные и знаки безопасности». Красным цветом окрашивают кнопки и рычаги аварийного отключения электроустановок.

    Применение малых напряжений. Для уменьшения опасности поражения током людей, работающих с переносным электроинструментом и осветительными лампами в особоопасных помещениях, используют малое напряжение, не превышающее 42 В. В ряде случаев, например, при работе в горных выработках, для питания ручных переносных ламп используют напряжение 12 В. Источниками малого напряжения являются трансформаторы, аккумуляторы, батареи гальванических элементов и т.д.

    При замыканиях тока на металлические части оборудования (замыкание на корпус) на них появляются напряжения, достаточные для поражения людей. Осуществить защиту от поражения электрическим током в этом случае можно тремя путями: защитным заземлением, занулением и защитным отключением. Они являются защитой человека от напряжения, появившегося на корпусе в результате нарушения изоляции.

    Защитное заземление - это преднамеренное соединение с землей металлических нетоковедущих частей электрооборудования, которые могут оказаться под напряжением при нарушении изоляции электроустановки. Защитное заземление устраивается в электрических сетях с изолированной и с заземленной нейтралями.

    Если произошло замыкание и корпус электроустановки оказался под напряжением, то прикоснувшийся к нему человек попадает под напряжение прикосновения (Vпр), которое определяется выражением:

    Vпр = Vз - Vx,

    где Vз - полное напряжение на корпусе электроустановки, В; Vx - потенциал поверхности земли или пола, В.

    Принцип действия защитного заземления заключается в снижении до безопасных значений напряжений прикосновения, вызванных замыканием на корпус.

    Защитному заземлению подвергают все металлические части электроустановок и оборудования, например, корпуса электрических машин, трансформаторов, светильников, каркасы распределительных щитов, металлические трубы и оболочки электропроводок, а также металлические корпуса переносных электроприемников.

    Конструктивно заземляющее устройство представляет металлические электроды (уголок и металлические трубы длиной не менее 2,5 м), связанные между собой металлической полосой, которая накладывается на металлические части оборудования. Количество заземлителей зависит от удельного электрического сопротивления грунта и требуемой величины сопротивления контура заземления.

    В зависимости от взаимного расположения заземлителей и заземляемого оборудования различают выносные и контурные заземляющие устройства. Первые из них характеризуются тем, что заземлители вынесены за пределы площадки, на которой размещено заземляемое оборудование, или сосредоточены на некоторой части этой площадки.

    Контурное заземляющее устройство, заземлители которого располагаются по периметру вокруг заземляемого оборудования на небольшом расстоянии друг от друга (несколько метров), обеспечивает лучшую степень защиты, чем предыдущее.

    Заземлители бывают искусственные, которые используются только для целей заземления, и естественные, в качестве которых используют находящиеся в земле трубопроводы (за исключением трубопроводов горючих жидкостей или газов), металлические конструкции, арматуру железобетонных конструкций, свинцовые оболочки кабелей и др. Искусственные заземлители изготавливают из стальных труб, уголков, прутков или полосовой ткани.

    Требования к сопротивлению защитного заземления регламентируются ПУЭ . В любое время года это сопротивление не должно превышать 4 Ом - в установках, работающих при напряжении до 1000 В (буровые установки, нефтеперекачивающие станции и т.д.); если мощность источника тока составляет 100 кВ/А и менее, то сопротивление заземляющего устройства может достигать 10 Ом.

    Защитное зануление предназначено для защиты персонала от поражения электрическим током в четырехпроводных сетях с глухозаземленной нейтралью до 1000 В. Обычно эти сети 220/127, 380/220 и 660/380 В.

    Зануление - это преднамеренное соединение с нулевым проводником металлических частей оборудования, которые могут оказаться под напряжением. Принцип действия зануления - превращение замыкания на корпус в однофазное короткое замыкание. Цель этого - вызвать большой ток, способный обеспечить срабатывание защиты и тем самым автоматически отключить поврежденную установку от питающей сети. Такой защитой могут быть: плавкие предохранители, магнитные пускатели и автоматы.

    Время срабатывания элементов защиты зависит от силы тока. Так, для плавких предохранителей и тепловых автоматов время срабатывания предохранителя составляет 0.1с. Электромагнитный автоматический выключатель обесточивает сеть за 0.01 с.

    Защитное отключение - это защита от поражения электрическим током в электроустановках, работающих под напряжением до 1000 В, автоматическим отключением всех фаз аварийного участка сети за время, допустимое по условиям безопасности для человека.

    Основная характеристика этой системы - быстродействие, оно не должно превышать 0.2 с. Принцип защиты основан на ограничении времени протекания опасного тока через тело человека. Существуют различные схемы защитного отключения, одна из них основана на использовании реле напряжения.

    При замыкании фазного провода на заземленный или зануленный корпус электроустановки, на нем возникает напряжение корпуса. Если оно превышает заранее установленное предельно допустимое напряжение, срабатывает защитное отключающее устройство. Работа схемы защитного отключения представлена в . Защитное отключение рекомендуется применять тогда, когда электробезопасность не может быть обеспечена с помощью заземления или зануления, а также если эти устройства вызывают трудности в применении:

    • * в передвижных установках напряжением до 1000 В;
    • * для отключения электрооборудования, удаленного от источника питания, как дополнение к занулению;
    • * в электрифицированном инструменте как дополнение защитному заземлению или занулению;
    • * в скальных и мерзлых грунтах при невозможности выполнить необходимое заземление.

    Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию электроустановок. К ним относятся оформление соответствующих работ нарядом или распоряжением, допуск к работе, надзор за проведением работ, строгое соблюдение режима труда и отдыха, переходов на другие работы и окончания работ.

    Нарядом для проведения работы в электроустановках называют составленное на специальном бланке задание на безопасное производство, определяющее содержание, место, время начала и окончания работы, необходимые меры безопасности, состав бригад и лиц, ответственных за безопасность выполнения работ. Распоряжением называют то же задание на безопасное производство работы, но с указанием содержания работы, места, времени и лиц, которым поручено ее выполнение.

    Все работы на токопроводящих частях электроустановок под напряжением и со снятием напряжения выполняют по наряду, кроме кратковременных работ (продолжительностью не более 1 ч), требующих участия не более трех человек. Эти работы выполняют по распоряжению.

    К организационным мероприятиям также относятся обучение персонала правильным приемам работы с присвоением работникам, обслуживающим электроустановки, соответствующих квалификационных групп.

    Оказание первой помощи человеку, пораженному электрическим током. Первая помощь человеку, пораженному электричеством, состоит из двух этапов: освобождение пострадавшего от воздействия электрического тока и оказание ему первой помощи.

    Если человек прикоснулся к токопроводящей части электроустановки и не может самостоятельно освободиться от воздействия тока, то присутствующим необходимо оказать ему помощь. Для этого следует быстро отключить электропроводку с помощью выключателя, рубильника и т.д. Если быстро отключить электроустановку от сети невозможно, то оказывающий помощь должен отделить пострадавшего от токопроводящей части. При этом следует иметь в виду, что без применения необходимых мер предосторожности нельзя прикасаться к человеку, находящемуся в цепи тока, так как можно самому попасть под напряжение.

    Если пострадавший попал под действие напряжения до 1000 В, токопроводящую часть от него можно отделить сухим канатом, палкой или доской или оттянуть пострадавшего за одежду, если она сухая. Руки человека, оказывающего помощь, следует защитить диэлектрическими перчатками, на ноги необходимо надеть резиновую обувь или встать на изолирующую подставку (сухую доску).

    Если перечисленные меры не дали результата, допускается перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой или перерезать его другим инструментом с изолированными ручками.

    При напряжении, превышающем 1000 В, лица, оказывающие помощь, должны работать в диэлектрических перчатках и обуви и оттягивать пострадавшего от провода специальными инструментами, предназначенными для данного напряжения (штангой или клещами). Рекомендуется также накоротко замкнуть все провода линии электропередачи, набросив на них соединенный с землей провод.

    После освобождения пострадавшего от воздействия электрического тока ему оказывают доврачебную медицинскую помощь. Если получивший электротравму находится в сознании, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение.

    Если человек потерял сознание, но дыхание и работа сердца сохранились, пострадавшего укладывают на мягкую подстилку, расстегивают пояс и одежду, обеспечивая тем самым приток свежего воздуха. Далее дают нюхать нашатырный спирт, |растирают и согревают тело. При редком и судорожном, а также ухудшающемся дыхании пострадавшему делают искусственное дыхание. При отсутствии признаков жизни искусственное дыхание сочетают с наружным массажем сердца.

    Вопросы для самоконтроля

    Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?

    Что такое электротравмы?

    Какие причины электротравматизма?

    От каких факторов зависит исход поражения электрическим током?

    Охарактеризуйте допустимые уровни поражения током?

    Перечислите основные случаи включения человека в электросеть.

    Что такое шаговое напряжение?

    Перечислите основные способы и средства электрозащиты и охарактеризуйте их?

    Классификация производственных помещений по степени опасности поражения электрическим током.

    Что такое защитное заземление и как с помощью его осуществляется защита человека от поражения электрическим током?

    Что такое зануление и каков принцип обеспечения электробезопасности с его помощью?

    Что такое защитное отключение и каковы принципы его работы?

    Назовите индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током?

    Рассказать друзьям